§ 6. Заключение о чувствующем существе  

Есть еще много других вещей, которые относятся к области нашего знания и которые немало привлекают к себе наше любопытство, но познание их выше наших сил: мы не знаем, какие качества должно иметь материальное чувствующее начало, чтобы обладать непосредственной способностью чувствовать; мы не знаем, обладает ли это начало этой способностью в полном ее совершенстве с того самого момента, как оно начинает жить в одушевленном теле.
Вполне возможно, что оно обладает менее совершенными, более смутными или менее отчетливыми ощущениями; но не может ли этот недостаток происходить от других органов тела, доставляющих ему эти ощущения? Такую возможность по крайней мере легко установить, так как эти ощущения совершенно отсутствуют во время сна вследствие прекращения движения духов и так как то же самое чувствующее начало при легком или несовершенном сне испытывает только несовершенные ощущения, хотя само по себе непосредственно готово получать полные и отчетливые. Я не задаю вопроса, что происходит с этим началом в момент смерти: сохраняет ли оно эту непосредственную способность чувствовать и не могут ли в данном случае иные причины, помимо органов, действующих на него в течение жизни, доставлять ему ощущения, делающие его счастливым или несчастным? Я не спрашиваю: «Остается ли эта часть, освободившись от своих пут и сохраняя свою сущность, блуждающей, будучи всегда готова воспроизвести новое животное или появиться в оболочке нового тела, после того как, рассеявшись в воздухе или воде, скрывшись в листьях растений или в плоти животных, она обнаружилась бы в семени животного, которое она должна воспроизвести?» Я мало интересуюсь тем, может ли душа, «способная одушевлять новые тела, воспроизводить всевозможные виды посредством одного только разнообразия комбинаций» [†††††††††††††††††††††††††]. Эти вопросы по самому своему характеру всегда останутся нерешенными. Надо признать, что обо всем этом у нас нет никаких знаний, так как нам не известно ничего сверх того, что мы узнаём при посредстве ощущений, оставляющих нас в данном случае; следовательно, нельзя позволить себе сверх этого никаких предположений. Умник выдвигает проблемы, дурак и невежа решают их, но все трудности остаются для философа. Итак, подчинимся нашему неведению, и пусть наше тщеславие ворчит по этому поводу. Но мне кажется — что вполне соответствует истине и вышеустановленным принципам,— что животные, умирая, лишаются своей непосредственной способности чувствовать и что, следовательно, чувствующая душа действительно уничтожается вместе с ними. Она существовала только благодаря модификациям, которых после смерти уже нет.
 
<< | >>
Источник: В. М. БОГУСЛАВСКИЙ. Жюльен Офре ЛАМЕТРИ. СОЧИНЕНИЯ. ВТОРОЕ ИЗДАНИЕ. ИЗДАТЕЛЬСТВО «мысль» МОСКВА - I983. I983

Еще по теме   § 6. Заключение о чувствующем существе  :

  1.   § 9. Чувствующее существо, следовательно, материально  
  2.   2. Это доказывается на примере воспринимаемых чувствами вещей, а также на примере самих одушевленных существ  
  3. Это опять-таки приводит к заключению, что Бог существует  
  4. Чувства верующих и чувства безбожников: право на существование и противостояние
  5. Теорема 15. Все, что только существует, существует в боге, и без бога ничто не может ни существовать, ни быть представляемо.
  6. § 19. Отношение приписываемых существу Божию свойств и самому Его существу. Понятие о Боге, как общий вывод из учения о свойствах Божиих
  7. 23. О восприятиях, которые мы относим к внешним предметам Восприятия, относимые к вещам, находящимся вне нас, например к объектам наших чувств, вызваны, по крайней мере когда мы судим правильно, предметами, возбуждающими некоторые движения в органах внешних чувств
  8. А) 1) Что существует - существует.
  9. Упражнение VI О том, что не существует знания, а в особенности аристотелевского 1. О том, что не существует такого знания, каким его изображает Аристотель  
  10. Теорема 56. Существует столько же видов удовольствия, неудовольствия и желания, а следовательно, и всех аффектов, слагающихся из них (каково душевное колебание) или от них производных (каковы любовь, надежда, страх и т.д.), сколько существует видов тех объектов, со стороны которых мы подвергаемся аффектам.
  11. + 13. аудиторское заключение: структура, назначение, виды заключений
  12. КУЛЬТУРА ЧУВСТВ
  13. 48). Чувства
  14. Теорема 9. Идея отдельной вещи, существующей в действительности, имеет своей причиной бога, не поскольку он бесконечен, но поскольку рассматривается составляющим другую идею отдельной вещи, существующей в действительности, причина которой (идеи) также есть бог в силу того, что он составляет третью идею, и т.д. до бесконечности.