§ 1. Конвенции и рекомендации ЮНЕСКО по защите культурного наследия


Международно-правовая охрана культурных ценностей основана на концептуальных положениях, реализованных в конвенциях, соглашениях и рекомендациях, принятых в рамках международных организаций, а также на межгосударственном уровне.

Таковой является концепция общего наследия человечества.
Таких концепций в международном праве две: одна касается международного сотрудничества в области освоения космоса и морского дна, которые являются общим наследием; вторая базируется на признании достоинства и ценности каждой культуры и вытекающего из этого вывода, что все культуры являются частью общего наследия человечества.
Содержание концепции общего наследия человечества раскрывается в пяти конвенциях ЮНЕСКО и рекомендациях этой организации по охране культурного наследия; в конвенции ЮНИДРУА по похищенным культурным ценностям; конвенциях и соглашениях Совета Европы, стран СНГ и сводится к следующему:
  • каждая культура вносит свой вклад в развитие человеческой цивилизации; цивилизация будет обеднена, если будут утеряны ее достижения;
  • охрана культурного наследия - дело не только того государства, на территории которого находятся выдающиеся памятники культуры, но всех государств;
  • охрана памятников культуры предполагает международное сотрудничество в деле сохранения, консервации, восстановления объектов, обладающих универсальной ценностью;
  • вопросы собственности не имеют принципиального значения для общего наследия человечества (памятники культуры могут находиться в собственности государства, частных лиц, муниципальных образований, общественных организаций);
  • части общего наследия обладают национальным характером;
  • общее наследие человечества в области культуры влечет за собой признание необходимости общего пользования культурными ценностями (все люди имеют право на равное пользование достижениями культуры, в том числе и мировой) [382].

Концепция общего наследия человечества получила развитие в ряде международно-правовых актов. В частности, 19 декабря 1954 г. в Париже принята Европейская культурная конвенция, которая вступила в силу в Республике Беларусь 18 октября 1993 г.
Правительства-члены Совета Европы, подписавшие эту Кон - венцию, исходили из того, что целью Совета Европы является достижение еще большего единства между его членами в целях защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием.
В соответствии со ст. 1 - 3 Конвенции ее участники должны принимать надлежащие меры для защиты и поощрения развития национального вклада в общее культурное достояние Европы, рассматривать передаваемые под их контроль предметы, имеющие культурную ценность для Европы, в качестве неотъемлемой части общего культурного достояния Европы, принимать надлежащие меры для их защиты и обеспечивать разумный доступ к ним.
Таким образом, культурные ценности находятся под охраной как внутригосударственного, так и международного права. Каждое государство следит за сохранностью своего культурного наследия, проводит политику, направленную на организацию реставрационных работ, восстановление и популяризацию объектов.
Выше указывалось, что по степени значимости объекты историко-культурного наследия подразделяются на ценности мирового, национального и местного значения.
Культурными ценностями мирового значения признаются ценности, имеющие универсальное значение как свидетельство становления и развития человеческого общества, а также являющиеся выдающимися творениями мировой культуры.
Советский Союз и непосредственно БССР стали участниками Конвенции ЮНЕСКО «Об охране всемирного культурного и природного наследия» с 1 января 1989 г. Следовательно, с этого времени необходимо было учитывать положения международно-правовых актов, а главное - перспективу включения белорусских объектов в Список всемирного наследия. К сожалению, этого не произошло. За 1 5 лет только один белорусский национальный объект включен в Список ЮНЕСКО по номинации «Культурное наследие».
Несмотря на то, что процесс разработки и принятия конвенций органами ЮНЕСКО имеет свои особенности, по своей природе они являются такими же международными договорами, как и все другие. К международным конвенциям, принимаемым Генеральной конференцией ЮНЕСКО, в полной мере применимы нормы и общепризнанные принципы международного права, касающиеся международных договоров[383].
Итак, конвенций ЮНЕСКО, непосредственно относящихся к охране культурного наследия, пять:
  • Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (14 мая 1954 г.);
  • Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи собственности на культурные ценности (14 ноября 1970 г.);
  • Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (16 ноября 1972 г.);
  • Конвенция об охране нематериального культурного наследия (17 октября 2003 г.);
  • Конвенция об охране подводного культурного наследия (6 ноября 2001 г.).

Рекомендации ЮНЕСКО в определенной мере отличаются по содержанию от конвенций. Прежде всего, как, собственно, и следует из этимологии этого слова, рекомендации - это правила рекомендательного характера. Они не требуют ратификации или присоединения, но должны быть одобрены законодательным или административным органом государства-члена организации, что означает отнесение права применения рекомендаций на усмотрение этого государства.
Республика Беларусь присоединилась к четырем первым названным выше Конвенциям ЮНЕСКО, касающимся охраны культурного наследия. О необходимости применения рекомендаций не принимались решения ни законодательным (Национальным собранием - в настоящее время, ранее -Верховным Советом), ни административным (Министерство культуры) органами. Причина такого положения кроется, возможно, в том, что до сих пор не было должного обоснования необходимости (и возможности) их использования в практической деятельности.
Анализ международно-правовых актов позволяет классифицировать объекты всемирного наследия по следующим категориям (см. схему).

Включение ценности в Список всемирного наследия означает, что она становится объектом особой правовой защиты. С юридической точки зрения, включение в Список имеет, например, решающее значение для того, чтобы начать проведение международных акций по охране ценности экономической - возможность привлечения инвестиций для развития туристического бизнеса, порождающего, правда, другие проблемы[384].
Объекты культурной собственности для включения их в Список всемирного наследия должны пройти испытание, так называемый «тест на подлинность» (см. схему).

Эти критерии определены в «Operational Guidelines for the Implementation of the World Heritage Convention».
Подлинность материала характеризует состояние строительного материала, имея в виду максимальное сохранение его первоначальных характеристик. Реализация этого критерия предполагает сохранение структуры городской ткани и ее консервативную реабилитацию, а также запрет на перемещение исторических сооружений.
В соответствии с критерием подлинности замысла необходимо сохранение материи памятника, следов первоначально использовавшейся строительной технологии. Подлинность замысла означает сохранение в памятнике тех элементов, которые свидетельствуют об оригинальной художественной, архитектурной, конструктивной или функциональной идее, составляющей основу памятника и его ценность.
Любое развитие памятника или ансамбля в соответствии с этим критерием предполагает гармонизацию с первоначальным замыслом.
Подлинность означает сохранение контекста памятника, желательно на момент создания[385].
Критерий подлинности памятника - наиболее дискуссионное понятие в теории и реставрационной практике. Не случайно к нему неоднократно обращались исследователи. Особенно активизировались поиски критериев подлинности в 80-е-90-е годы XX столетия. В этот период получили развитие сразу несколько творческих концепций, оказавших большое влияние на формирование составляющих критерия подлинности памятника. Длительное время доминировала концепция о необратимости времени и его однонаправленности, базовый тезис которой «...ценность памятника при утрате не возобновляется» фактически реализован в рекомендациях ЮНЕСКО о принципах консервации.
С точки зрения этимологии, аутентичный означает «тот же самый». Данное слово имеет греческое происхождение (authentikos - сам). В современном понимании подлинность означает нечто поддерживающее и подтверждающее самое себя, черпающее веру и авторитет в самом себе. Понятие подлинности относится к чему-то творческому, авторскому, к чему-то глубоко тождественному самому себе по форме и содержанию[386].
Критерии подлинности применяются только к объектам Всемирного наследия как представляющим универсальную ценность. Это требование было впервые выдвинуто в 1977 г. на первой сессии Комитета всемирного наследия.
Обязательное прохождение памятником-номинантом теста на подлинность имеет цель не допускать включение копий или полностью реконструированных зданий в Список всемирного наследия.
Возникает вопрос: какие белорусские объекты отвечают этим признакам?
В 2004-2005 гг. подготовлен список объектов для первоочередного включения в Список всемирного наследия, в который внесены 12 объектов и начата практическая деятельность по их номинированию. Причем очевидно, что приоритеты отданы Августовскому каналу, о чем свидетельствуют принятые Указ Президента № 2 от 8 января 2004 г. «Об организации работ по реконструкции части Августовского канала»[387] и Постановление Правительства № 170 от 17 февраля этого же года[388], которыми утвержден план мероприятий по выполнению президентского решения.
Однако реальное включение в Список всемирного культурного и природного наследия многих объектов проблематично по причине непродуманной градостроительной и реставрационной практики 60-70-х годов прошлого столетия. Например, строительство высотных зданий на территории исторического центра города Гродно (в том числе расширение здания облисполкома и прилегающей к нему площади), возможно, навсегда лишило его такой возможности. В данном случае, впрочем, как и во многих других аналогичных, оказался нарушенным ключевой для международно-правовых актов принцип подлинности.
Все эти обстоятельства приводят к выводу о том, что законодатели исходили чуть ли не из потенциальной невозможности включения белорусских историко-культурных ценностей в Список всемирного наследия. Это во многом и предопределило государственную политику в данной сфере. Изменить ее может реформирование законодательства об охране историко-культурного наследия, которое должно приблизить его к международным стандартам.
Есть для этого и конституционные предпосылки: в ст. 8 Конституции Республики Беларусь закреплен приоритет общепризнанных принципов международного права.
Хочется надеяться, что в новом белорусском законе об охране историко-культурного наследия, необходимость принятия которого очевидна, будут учтены международно-правовые акты.
В настоящее время (по состоянию на 1 января 2005 г.) Список всемирного наследия насчитывает 788 объектов, в том числе 154 объекта природного, 611 - культурного и 23 - смешанного природно-культурного наследия в 134 государствах мира[389]. В России это исторический центр г. Санкт-Петербурга и связанные с ним ансамбли памятников; погост в Кижах; Кремль и Красная площадь в г. Москве; исторические памятники г. Новгорода и его окрестностей; культурный и исторический ансамбль Соловецких островов; белокаменные памятники г. Владимира и г. Суздаля; архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры; Сергиев Посад; Церковь Вознесения в Коломенском; архитектурный ансамбль Ферапонтова монастыря (Вологодская область)[390].
30 июня 2004 г. на заседании 28-й сессии Комитета по всемирному наследию, проходившей в китайском городе Сучжоу, в Список всемирного наследия включен Новодевичий монастырь в г. Москве[391].
Процесс номинации национальных объектов в Список всемирного наследия включает несколько этапов.
  1. этап - государство подписывает Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия, принимая на себя обязательство сохранять это наследие.
  2. этап - государство - сторона Конвенции готовит предварительный список объектов культурного (и природного) наследия, расположенных на ее территории и имеющих выдающуюся универсальную ценность.
  3. этап - государство - сторона Конвенции отбирает объекты из предварительного списка для внесения в Список всемирного наследия.
  4. этап - заполненную форму для включения объектов отсылают в Центр всемирного наследия ЮНЕСКО.

Для всех предложений по включению объектов в Список всемирного наследия действует «Формат для предложения по включению культурных и природных богатств в Список всемирного наследия», разработанный Комитетом всемирного наследия на 20-й сессии в 1996 г., который содержит следующие положения:
  1. определение объекта;
  2. оправдание включения;
  3. управление. На практике Центр всемирного наследия требует, чтобы государство, инициирующее включение объекта, представляло статистические данные, отражающие оценку качества и состава посетителей за многие годы, чтобы были названы организованные для посетителей услуги;
  4. угрожающие объекту факторы: а) угроза в результате развития (например, развитие сельского хозяйства, разработки по добыче ископаемых); б) угроза, связанная с окружающей средой (загрязнение воздуха может оказать серьезное влияние на состояние памятников из камня, а опустынивание - привести к эрозии из-за песка и ветра); в) природные катастрофы (землетрясения, наводнения, пожары); г) угрозы, связанные с потоком посетителей, туризмом;
  5. наблюдение (требуется представление достаточного количества фотографий, диапозитивов и видеофильмов, включая один или несколько авиа-снимков).

Вся документация сопровождается должным образом подписанным разрешением, дающим эксклюзивное право для ЮНЕСКО бесплатно ее воспроизводить и использовать. На практике в пакете документов представляются копии планов управления объектом, а также в кратком виде применяемое законодательство. Библиография включает ссылки на все основные опубликованные источники.
Досье на предлагаемый для включения в Список всемирного наследия объект закрепляется подписью должностного лица, имеющего полномочия подписывать его от имени государства. В странах СНГ досье подписывает министр культуры (предложения по включению замкового комплекса «Мир» подписаны председателем бывшего Комитета по охране историко-культурного наследия при Министерстве культуры Республики Беларусь) [392].
Вернемся к дальнейшей процедуре включения объектов в Список всемирного наследия.
V этап - Центр всемирного наследия ЮНЕСКО проверяет правильность заполнения формы и направляет ее на оценку в ICOMOS[393].
VIэтап - эксперты посещают объекты и оценивают их сохранность и управление.
  1. этап - ICOMOS оценивает объекты-номинанты, используя критерии культурного и природного наследия.
  2. этап - ICOMOS составляет оценочный отчет.
  3. этап - семь членов Бюро всемирного наследия знакомятся с объектами-номинантами, с их оценками и дают рекомендации Ко - митету.
  4. этап - окончательное решение принимается 21 членом Комитета всемирного наследия с одним из следующих итогов: внести, отсрочить, отказать.

ЮНЕСКО и Комитет всемирного наследия предпринимают усилия, чтобы обеспечить правильное распределение объектов всемирного наследия во всех регионах мира, расширив тем самым культурное разнообразие мирового наследия.
ЮНЕСКО и ее партнерами выработаны следующие критерии отбора объектов для включения их в Список всемирного наследия.
Так, номинируемые объекты должны:
  1. - являться шедевром творческого гения человека;
  2. - отражать воздействие, которое оказывает чередование общечеловеческих ценностей в пределах определенного периода, времени или определенного культурного района мира на развитие архитектуры или технологии, градостроительства или планирования ландшафтов. Примером может служить архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в г. Сергиев Посад (Россия);
  3. - являться уникальным либо по меньшей мере исключительным свидетельством культурной традиции либо цивилизации, существующей или исчезнувшей. Например, Скальная скульптора в Тануме (Швеция), которая представляет собой уникальный памятник искусства, что подтверждается богатством и разнообразием мотивов, воплощенных в нем (рисунки);
  4. - представлять наглядный пример строения, архитектурного или технологического ансамбля или ландшафта, иллюстрирующего важный этап (этапы) развития человеческой истории. Например, историко-культурный комплекс Соловецких островов (Россия);
  5. - представлять наглядный пример традиционного человеческого поселения или землепользования, характерного для культуры (или культур), в особенности если они разрушаются под воздействием необратимых перемен. Исторический центр г. Новгорода и памятники окрестностей включены в Список именно по этому критерию;
  6. - быть непосредственно или в большей степени связанным с событиями или с жизненными традициями, идеями или взглядами, произведениями литературы и искусства, представляющими выдающееся мировое достояние. Данный критерий может являться основанием для включения в Список всемирного наследия только в исключительных случаях и в сочетании с другими критериями культурного или природного характера. По этому критерию в список ЮНЕСКО включен, например, Мемфис и его некрополи: район пирамид.

Беларусь представлена в Списке всемирного культурного и природного наследия в двух номинациях:
  1. совместно с Республикой Польша включен объект природного наследия lt;«Беловежская пуща / Беловежский национальный парк». В 1957-1991 гг. Беловежская пуща имела статус государственного заповедно-охотничьего хозяйства. В 1991 г. хозяйство было реорганизовано в Государственный национальный парк. В 1992 г. ЮНЕСКО внесла абсолютно заповедную часть Национального парка в Список всемирного наследия, а в 1 993 г. присвоила ему статус биосферного заповедника, включив в единую мировую систему мониторинга;
  2. Мирский замок (дворцово-замковый комплекс «Мир») включен в Список всемирного наследия в ноябре 2000 г. как уникальное сооружение белорусского зодчества, совмещающее стили готики и ренессанса, черты оборонительной и дворцовой архитектуры. Номинирован и включен в Список всемирного наследия по следующим критериям: (І) - выдающееся архитектурное произведение; (ІІ) - как объект, сформированный под воздействием конфессиональных и политических факторов, а также под влиянием культурных и художественных традиций и иллюстрирует стойкость языческого мировоззрения в подсознании людей в период становления христианства; (III) - как объект переломного периода развития оборонительных сооружений, а также организации быта феодальных резиденций, иллюстрирующий разнообразие направлений поиска максимального использования возможностей огнестрельного оружия; (IV) - как один из национальных символов Беларуси[394].

8 июня 2002 г. Генеральный директор ЮНЕСКО вручил свидетельство о включении Дворцово-паркового комплекса «Мир» в Список всемирного наследия. О важности для страны этого события свидетельствует тот факт, что подготовка церемониала специально была оговорена в правительственном постановлении[395]. В настоящее время Мирский замок находится в государственной собственности.
Объекты, включенные в Список всемирного наследия, должны быть отмечены эмблемой и логотипом ЮНЕСКО, которые должны располагаться таким образом, чтобы не нарушать эстетического впечатления от объекта.
С целью упорядочения применения норм Конвенции в Париже 3 июля 2003 г. ЮНЕСКО приняты Основные принципы и правила использования эмблемы Всемирного наследия. Несмотря на то, что эмблема не упоминается в Конвенции об охране всемирного природного и культурного наследия, Комитет всемирного наследия с момента утверждения эмблемы в 1978 г. поощряет ее использование для обозначения объектов, находящихся под защитой Конвенции и включенных в Список всемирного наследия.
В 2001 г. мемориальная табличка с эмблемой всемирного наследия установлена на фасаде Мирского замка.
Эмблема является символом Конвенции, выражает приверженность государств-сторон Конвенции ее принципам и служит для обозначения объектов, включенных в Список всемирного наследия. Кроме того, эмблема обладает большим потенциалом для привлечения средств, так как ее использование повышает рыночную стоимость продуктов, с которыми она ассоциируется.
Эмблема используется Центром всемирного наследия, издательским отделом и другими отделами/офисами ЮНЕСКО, представительствами и национальными комиссиями, отвечающими за выполнение Конвенции в каждом из государств-сторон Конвенции, объектами всемирного наследия.
По факту включения объекта в Список всемирного наследия на объекте помещается мемориальная табличка, предназначение которой - извещать население данного государства и иностранных гостей о том, что объект, который они посетили, имеет особое значение, признанное международным сообществом, о существовании Конвенции об охране всемирного наследия или, как минимум, о существовании Концепции всемирного наследия и Списка всемирного наследия.
На практике таблички устанавливаются так, чтобы они были заметны для посетителей, не нарушали при этом внешнего облика объекта. На табличке помещается эмблема всемирного наследия, в тексте отмечается исключительная ценность объекта, приводится краткое описание его особых характеристик.
Предоставление формального права на деятельность с использованием эмблемы всемирного наследия является исключительной прерогативой Комитета всемирного наследия.
Главным критерием при принятии положительных решений об использовании эмблемы должна быть образовательная, научная, культурная или художественная ценность предлагаемого объекта, связанная с принципами и ценностями всемирного наследия. Поэтому решение утвердить использование эмблемы обусловливается качеством и содержанием объекта, на котором будет помещена эмблема, а не объемом ожидаемого финансового оборота.
Не разрешается размещение эмблемы на предметах, имеющих крайне малую образовательную (просветительскую) ценность или вовсе ее не имеющих. В случаях, когда использование эмблемы не связано или лишь косвенно связано с объектами всемирного наследия (например, при проведении семинаров общего характера или рабочих семинаров по конкретным научным проблемам или методам консервации), эмблема может применяться только в результате недвусмысленно сформулированного разрешения. Запрещается использование эмблемы транспортными агентствами, авиалиниями или иными организациями и предприятиями, действующими преимущественно для извлечения прибыли (исключение составляют особые обстоятельства и случаи, не вызывающие сомнения в очевидной пользе подобного предложения для всемирного наследия в общем или для какого-либо конкретного объекта в частности).
Как представляется, на национальном уровне должны быть приняты возможные меры, чтобы не допустить использования эмблемы любыми лицами в целях, противоречащих идеям всемирного наследия. Для этого должны быть использованы все возможности внутреннего законодательства, и прежде всего Закона «О товарных знаках (знаках обслуживания)»[396].
<< | >>
Источник: Мартыненко И.Э.. Правовой статус, охрана и восстановление историко-культурного наследия : монография / И.Э. Мартыненко. - Гродно : ГрГУ,2005. - 343 стр.. 2005

Еще по теме § 1. Конвенции и рекомендации ЮНЕСКО по защите культурного наследия:

  1. ТЕМА 9 ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД, СОЦИАЛЬНАЯ ХАРТИЯ, КОНВЕНЦИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПЫТОК, О ПРЕСЕЧЕНИИ ТЕРРОРИЗМА, ХАРТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
  2. Конвенции и Рекомендации, принятые МОТ
  3. Рекомендации МОТ по социальной защите
  4. § 1. Государственный учет объектов историко-культурного наследия
  5. § 7. Восстановление историко-культурного наследия
  6. § 1. Правовое регулирование историко-культурного наследия
  7. § 5. Природно-культурное наследие
  8. Приложение Декларация принципов терпимости Принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО на ее двадцать восьмой сессии в Париже, утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года
  9. § 5. Градостроительная охрана историко-культурного наследия
  10. § 4. Перспективы совершенствования государственного учета объектов историко-культурного наследия
  11. § 2. Государственное управление и контроль в области охраны и использования объектов историко-культурного наследия
  12. § 6. Становление и перспективы развития законодательства об охране культурного наследия
  13. § 1. Проблемы обеспечения сохранности объектов историко-культурного наследия
  14. § 3. Перспективы совершенствования статуса специально уполномоченного органа охраны историко-культурного наследия
  15. § 2. Исковая форма защиты историко-культурного наследия
  16. 1 ст.35 Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венской конвенции). Конвенция действует для РФ с 1991
  17. Тема семинарского занятия №13: Культурное наследие античной Эллады.
  18. § 1. Развитие уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за преступления против историко-культурного наследия
  19. ГЛАВА 7. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
- Авторское право России - Аграрное право России - Адвокатура - Административное право России - Арбитражный процесс России - Банковское право России - Гражданский процесс России - Гражданское право России - Европейское право - Жилищное право России - Земельное право России - Избирательное право России - Инвестиционное право России - Исполнительное производство России - История государства и права России - Конституционное право России - Корпоративное право России - Медицинское право России - Международное право - Муниципальное право России - Нотариат РФ - Парламентское право России - Право собственности России - Правоведение, основы права - Правоохранительные органы - Предпринимательское право - Прокурорский надзор России - Социальное право России - Страховое право России - Трудовое право России - Уголовное право России - Уголовный процесс России - Финансовое право России - Экологическое право России - Ювенальное право России -