Аппарат идеологических диверсий


«Голос Америки». Эта радиостанция всегда была главным каналом для проникновения пропаганды США в социалистические страны. До недавнего времени «Голос Америки» как официальная правительственная станция действовал с учетом существующих норм и правил отношений между суверенными государствами.
Именно поэтому в Вашингтоне уже не один год велись разговоры о необходимости предоставить «Голосу» ббльшую свободу в психологической войне против социалистических стран. В ходе первой своей предвыборной кампании за пост президента Дж. Картер говорил, что «радиостанция «Голос Америки» запуталась в паутине политических ограничений, введенных государственным департаментом, которые серьезно сковывают ее, лишая эффективности ».
Предлагались разные способы повысить пропа-гандистскую эффективность «Голоса»: превратить его, например, в автономную единицу, неподотчетную правительству, или слить с радиостанциями «Свобода» и «Свободная Европа». Но эти предложения по разным причинам отвергал конгресс США.
В результате проведенной в середине 70-х гг. реорганизации «Голос Америки» с формально-правовой точки зрения перестал именоваться правительственным учреждением и получил возможность более независимой деятельности. Отныне наиболее резкие по тону пропагандистские передачи сопровождаются словами диктора, что изложенные мнения и оценки не обязательно совпадают с официальной точкой зрения правительства Соединенных Штатов.
¦

Голос Америки» впервые вышел в международный эфир в феврале 1942 г.

За 39 минувших лет

Голос Америки» впервые вышел в международный эфир в феврале 1942 г.


станция проявила себя не столько в попытках при-украсить капиталистический строй, сколько в стрем-лении извратить положение дел в социалистических странах. И ныне основные усилия руководителей «Голоса Америки» сосредоточены не только на про-паганде американского образа жизни, но и на про-пагандистских акциях против социалистических го-сударств.
«Голос Америки» и сегодня продолжает пропагандировать деятельность различного рода анти-советских организаций, групп и отдельных лиц в капиталистических странах. В передачах цитируются высказывания многочисленных «советологов» и «кремленологов», а также «резолюции» антисоветских сборищ за рубежом вроде «всемирного еврейского конгресса», конференций «специалистов по СССР» в американских университетах и т. п.
Наметившийся в минувшем десятилетии поворот к разрядке международной напряженности заставил изменить расстановку политических акцентов в программе «Голоса Америки». Тон передач стал более сдержанным. Так, в конце 1973 г. этой станции предложили отказаться от прямого цитирования антисоветской клеветы, заменив ее пересказом сообщений из американской печати. А когда мюнхенское отделение «Голоса Америки» намеревалось выпустить в эфир серию передач о жизни молодых рабочих в странах Восточной Европы, официальный Вашингтон отверг такую идею, признав, что эти передачи носили оскорбительный характер для соответствующих правительств.

Развернувшаяся в США процагандистская шумиха должна была убедить мировую общественность в том, что вещание «Голоса Америки» на социалистические страны подверглось коррективам в соответствии с духом разрядки.

Американское агентство «Ассошиэйтед пресс» («АП»), ссылаясь на офи- «Агрегат», созданный американскими спецслужбами для печатания разного рода подрывной литературы.

Развернувшаяся в США процагандистская шумиха должна была убедить мировую общественность в том, что вещание «Голоса Америки» на социалистические страны подверглось коррективам в соответствии с духом разрядки.


циальные источники в США, заявило, что «Голос Америки» сократил передачи новостей о советских делах (на 67%). В то же время, говорилось в сообщении «АП», развлекательные программы и передачи, посвященные американской науке и спорту, увеличились соответственно на 18, 41 и 96%.
Буржуазная пресса перебирала возможные причины изменений в американской тактике психо-логической войны. Ультрареакционный сенатор Г. Джексон требовал от радиостанции вернуться к своим обычным программам. Некоторые газеты заявили, что происшедшие изменения стиля и принципов программирования отражали «сделку между Москвой и Вашингтоном... и были шагом правительства президента Р. Никсона в угоду руссдсим, которые многие годы жаловались на передачи этой финансируемой правительством радиостанции».
Ясность была внесена первоисточником. 20 февраля 1974 г. информационное агентство Соединенных Штатоа ЮСИА распространило заявление своего директора Д. Кио, где, в частности, говорилось о мерах правительства США, направленных на максимальное расширение потенциальной аудитории слушателей «Голоса Америки» в социалистических странах. С этой целью необходимо повысить «качество» этих передач, отказаться от наиболее затасканных антисоветских штампов, вызывающих естественную реакцию протеста у слушателей. Одновременно увеличились объемы музыкальных программ и передач, рекламирующих американский образ жизни, особенно рассчитанных на молодежь.
Выполняя пропагандистские задачи особого рода, комментаторы радиостанции сосредоточили усилия на так называемой социологической пропаганде. Этот тип идеологической диверсии также рассчитан главным образом на молодежь. Пропаганда прелестей «свободного мира», потребительского образа жизни имеет цель вызвать у потенциальной аудитории неудовлетворенность социалистической действительностью и безразличие к коммунистическим идеалам. Главный упор делается на «изобилие» потребительских товаров, на «сервис» (бытовое обслуживание) и «свободу» передвижения по западному миру. Естественно, при этом замалчиваются неустранимые пороки и недуги самого буржуазного «рая».
Империалистическая пропаганда намеренно скрывает вопиющие различия в образе жизни буржуазии и трудящихся масс. И в то же время комментаторы «Голоса Америки» пытаются всеми силами принизить значение достижений социализма.
Итак, цели буржуазных идеологов остались неизменными. Как отметил в своем заявлении упоминавшийся уже Д. Кио, «не произошло никакого пересмотра политики «Голоса Америки» в отношении передач на социалистические страны». Общая политическая направленность пропаганды «Голоса Америки» осталась по-прежнему антисоветской. Американский еженедельник «Тайм» вдобавок подчеркнул, что официальная задача «Голоса Америки»— освещать жизнь в Соединенных Штатах, американскую внешнюю политику и «бороться с ком-мунизмом».
Конечно, притязания реакционных буржуазных кругов на беспрепятственное распространение антикоммунистической пропаганды у нас и в других социалистических странах абсурдны. Ни один здравомыслящий политический деятель Запада не заявит сегодня открыто, что он имеет моральное или юридическое право навязывать свои оценки советской действительности населению социалистических стран. Тем не менее такого рода вмешательство во внутренние дела нашей страны продолжает оставаться повседневной практикой западной пропаганды.
В последнее время многие буржуазные органы массовой информации снова подняли шумиху в защиту прав человека в социалистических странах. Особое усердие в этом отношении проявляет радиостанция «Голос Америки». В своих передачах на русском языке «Голос Америки» называет своих подопечных «правозащитниками», «борцами за соблюдение хельсинкских соглашений» и т. д. и т. п. Но всем известно, что все это словесная ширма, за которой скрываются враждебные элементы, отщепенцы, никого не представляющие в социалистических странах, кроме самих себя, агенты империалистических служб и разведок, возводящие клевету на свой народ, свои государства.
Такие люди борются не за права человека, а за право антисоветской, антиобщественной деятельности в СССР и других странах социализма. Если бы это было иначе, то ни одно буржуазное правительство и его руководители, органы массовой информации капиталистических стран не поддержали бы их.
Доказательств тому много. Как известно, в Чили после военного переворота к власти пришла самая реакционная, фашистского типа хунта, которая без суда и следствия уничтожила, бросила в тюрьмы тысячи лучших, преданнейших сыновей и дочерей чилийского народа, в том числе и видных государственных и партийных деятелей. Почему, например, буржуазные деятели и их средства массовой информации не выступили в защиту Луиса Корвалана, долгое время томившегося в застенках хунты? В чем заключалась его вина? — задавала вопрос газета «Известия». Ведь он — генеральный секретарь Компартии Чили и был избран народом сенатором в законодательный орган страны, представлял там интересы чилийского рабочего класса.
Другой пример. В 1967 г. в результате разбойничьего нападения израильской армии, вооружен-ной современным новейшим оружием, на арабские страны миллионы арабов и палестинцев были изгнаны из своей земли, потеряли родину. Агрессор оккупировал чужую территорию и удерживает ее более 13 лет, несмотря на неоднократные решения Совета Безопасности и ООН (Организации Объединенных Наций), обязывающие Израиль освободить захваченные им земли.
На чьей стороне оказались американская администрация и ее средства массовой информации? На стороне агрессора.
Буржуазные правительства, средства массовой информации и разведки поддерживают в социалистических странах тех «правозащитников», которые являются врагами и ненавистниками социалистического строя и служат интересам империализма. Некоторые отщепенцы вроде Сахарова с помощью иностранных разведок хотели бы под ширмой «защитников прав человека» создать в странах социализма условия для разложения социалистического общества изнутри. Но трудящиеся социалистических стран не позволят сделать это. Они поддерживали и будут поддерживать любые необходимые меры своих правительств по пресечению враждебной деятельности, несмотря на старания «Голоса Америки» и прочих подголосков.
Органы массовой информации и администрация США подняли шум в связи с событиями в Афганистане. При этом явно извращается цель ввода в эту страну ограниченного контингента советских войск. Всему миру известно, что единственная цель такого шага Советского правительства — содействие афганцам в отражении агрессии извне.
В начале 1980 г. Белый дом принял решение об увеличении времени ежедневного вещания на персидском языке — фарси. В настоящее время система «Голоса Америки» располагает на Ближнем Востоке 65 коротковолновыми радиопередатчиками, превышающими вещательные мощности любого государства этого района и ведущими радиопередачи на арабскую аудиторию практически круглосуточно.
Объектами наиболее злобной пропагандистской кампании «Голоса Америки» стали Иран и Афганистан. При этом на все лады муссируется миф о некоей «советской угрозе» народам арабских стран, прилагаются все силы, чтобы изобразить Советский Союз «врагом» мусульманских стран, а США — их «другом».
Что же, помимо желания дезинформировать слушателей и опорочить в их глазах политику Советского Союза в отношении его южных соседей, движет американскими дезинформаторами? Ответ один: стремление прикрыть агрессивную политику США в этом регионе. Под аккомпанемент разглагольствований о «советской угрозе» и намерениях Вашингтона «Защитить ислам» Пентагон спешно разрабатывает вполне реальные планы блокады Ирана,
создания военных баз в Пакистане, Саудовской Аравии и Египте.
Передачи радиоклеветников направлены на то, чтобы столкнуть афганцев и иранцев, используя некоторые религиозные разногласия между ними и приписывая им враждебные замыслы по отношению друг к другу. В передачах на Пакистан нагнетаются антиафганские настроения в этой стране. Диверсанты эфира методично и настойчиво пытаются отравить классовое сознание слушателей.
Все это ясно говорит о том, что микрофоны «Голоса Америки» служат старым, колониалистским целям США, которым в былые времена служили канонерки.
В Великобритании в последние 30 лет объем финансовых средств, выделяемых правительством на внешнеполитическую пропаганду, возрос в 10 раз и уступает расходам только США и ФРГ. Вместе с тем их доля в общем объеме государственных расходов выдвигает Англию на первое место среди капиталистических стран.
Британская система внешнеполитической пропаганды и культурного обмена включает в себя как государственные учреждения, так и частные. Высшая ступень этого аппарата — министерство иностранных дел (МИД), несущее ответственность на правительственном уровне за двусторонние культурные отношения с зарубежными странами. Этими вопросами в МИДе Великобритании занимаются департамент культурного обмена и департамент культурных отношений.
В Великобритании в течение многих лет придерживаются точки зрения, что «культурные отношения — это просто отношения между обществами или народами». В соответствии с этим популяризация за рубежом «британской культуры» чаще всего отождествляется с пропагандой «британского образа жизни». «Целью информационной службы,— говорилось в одном из официальных докладов, представленном парламенту Англии еще в 1954 г.,— должно быть всегда достижение в конечном счете определенных политических или коммерческих результатов. Та заграничная пропаганда, которая удовлетворяет спрос, но не дает конечных политических или коммерческих выгод для страны, представляет собой бесполезную трату государственных средств. Информационная служба должна быть направлена на немногочисленных, но влиятельных лиц, чтобы через них оказывать воздействие на многих других». Установки этого документа взяты за основу внешнеполитическим пропагандистским аппаратом Англии и определяют его деятельность в странах Азии, Африки, Латинской Америки и по сей день.
В последние годы объектом особого внимания английской пропаганды стали государства Европы. Причем рост бюджетных ассигнований наблюдается прежде всего у тех английских пропагандистских учреждений, которые проводят целенаправленные пропагандистские акции против стран социализма.
Политика антисоветизма британских правящих кругов имеет долгую историю, она утвердилась в первые же месяцы после установления Советской власти. Для борьбы с большевизмом в России тогда были мобилизованы не только военные и идеологические ресурсы Великобритании, но и лучшие умы английской разведки.
60 лет тому назад впервые в советской печати прозвучало имя Локкарта, кадрового сотрудника английской разведывательной службы, одного из организаторов крупного заговора, целью которого было объединить в Советской России силы контрреволюции и попытаться с их помощью свергнуть правительство большевиков. Локкарт, арестован-

Весь мир протестует против нового чудовищного оружия — нейтронной бомбы, против пропаганды
новой войны, которой занимаются идеологические службы империализма.


Весь мир протестует против нового чудовищного оружия — нейтронной бомбы, против пропагандыновой войны, которой занимаются идеологические службы империализма.


ный тогда органами ВЧК, был выслан из Советской России. Примечательно, что спустя полтора десятка лет именно этот человек, имя которого сделалось символом коварства врагов социализма, стал одним из организаторов и активных сотрудников Британского совета. Эта государственная специальная про-пагандистская организация действует с 1934 г. по настоящее время. Штаты ее насчитывают 5 тыс. че-ловек, расходы — до 12 млн. фунтов стерлингов еже-годно.
В официальном положении о Британском совете говорится, что его задачи — «информировать внешний мир о жизни английского народа, способство-вать взаимному обмену знаниями и идеями с другими народами, распространять влияние английского языка в иностранных государствах, оказывать помощь зарубежным школам, предоставлять возможность зарубежным студентам получить образование в университетах Соединенного Королевства, ближе знакомить другие народы с английской культурой, образом мысли и жизни, практикой образования, достижениями. промышленности и государственным управлением».
Фактически же главное в деятельности совета — пропаганда антикоммунизма и обработка в соответствующем духе прибывающих в Англию иностранцев. Он имеет 13 периодических изданий, осуществляет переводы иностранных авторов на английский язык, издает, в частности, произведения авторов и из социалистических стран, преимущественно такие, которые подвергаются там критике по идейным и политическим мотивам. Британский совет набирает в развивающихся странах молодых людей для учебы в английских учебных заведениях, направляет в эти страны своих представителей, лекторов, содержит там учебные заведения и библиотеки, культурные и информационные центры. Работники совета «опекают» иностранных студентов в Англии, контролируют туризм, обмен студентами и преподавателями.
Британский совет поддерживает тесный контакт с Центральным бюро информации, созданным правительством Великобритании в 1946 г. «для пропаганды за рубежом английских достижений в различных областях». Его аппарат — 1800 человек, ежегодный бюджет — более 6 млн. фунтов стерлингов. Бюро занимается подготовкой печатных материалов, кинокартин и телефильмов по заявкам министерств и ведомств, в особенности МИД, английских посольств за границей.
Би-би-си. Крупнейшая, после «Голоса Америки», радиостанция капиталистического мира, ведущая передачи на социалистические страны,— Британская радиовещательная корпорация — Би-би-си. Она всеми силами старается снискать себе репутацию объективного источника информации. Профессионального опыта Би-би-си, как говорится, не занимать. Корпорация основана еще в 1922 г. и в течение десятилетий обслуживала английскую колониальную политику, занимаясь дезинформацией и обманом миллионов людей разной веры, языка и национальных особенностей в десятках государств британского «содружества». Би-би-си долгое время удерживала преобладающее влияние в капиталистическом мире в области «всемирного распространения новостей».
Руководство Би-би-си обсуждало однажды вопрос относительно отмены радиопередач на Северную Америку, Австралию и Западную Европу с тем, чтобы сосредоточить внимание на антикоммунистических и антисоветских «восточных» программах. От этой затеи, правда, отказались.
Как объяснил административный директор службы радиовещания на заграницу Дж. Манселл, такая перестройка оставила бы названные регионы «сво-бодными для идеологических конкурентов Велико-британии».
Говорят, в аппарате Би-би-си даже гордятся тем, что, на каком бы языке ни велось вещание, в нем всегда отчетливо слышится английский акцент. Это правда, но не вся правда. Те, на кого направлены эти передачи, давно подметили, что акцент у Би-би-си, если так можно сказать, двойной, причем не столько английский, сколько антисоветский.
Достаточно красноречивым подтверждением тому служит роль, которую играет эта радиостанция в кампании пропагандистских служб империализма по нагнетанию милитаристского психоза в связи с событиями в Иране и Афганистане. Используя в качестве предлога помощь Советского Союза народу Афганистана в отражении агрессии извне, Би-би-си трубит о «советской военной угрозе», перед лицом которой Западу якобы необходимо резко усилить свою военную мощь вр всех районах мира. Она одобряет сосредоточение военно-морской армады США в северо-западной части Индийского океана, решение Вашингтона о военных поставках Пакистану, лихорадочные поиски Пентагоном новых баз в Азии и Африке для своего интервенционистского «корпуса быстрого реагирования» и другие опасные милитаристские акции. В ее передачах отчетливо просматриваются досада и злоба в связи с крахом надежд на превращение Афганистана в новый плацдарм империалистической агрессии.
Грубо извращая события в Афганистане, Би-би-си стращала предполагаемых советских слушателей карами и бедами, которые, мол, падут на их головы в результате решения президента США Картера, получившего одобрение официального Лондона, отказаться от ряда заключенных ранее с СССР соглашений в торговой и других областях, а также в результате иных американских так называемых ответных мер.

Антисоветский, милитаристский акцент Би-би- си — явление далеко не новое.

Антисоветский, милитаристский акцент Би-би-
си — явление далеко не новое.


Он резал слух и до событий в Афганистане. Например, в передачах, направленных на английскую аудиторию и на другие западноевропейские страны, лондонские радиоподстрекатели всегда ратовали и продолжают выступать за наращивание военной мощи агрессивного Североатлантического блока.
В радиопередачах и многочисленных печатных изданиях Би-би-си преподносит себя в качестве «национального общественного института». Так легче завоевать доверие у неискушенной аудитории. «Общественный» характер этой организации проявляется лишь в том, что она частично существует на средства, вносимые населением Великобритании за пользование радио- и телеприемниками. Интересно отметить, что если бюджет служб внутреннего вещания Би-би-си складывается из сборов абонементной платы и правительственных дотаций, то иновещание непосредственно финансируется государством. Все имущество корпорации принадлежит правительству.
Английское правительство определяет языки, на которых ведутся передачи для слушателей зарубежных стран, а также продолжительность программ на каждом из них. Ответственность же за содержание передач на заграницу возлагается на корпорацию. Это обстоятельство используется в качестве своеобразного «громоотвода», когда правительственные органы других стран заявляют о несогласии с комментированием тех или иных событий, происходящих в этих странах. В таких случаях английские власти указывают на «свободу слова и мнений», которой якобы традиционно пользуются службы информации и вещания в Англии.
Создание внешне независимых идеологических институтов — испытанный прием английской бур-жуазии. Видимая беспристрастность радиовеща-

Враги афганской революции забрасывают в Афганистан контрреволюционную литературу — брошюры
и листовки с призывами свергнуть пра-вительство, помешать мирному созидательному труду народа.

Враги афганской революции забрасывают в Афганистан контрреволюционную литературу — брошюрыи листовки с призывами свергнуть пра-вительство, помешать мирному созидательному труду народа.


тельной корпорации помогает ей в оправдании политического курса британской правящей верхушки.
«Принимая во внимание, что Би-би-си существует для народа и правительство тоже существует для народа, Би-би-си должна находиться на стороне правительства...»—писал в 20-х гг. генеральный директор корпорации Д. Рейт. Эта лицемерная заповедь стала законом для всех последующих ее руко-водителей.
В специальной передаче, посвященной деятельности этой станции, редактор заграничной службы последних известий К. Шехейбс на вопрос: «Какой контроль над выпусками последних известий Би-би- си осуществляет правительство?»—ответил: «Ника-кого решительно, Би-би-си является независимой корпорацией». Заявляя это, Шехейбс явно покривил душой. Хотя руководство корпорации и пытается отрицать ее зависимость от властей, не секрет, что английское правительство осуществляло и осуществляет постоянный и абсолютный контроль над всеми радиопрограммами как внешнего, так и внутреннего назначения.
Английские правящие круги отводят Би-би-си одно из важнейших мест в сфере пропаганды, используя ее как главный рупор официального поли-тического курса Великобритании.
Корпорация располагает крупной службой радиоперехвата и прослушивания иностранных передач, на содержание которой тратится до 1 млн. фунтов стерлингов в год. Прослушиваются передачи в общей сложности на более чем 100 языках. 600 сотрудников отдела радиоперехвата хорошо знакомы с политическими аспектами жизни, экономикой, социально-бытовыми проблемами стран, чьи передачи они принимают и записывают. Получаемая таким способом оперативная информация о внутренних событиях в зарубежных странах направляет-ся в правительственные учреждения, закрытые биб-лиотеки обеих палат английского парламента и отдельным политическим деятелям. Она используется для подготовки программ иновещания Би-би-си, а также министерством иностранных дел Великобритании и специальными службами английской разведки, занимающимися планированием и осуществлением идеологических диверсий.
Деятельность Британской радиовещательной корпорации изобилует примерами запуска в эфир фальшивок и клеветнических измышлений, тенденциозной обработки общественного мнения. Радиостанция подхватывает и распространяет любые антисоветские выступления, от кого бы они ни исходили. Она рекламирует деятельность отдельных антисоветски настроенных элементов в СССР, давая таким образом замаскированные указания о формах борьбы против Советского государства. Би-би-си систематически предоставляет микрофон деятелям, не отражающим точку зрения английской общественности. Широко пропагандируются выступления изменников Родины — перебежчиков из СССР и других социалисти-ческих стран. Отчетливо выраженный антикомму-нистический курс невозможно увязать с «беспри-страстным информированием», в чем беспрестанно клянется эта радиостанция. Ее не раз обвиняли в подрывной деятельности и дезинформации официальные органы и общественные организации ряда стран.
Ведущие «творческие работники» Би-би-си вни-мательно наблюдают за политическими настроениями, склонностями и вкусами аудитории. Здесь воз-держиваются, как правило, от резких антисоветских выпадов, умело вкрапливая ложные сообщения в поток «объективной» информации. Чтобы привлечь внимание, вызвать симпатии и заинтересовать слушателя, в ход пускаются самые разнообразные средства. Программы включают новости, политические комментарии, развлекательные передачи, конкурсы радиослушателей, спортивные новости, беседы на медицинские темы, музыку, рассчитанную на удовлетворение любых вкусов.
Содержание передач нэ^ социалистические страны должно, как считают британские идеологи, удовлетворять запросы определенной категории слушателей. Исследователи «творчества» Би-би-си сходятся на том, что ее программы нацелены прежде всего на социалистическую интеллигенцию и молодежь. В первую очередь на тех, кто интересуется наукой, культурой, общественно-политическими вопросами — философскими, социологическими, социально-психологическими и т. д.
Принцип построения программ радиостанции станет понятным после знакомства с одной из предновогодних передач. «Мы выбрали для вас, наших слушателей,— говорил ведущий,— выдержки из программ, которые мы передавали на русском языке в течение этого года. Мы сообщали как о приятных, так и неприятных вещах». В целом подбор тем данного обзора можно считать типичным для передач Би-би-си. Так, из «неприятных» для Англии новостей в получасовой передаче нашлось место лишь для одной. Да и той посвящена единственная фраза: «В Великобритании мы сейчас переживаем серьезные экономические трудности». Двух минут хватило авторам упомянутой передачи, чтобы бегло сказать о сдвиге в сторону разрядки напряженности между Востоком и Западом, о визите Генерального секретаря ЦК КПСС товарища JI. И. Брежнева в США, о новых шагах в улучшении советско-британских отношений, о войне на Ближнем Востоке и провале американской агрессии во Вьетнаме. Половину же передачи посвятили «беспокойству британской общественности» по поводу положения «советских диссидентов» и специальной серии программ на русском языке о «привольной жизни» в британских тюрьмах.
Координируют проведение пропаганды антисоветизма объединенный разведывательный комитет и английское министерство иностранных дел.
В 1980-е гг., действуя по указанию консервативного правительства, Би-би-си усиливает свои пропагандистские акции против социалистических стран. Так, по распоряжению министерства иностранных дел расширен объем передач на Советский Союз и намечено увеличить денежные ассигнования на них почти на 7 млн. фунтов стерлингов. Очередным сигналом к усилению пропагандистской войны послужило заявление премьер-министра М. Тэтчер о намерении правительства Великобритании еще больше развернуть против СССР массированное радионаступление. Английская газета «Гардиан» отмечает, что эти призывы М. Тэтчер встречают самый благоприятный отклик у реакционных группировок крупного капитала, готовых щедро финансировать отра-вителей эфира.
Наиболее ярые противники коммунизма в Европе обосновались и в ФРГ. Здесь целенаправленным изучением социалистических стран, разработкой идеологических методов борьбы с ними занимается около 100 различных центров.
Внешнеполитической пропагандой руководит Фе-деральное ведомство печати и информации (ФВПИ). В его функции входит подготовка сообщений для правительства «о фактах и мнениях внутри и вне страны», а также «информирование органов массовой информации и населения всего мира о политике и деятельности правительства ФРГ».
«Немецкая волна». В ФРГ крупным пропагандистским центром является радиостанция «Немецкая волна» в Кёльне. Самим фактом своего рождения в 1953 г. она обязана тем кругам, которые считали, что ФРГ никоим образом не должна упускать возможностей для активной пропаганды на зарубежные страны, и прежде всего на Германскую Демократическую Республику. В тот период ее существование носило неофициальный характер, так как «Федеральный закон о создании радиостанции» был принят только в 1960 г.
Государство взяло на себя обязанность финансировать работу станции через министерство внутренних дел. Ее деятельность контролируется Наблюдательным советом, куда входят 11 человек, из них 8 — представляют правительство. И тем не менее чуть ли не ежедневно дикторы «Немецкой волны» утверждают, что эта радиостанция «совершенно независима», «функционирует абсолютно бесконтроль-но».
В августе 1968 г. тогдашний ее директор В. Штай- гнер сообщил представителям печати о решении расширить объем политических программ, передавае-мых из Кёльна на 10 языках европейских социали-стических стран. Особенно активно действовала она в период выступлений 1968—1969 гг. контрреволюции в Чехословакии. В то время в 4 раза увеличился объем программ, передаваемых на чешском и словацком языках. Благодаря интернациональной помощи других социалистических стран было обеспечено дело защиты завоеваний социализма в Чехословакии.
Увеличение в 70-х гг. объема вещательных программ выдвинуло «Немецкую волну» среди аналогичных радиослужб Запада, ориентированных на зарубежную аудиторию, на третье место, сразу после «Голоса Америки» и Би-би-си.
В 70-е гг. отчетливо выявилось несоответствие между трезвыми внешнеполитическими шагами социал-демократического правительства ФРГ в области нормализации отношений с социалистическими странами и слабо изменившимся старым курсом «Немецкой волны». Лидеры правых политических группировок, задававшие ранее тон внешней политики ФРГ, а ныне усиленно рвущиеся к власти, пытаются использовать радиостанцию для дискредитации внешней политики социалистических стран. В то время как широкие круги общественности в ФРГ выступили за ратификацию договоров с СССР и Польшей, «Немецкая волна» пыталась создать у зарубежных слушателей впечатление, что большинство населения ФРГ — против этих договоров. Политическое вещание кёльнской радиостанции, противоречащее духу разрядки международной напряженности, вызывает, по признанию издающегося в Гамбурге буржуазного журнала «Шпигель», «бурю протестов» западногерманской общественности.
«Немецкой волне» гораздо чаще, чем Би-би-си и «Голосу Америки», приходится «опровергать» свидетельства мировой печати о приверженности ее традициям «холодной войны».
Но как опровергнуть то, что вполне очевидно?!
Сошлемся на результаты исследований тех авторов, которых никто не заподозрит в симпатиях к коммунистической идеологии. Как сообщал журнал «Шпигель», ответственный сотрудник МИД ФРГ В. Шольвер проанализировал в 1973 г. недельную программу вещания «Немецкой волны» на Советский Союз. Из 41 крупного материала в этой программе 7 посвящались мнимым приготовлениям Советского Союза к войне, 8 трактовали в извращенном виде советскую внешнюю политику, 17 пропагандировали взгляды разного рода отщепенцев и только в одной передаче рассказывалось о внутренней жизни ФРГ. Аналогичный анализ, проведенный им же весной 1975 г., подтвердил, что в передачах радиостанции почти ничего не изменилось.
Как однажды выразился корреспондент западно- германского телеграфного агентства ДПА, «вопреки законным целям, возложенным на «Немецкую волну»,— сообщать в своих программах о политической, экономической и культурной жизни в ФРГ — эта станция все в большей степени информирует о событиях в тех странах, на которые она ведет передачи». По данным ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры), 25% времени передач радиостанции на русском языке занимают сообщения и комментарии о событиях в странах Восточной Европы.
«Немецкая волна» фактически продолжает психологическую войну против СССР и других социа-
Вот они — два ве- другом — радиостан-
дущих подрывных ция «Свобода» и «Сво-
центра идеологиче- бодная Европа»,
ских диверсий современного империализма. В одном сидят хозяева, в другом — слуги. В одном распо-ложилось Центральное разведывательное управление США, в


листических стран. С особой интенсивностью разрабатываются в ее программах проблемы культуры и искусства; при этом комментаторы, заигрывая с творческой интеллигенцией социалистических стран, пытаются всячески завуалировать пропагандистскую цель радиопередач.
Одной из целей своего вещания на русском языке «Немецкая волна», по-видимому, считает популя-ризацию писаний антисоветчиков — выходцев из со-циалистических стран. Сам факт отказа издательств от публикации идеологически незрелой, сырой рукописи, будь то в Москве, в Варшаве или в другой социалистической стране, — лучшая рекомендация «инакомыслящему» автору в глазах руково-


дителей кёльнской радиостанции.
В передачи постоянно включаются антисоветские материалы западного происхождения — книги, статьи из буржуазной печати, заявления представителей организаций и кругов, ведущих враждебную деятельность против стран социализма.
Голоса из Мюнхена. Вблизи границ стран социалистического содружества расположены подрывные радиоцентры, ориентированные на население этих стран. Речь идет о радиодиверсионных органах Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США, радиостанциях, лицемерно называющих себя «Свободной Европой» (РСЕ) и «Свободой» (PC).
Радиостанция «Свободная Европа» (РСЕ) начала свою деятельность в июле 1950 г. передачами на Че-хословакию. Руководителями редакции были назначены эмигранты, бежавшие в Мюнхен из Чехословакии после февраля 1948 г., когда власть в этой стране окончательно взял в свои руки рабочий класс. За ними, разумеется, стояли американцы. Директором радиостанции долгое время был армейский генерал в отставке Р. Смит. РСЕ передает специальные программы на пять государств: Болгарию, Венгрию, Польшу, Румынию и Чехословакию. Объем передач, бюджет, оснащенность современным оборудованием и совершенная система связи делает эту радиостанцию важным орудием империализма в психологической войне против социалистических стран.
Профессор Р. Холт из университета штата Тинне- сота называет основные принципы, на которых строились радиопередачи РСЕ: сообщение «объективных фактов» (под этим подразумевается информация, которая, будто бы, может претендовать на достоверность); стремление овладеть вниманием слушателей в тех странах, для которых организуется почти круглосуточное вещание по широкой программе, включающей не только последние известия и политические комментарии, но также музыкальные, литературные и другие передачи; независимость РСЕ как «голоса эмигрантов». «Контроль со стороны Америки за деятельностью радиостанции, являющейся в конечном счете орудием американской внешней политики, должен быть эффективным, но на-столько тонким, чтобы оставаться почти неулови-мым».
Комментаторы РСЕ, получающие жалованье в долларах, никогда не выражали интересов даже тех реакционных эмигрантских кругов, от имени которых они обращаются к социалистическим нациям. Радиостанция «Свободная Европа» целиком и пол-ностью служит внешнеполитическим интересам Со-единенных Штатов. Это вынужден был признать официальный Вашингтон. «Государственный де-партамент всегда считал, что эти станции (РСЕ и «Свобода».— Г. В.) ...являются крайне полезными; их деятельность отвечает нашим национальным интересам» (из выступления на пресс-конференции заместителя государственного секретаря США Ирвина). «Мы внимательно следим за деятельностью РСЕ и испытываем удовлетворение от того, что она продолжает служить основополагающим национальным интересам нашей страны» (из письма президента США Р. Никсона одному из руководителей РСЕ — президенту крупнейшей сталелитейной компании Америки С. Корту).
Сами сотрудники радиостанции хорошо помнят, разумеется, текст подписки, которую каждый из них давал перед зачислением в штат: «Нижеподписавшийся предупрежден о том, что РСЕ является предприятием ЦРУ и что ЦРУ финансирует его деятельность. Настоящим нижеподписавшийся ставится в известность официально. Если он сообщит эту информацию третьему лицу, он подпадает под наказание в виде штрафа в 10 тыс. долларов и тюремного заключения сроком на 10 лет».
К сотрудничеству на радиостанции привлекаются отщепенцы и перебежчики из социалистических стран, с помощью которых РСЕ надеется подладиться под настроение общественности в этих странах и брать меньше фальшивых нот. Общее же число сотрудников радиостанции, по оценкам некоторых органов западной печати, превышает 1700 человек. Сотни из них работают в зарубежных бюро РСЕ в большинстве западноевропейских столиц, а также в Тель-Авиве и Стамбуле.
Самое крупное бюро радиостанции находится в Вене. Подобно другим отделениям РСЕ, оно представляет собой опорный пункт американского шпионажа.
Помимо пяти вещательных отделов — на Болгарию, Венгрию, Польшу, Румынию и Чехословакию — и шести основных оперативных служб (оперативного управления радиостанцией, сбора информации, разработки радиопрограмм, связи с общественностью, изучения радиоаудитории и стратегического руководства) имеются два отдела, выполняющие сугубо разведывательную работу: отдел исследований и анализа Восточной Европы и отдел исследования коммунистической сферы. Как и высшее руководство РСЕ, верхушка обоих отделов укомплектована кадровыми офицерами американских служб разведки. Под их руководством около 200 тщательно отобранных сотрудников из числа эмигрантов занимаются обобщением всевозможной информации о социалистических государствах.
О деятельности социологов из подрывного радио- центра «Свободная Европа» рассказал журналистам возвратившийся в Софию гражданин Народной Республики Болгарии X. Христов. Вплоть до 1976 г. этот болгарский разведчик был сотрудником фирмы «Интора» в Вене — филиала одного из отделов «Свободной Европы». Легально «Интора» действует как институт изучения общественного мнения. Ее адрес — Вена, 1060, Вебгассе, 43. В Австрии фирма проводит анкетирование интересующих ее лиц. Руководителя «института» доктора Г. Айгнера интересуют в первую очередь лица, прибывающие из социалистических стран на временную работу или в командировку.
X. Христов показал корреспонденту ТАСС объемистую папку листов. Анкеты начинаются с вопросов об одежде, а кончаются вопросами о социалистических странах, в которых отвечающий побывал, о созданных социалистическими странами для развития экономического сотрудничества и для обеспечения мира и безопасности в Европе Совете Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора. Куда идут эти данные? Прежде всего в ЦРУ, а потом уже в Мюнхен, в «Свободную Ев-ропу».
Газета Германской Коммунистической партии (ФРГ) «Унзере цайт» опубликовала 20 февраля 1976 г. интервью с чехословацким разведчиком П. Минаржиком, работавшим на РСЕ в Мюнхене. П. Минаржик сообщил, что со «Свободной Европой» сотрудничают многие антисоветские институты по изучению общественного мнения, расположенные в различных западноевропейских странах. При этом он назвал такие фирмы, как АИМ в Копенгагене, «Сейлз рисерч сервис, лтд» в Лондоне, СОФРЕС в Париже. Занятые на этих фирмах перебежчики, в частности из Чехословакии, проводят опросы среди граждан ЧССР, приезжающих на Запад, а результаты этих опросов направляют в «Свободную Европу» и в ЦРУ...
Ежегодно сотрудники РСЕ «интервьюируют» по всей Западной Европе тысячи туристов, возвращающихся из поездок по социалистическим государствам. Зачастую в социалистические страны приезжают лица, специально командированные на деньги «Свободной Европы». Об этом свидетельствуют задержанные в Москве иностранные туристы, занимавшиеся распространением антисоветских листовок. Главная цель, которую ставят перед ними их хозяева,— идеологически обрабатывать отдельных неустойчивых людей, с тем чтобы потом привлечь их к враждебной деятельности против СССР.
Хозяева РСЕ, не ограничиваясь призывами к народам Восточной Европы «бороться против коммунистического ига», не гнушались проведением и операций чисто диверсионного характера. Через много-численные передатчики радиостанции шли конкретные указания антисоциалистическим элементам. В 1956 г. во время контрреволюционного путча в Венгрии из радиостудий в Мюнхене бежавшее от народного гнева эмигрантское отребье требовало «вешать коммунистов», совершать убийства и поджоги.
В начале своей деятельности РСЕ выдавала себя за голос «бурной и взволнованной оппозиции» — так она называла антикоммунистически настроенную эмиграцию. Со временем тон менялся, появлялись заверения в доброжелательности и сочувствии к народам восточноевропейских стран. Летом 1968 г. высшие сотрудники РСЕ в официальных речах говорили уже о своем желании вести «постоянный диалог» с Востоком. Используя различного рода ухищрения, заправилы «Свободной Европы» пытались подорвать доверие своих слушателей к Советскому Союзу, оклеветать советскую внешнюю политику, разжечь националистические чувства, восстановить молодое поколение против старшего, всячески рекламировали «преимущества» западного, прежде всего американского, образа жизни. Таков скрытый подтекст предлагавшегося «диалога».
В период обострения в 1968—1969 гг. обстановки в ЧССР, вызванного подрывными действиями между-народной реакции и антисоциалистических сил, РСЕ вновь взяла на себя хорошо знакомую ей роль провокатора-диверсанта. Вместе с другими органами буржуазной пропаганды «Свободная Европа» не жалела усилий для разжигания националистических и антисоциалистических настроений среди интеллигенции и других слоев населения ЧССР, для подготовки контрреволюции. Сотрудники РСЕ, приезжавшие в Прагу под видом корреспондентов западных газет, пытались формировать там подпольные антикоммунистические организации. «Чехословац-

Болгарский разведчик X. Христов, 11 лет проработавший в радиоцентре «Свободная Европа».


Болгарский разведчик X. Христов, 11 лет проработавший в радиоцентре «Свободная Европа».


кая» редакция РСЕ во главе с неким Пехачеком создавала из чехословацких эмигрантов различные «патриотические» и культурные кружки, члены которых вербовались затем ЦРУ для диверсионной работы в ЧССР.
Подрывной характер «радиопублицистики» «Свободной Европы» никогда и ни для кого не составлял секрета. В социалистических странах хорошо известно подлинное лицо работников редакций, готовящих враждебные передачи для своих соотечественников на родине. Печать социалистических государств нередко публикует данные, изобличающие темное прошлое и позорное настоящее непрошенных комментаторов. Эти защитники и глашатаи «свободного мира» постоянно находятся в атмосфере слежки, доносов, психологического нажима и коррупции. Предав отечество, они остались чужими и для общества, в котором живут. И не удивительно, что сотрудников радиостанции часто мучают опасения, как бы работодатели не отказались финансировать эту фир-му. Их всегда пугает меняющийся к лучшему поли-тический климат в Европе. Они страшатся между-народной разрядки и поэтому более усердно, чем когда-либо, занимаются практическим осуществлением психологической войны против социалистических стран.
Остановимся и на другом центре идеологических диверсий против Советского Союза — радиостанции «Свобода» (PC), являющейся филиалом ЦРУ. Она выходит в эфир с 1953 г., первоначально под провокационным названием радио «Освобождение». Главная ее задача — вызвать недовольство среди наро-дов Советского Союза, писал американский иссле-дователь Д. Скотт.
По данным шпрингеровской газеты «Ди вельт», на этой мюнхенской станции работает значительное число выходцев из СССР. «Кто хочет сотрудничать на радио «Свобода»,— заявляет газета,— должен быть убежденным антикоммунистом». Наряду с эмигрантами на радиостанции «Свобода» и в ее редакционных отделениях в Нью-Йорке, Лондоне, Па-риже, Риме, Вене и других городах работают более 1300 буржуазных журналистов, «советологов», технических специалистов и просто профессиональных шпионов.
Во главе ведущих отделов и секторов радиостанции стоят штатные сотрудники или агенты ЦРУ. Например, фон Демминг — шеф отдела разработки политики; Бойтер — руководитель так называемого исследовательского отдела, занимающегося сбором, анализом и оценкой разведывательной информации о Советском Союзе; состоят на службе ЦРУ и такие кадровые разведчики, как Р. Редлих, П. Дориан, Дж. Перри, Р. Так, К. Буш. Следует упомянуть и бывшего шефа «русской редакции» Д. Лодейзена. Окончив в 1967 г. школу ЦРУ в Гармиш-Партен- кирхене (ФРГ), он прибыл в Москву в качестве второго секретаря посольства США. Вскоре он был пойман с поличным в делах, не имевших ничего общего с дипломатией, и выдворен из СССР. До появления в Мюнхене Лодейзен некоторое время работал в штаб-квартире НАТО в Брюсселе.
Подрывная антисоветская деятельность «Свободы», планируемая ЦРУ, не ограничивается диверсиями в эфире. Один из отделов радиостанции — отдел «спецпроектов» засылает подстрекательскую литературу в СССР. Есть немало оснований считать, что так называемый «самиздат» сочиняется и печатается именно на PC. В компетенцию отдела «спецпроектов», возглавляемого кадровым сотрудником ЦРУ, входит вербовка граждан социалистических стран, находящихся в зарубежных командировках и туристских путешествиях. В настоящее время этот отдел действует в Риме под фальшивой вывеской «Международная литературная ассоциация».
Многочисленный аппарат отдела исследований аудитории во главе с сотрудником ЦРУ М. Ралисом, перебравшимся вместе со специальной группой из Мюнхена в Париж, вербует иностранных туристов, направляющихся в СССР, перебрасывает туда агентуру со шпионскими и диверсионными заданиями, планирует операции по шантажу советских людей.
Все это убедительно свидетельствует о вмешательстве радиодиверсантов во внутренние дела социалистических государств, что противоречит нормам международного права и Заключительному акту общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству 1976 г. в Хельсинки.
О приемах самой беззастенчивой фальсификации, применяемых в работе радиостанции, рассказывала Г. Олейник, ранее работавшая на радио «Свобода» и вернувшаяся на родину с повинной: «Я лично видела, как один и тот же человек читал подготовленный текст и выступал по радио в одном случае как бежавший из СССР капитан Зайцев, в другом — как майор Волков и в третьем — как рядовой Лебедев, якобы покинувший пределы Советского Союза».
По словам бывшего сотрудника PC Бибикова, его сослуживец Пылаев как-то в минуту откровенности сказал: «Неужели есть человек, верящий нашим передачам? Если есть, то он дурак, а дураков и жалеть нечего».
Нашел пристанище на радио «Свобода» В. Смирнов — фашистский прихвостень, сельский староста в период гитлеровской оккупации, участник карательных операций против советских партизан.
В Киеве создатели телефильма о радиостанции «Свобода» в документах из гестаповских архивов обнаружили фамилию Дудина. В годы войны Л. Ду- дин добровольно явился к гауптшарфюреру СС в Киеве Андерсу и выдал трех советских патриотов. Затем гитлеровская «служба безопасности» направила его в Берлин. После окончания войны он предложил свои услуги американцам, отрекомендовавшись «специалистом по советской жизни», и был направлен на станцию «Свобода».
Что может быть лицемернее и отвратительнее, чем выпускать в эфир в качестве защитников «свободы и демократии» лиц, запятнавших себя сообщничеством с фашистскими головорезами во время войны!
Не менее омерзительная фигура и разъездной корреспондент PC О. Красовский. Предатель, перешедший на фронте к гитлеровцам, после войны Кра-совский вступил в махровую антисоветскую органи-зацию «Народно-трудовой союз» (НТС). Его разъезды по странам Западной Европы имеют не столько корреспондентские, сколько разведывательные задачи. В 1956 г. он был направлен в составе группы НТС в Венгрию для связи с контрреволюционерами и ведения подрывной работы среди советских военнослужащих. Побывал Красовский и во Вьетнаме.
Его корреспонденции, передававшиеся радиостанцией, восхваляли американскую агрессию.
Биографии прислужников реакционных кругов империализма очень схожи. Так, на должность редактора татаро-башкирской редакции радио «Свобода» ЦРУ назначило Гарипа Султана. Его подлинное имя — Тариф Султанов. В 1942 г. он на фронте перешел на сторону гитлеровцев. В том же году закончил курсы агентов-пропагандистов в Вустрау и был направлен в созданный фашистской разведкой «вол- го-татарский комитет». Султанов действовал среди лиц мусульманского вероисповедания, пытаясь вербовать их в «национальные легионы СС». В 1943 г. его «внедрили» в патриотическое движение военнопленных. По доносам изменников были схвачены и затем казнены Муса Джалиль и его боевые товарищи. После разгрома гитлеризма Султанов бежал в Мюнхен, где и предложил свои услуги американской разведке. Так он оказался на радиостанции «Свобода».
Бандиты и предатели, место которых на скамье подсудимых, составляют костяк эмигрантского легиона этой радиостанции. Они, запятнавшие себя участием в злодеяниях гитлеровцев, теперь активно используются в империалистической пропаганде против СССР.
Американские руководители PC при любом удобном случае публично клянутся, что деятельность этой станции будто бы уже не направлена на «свержение социалистического строя», а имеет своей целью ни больше ии меньше как «способствование его совершенствованию», «укрепление взаимопонимания между народами». Стремясь завуалировать подобными заверениями свои истинные намерения, они на деле осуществляют враждебные пропагандистские акции против Советского Союза.
Не так давно американская газета «Крисчен


сайенс монитор» возложила на радио «Свобода» вину за тяжелое положение, в котором оказались в США лица, эмигрировавшие из Советского Союза. Передачи этой станции, по словам газеты, создали превратное представление о Западе как о месте, где «всем хорошо». Однако, столкнувшись с дейст-вительностью, многие из этих людей «испытывают серьезные трудности, разочаровываются в надеждах, а порой впадают в глубокое уныние... Неизбежные трудности оказались многим не по плечу». Трагична участь людей, которые оказались на чужбине под влиянием злонамеренной дезинформации, рас-пространяемой радиостанцией «Свобода» (и если бы только ею одной!).
Цель, которую преследует радиостанция «Свобода»,— планирование и осуществление идеологических диверсий против СССР. Этим грубо попираются цели и принципы Устава ООН, запрещающего «вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства». Существование филиалов и передатчиков PC на территории ряда капиталистических стран наносит ущерб их престижу и суверенитету.
Вся деятельность радиосистемы «Свобода» направлена на то, чтобы воспрепятствовать оздоровлению международной обстановки, упрочению безопасности народов, установлению отношений до-верия и сотрудничества между государствами раз-личных общественно-политических систем.
Процесс смягчения международной напряженности тормозится теми империалистическими кругами, которые продолжают по-прежнему рассматривать психологическую войну, подрывные действия против мира социализма как некий вид «дискуссий» на идеологические темы, а вещание радиостанций «Сво-бодная Европа» и «Свобода»—в качестве неотъем-


Иностранный турист вынужден показать советским таможенникам тайники в своем автомобиле для провоза антисоветских фальшивокТайники в подлокотниках кресел автомобиля.


Иностранный турист вынужден показать советским таможенникам тайники в своем автомобиле для провоза антисоветских фальшивок
Тайники в подлокотниках кресел автомобиля.


лемой составной части политики «свободного обмена информацией ».
«Одно правительство за другим — и демократы, и республиканцы в равной степени — в течение по-следних 20 лет выделяли ассигнования на эти станции, потратив в общей сложности полмиллиарда долларов. Тайное финансирование, в свою очередь, сопровождается политическим контролем и системой проверки передач, чтобы обеспечить им соответствие с направлением официальной политики... Если сумма, расходуемая каждый год на эти мероприятия, может служить критерием их значения, то можно сказать, что это самая важная программа, проводимая американским правительством в области его отношений с социалистическими странами».
Автор этих слов У. Фулбрайт, бывший председатель сенатской комиссии по иностранным делам, выступал в конгрессе США за закрытие радиостанций «Свободная Европа» и «Свобода». В поддержку его предложения высказывались и другие трезво-мыслящие буржуазные деятели Америки, в том числе известный промышленник и политик С. Итон:
«Мы спрашиваем себя, как бы нам понравилось, если бы СССР построил специальную радиостанцию в одной из соседних с нами стран с целью подстре-кательства американских граждан или наших расовых или этнических групп против нашего правительства... Несомненно, американский народ ни на минуту не согласился бы, чтобы иностранное государство с противоположной идеологией указывало ему, что делать и как делать».
Политики и бизнесмены США — те, кто выступал за закрытие подрывных радиостанций в Мюнхене, больше, чем кто-либо из их соотечественников, видели слабые стороны пропагандистского «образа Америки для других народов». «Америка всегда много говорила и недостаточно слушала, т. е. американцы настолько старались всюду привить свои ценности, насадить свой образ жизни, что никогда не обращали внимания на культуру и достоинство других народов»,— писали авторы изданной в Нью- Йорке книги «Завоеватели идей». Честные американцы, как полагают авторы книги, не хотели бы, чтобы по высказываниям РСЕ о них судили те народы, на которые эта станция вещает, «ведь иностранцы считают, что раз эта радиостанция имеет какое-то отношение к Америке, то это уже Америка и, следовательно, означает американское правительство» (подчеркнуто авторами.—Г. В.).
К 1977 г. завершилась перестройка организационной структуры руководства двумя радиостанциями. Произошло объединение обеих редакций в одном здании в Мюнхене. Формально станции остались не-зависимыми друг от друга корпорациями; хозяева радиоцентров прежние. Капитан чехословацкой разведки П. Минаржик, проработавший семь лет на РСЕ, отмечает: «Идея создания радиостанций в
Мюнхене родилась в ЦРУ. Под полным и непосредственным контролем американской разведывательной службы осуществлялось руководство ими. Теперь звучат утверждения, что, дескать, эра ЦРУ на этих радиостанциях закончилась в 1971 г., как сообщают одни источники, или в 1972 г., как заявляют другие. С самого начала своей работы в «Свободной Европе» я имел целый ряд доказательств о работе ЦРУ по управлению «Свободной Европой», о способах и методах этой работы».
В 1976 г. П. Минаржик заявил на пресс-конференции в Праге, что различные формальные реорганизации статуса радиостанций в Мюнхене проводятся с целью обмана американской и мировой общественности, что сущностью «Свободной Европы» и «Свободы» по-прежнему остаются идеи «холодной войны» и ЦРУ по-прежнему контролирует эти станции.
В этой связи, по меньшей мере, странно прозвучали слова «Доклада о радиовещании на заграницу», представленного 22 марта 1977 г. конгрессу США с сопроводительным посланием президента Дж. Кар-тера. «Правительство решительно поддерживает аме-риканское радиовещание на заграницу как один из аспектов нашего обязательства заботиться о более свободном потоке информации и идеи»,— говорилось в нем. Задача мюнхенских радиостанций, утверждалось далее, «состоит в том, чтобы поощрять конст-руктивный диалог (!) с народами СССР и Восточной Европы», а содержание их передач «сориентировано на насущные интересы этих народов». Однако в Белом доме не могут не знать, что насущные интересы народов социалистических стран связаны с развитием нового общества, а не с попытками его расшатать. Столь же несостоятельна ссылка на подписанный в Хельсинки в 1976 г. Заключительный акт общеевропейского Совещания по безопасности и со-трудничеству, ибо деятельность РС/РСЕ не имеет ничего общего с дальнейшим «улучшением рас-пространения радиоинформации», как об этом гово-рится в правительственном докладе. Эта деятельность является грубым вмешательством во внутренние дела стран социализма, что ни в коей мере не отвечает хельсинкским договоренностям. Логическим следствием конструктивного диалога, начатого на Совещании в Хельсинки, должно быть как раз запре-щение деятельности РС/РСЕ. Ведь даже в документах конгресса США еще в 1972 г. радиостанция «Свобода» была прямо названа порождением «холодной войны», а представитель французских социалистов в Социнтерне Понтийон квалифицировал «Свободную Европу» как полуфашистскую организацию.
В свое время президент США Дж. Форд не стал рассматривать «Доклад о радиовещании на загра-ницу», отложив решение по этому вопросу. Дж. Картер же еще в своих предвыборных заявлениях, отмечает английский журнал «Экономист», обещал «взять под защиту» РС/РСЕ. После того как в 1976 г.
он стал президентом, были предприняты активные меры для дальнейшего разжигания идеологической агрессии в международном эфире: бюджет мюнхенских радиостанций правительство США рекомендовало увеличить почти в 2 раза, а мощность передатчиков— более чем на 50%.
Деятельность американских диверсионных радио- центров поддерживают реакционные силы, сгруппировавшиеся вокруг буржуазных партий ФРГ — ХДС (Христианско-демократический союз) и ХСС (Христианско-социальный союз). Довольно тесные связи с радиостанцией «Свободная Европа» сложились у лидера ультраправых, председателя ХСС Ф.-И. Штрауса. П. Минаржик рассказывал в интервью газете «Жиче Варшавы» 8 марта 1976 г., что Штраус часто посещал эту станцию. Весьма теплые чувства к этому подрывному центру испытывал и бывший генеральный секретарь ХДС К. Краске. Как-то в интервью журналу «Квик», выгораживая радиостанцию «Свободная Европа», он не нашел ни-чего лучшего, как сослаться на то, что РСЕ якобы передает «свободную информацию всем тем, кого коммунистическая система лишила свободы выра-жения мнений и свободы информации».
Широкие круги общественности европейского континента давно призывают положить конец вещанию подрывных станций в Мюнхене. С такими же требованиями к правительству ФРГ неоднократно обращались многие политические деятели, представители профсоюзов и других общественных организаций, в том числе и в ФРГ.
Депутат бундестага социал-демократ К.-Г. Хан- зен в своей брошюре «Радиостанция «Свободная Европа»— детище «холодной войны» документально доказал, что ни расположение американских станций на территории ФРГ, ни тем более содержание их передач не имеют ничего общего ни с нормами меж-


дународного права, ни с принципами разрядки и мирного сотрудничества народов.
Видный западногерманский публицист, доктор юридических наук Э. Хофман направил в адрес находящихся в Вене посольств стран, подписавших Заключительный акт общеевропейского Совещания в Хельсинки, письмо «О противозаконной деятельности радиостанций «Свободная Европа» и «Свобода». Небольшое, но вместе с тем хорошо юридически обоснованное, оно убедительно доказывает незаконность существования и функционирования PC и РСЕ. Д-р Хофман прежде всего подчеркивает, что с точки зрения международно-правовых норм за их деятельность несут ответственность правительства США и ФРГ (с территории которой ведется вещание), поскольку обе радиостанции действуют с ведома, явного одобрения и при поддержке конституционных органов этих стран.
Д-р Хофман указывает на два вопиющих нарушения норм международного права радиостанциями «Свободная Европа» и «Свобода». Первое — обе станции ведут передачи только для слушателей иностранных государств на их языках с явной целью оказывать извне пропагандистское воздействие на население этих стран* подрывать доверие к политике законных правительств. Второе — деятельность станций осуществляется с помощью бывших граждан указанных стран, которые поступили на службу иностранной разведке или же поддерживают с ней контакты. В силу этого существование и деятельность PC и РСЕ противоречат общепринятым принципам международного права: принципу невмешательства во внутренние дела любого государства, закрепленному в статье 2 Устава ООН; положениям принятой в 1970 г. Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотруд-ничества между государствами; основным положениям Заключительного акта общеевропейского Совещания в Хельсинки, высказавшегося за то, чтобы государства воздерживались от какого-либо косвенного, индивидуального или коллективного вмешательства во внутренние дела других стран.
Д-р Хофман подчеркивает несовместимость деятельности радиостанций с обязательствами США и ФРГ также и по двусторонним договорам и соглашениям, заключенным в последние годы между США и ФРГ, с одной стороны, и Советским Союзом, Польшей и Чехословакией, с другой. В частности, называется советско-американское коммюнике от 3 июля 1974 г., согласно которому стороны выразили решимость прилагать совместные усилия по развитию широкого взаимовыгодного сотрудничества «на основе принципов суверенитета, равноправия и невмешательства во внутренние дела, имея в виду содействовать росту взаимопонимания и доверия между народами обеих стран».
Государства, права которых нарушаются в результате деятельности станций «Свободная Европа» и «Свобода», считает д-р Хофман, имеют полное основание требовать ее запрещения, а также возмещения за нанесенный ущерб. Хотелось бы верить, что государства — участники общеевропейского Совещания сделают все возможное для того, чтобы противоправной подрывной деятельности этих радиостанций был положен конец.
Деятельность мюнхенских радиоцентров подвергается решительному осуждению как в социалистических странах, так и в тех кругах на Западе, которые не хотят возрождения «холодной войны» с миром социализма. В западной прессе появляется все больше статей, в которых журналисты и политические деятели высказываются за прекращение провокационной пропаганды этих радиостанций. Так, парижский еженедельник «Нувель обсерватер» сообщал, что в ФРГ многие официальные лица «испытали бы удовлетворение, если бы «Свободная Европа» свернула свои шатры и продолжала бы свои передачи из какого-нибудь другого места».
Но откуда? Вряд ли в какой-либо другой стране обрадуются размещению там радиостанций США. Сообщение о возможности переезда оперативных штаб-квартир «Свободной Европы» и «Свободы» в Нидерланды, в Гаагу, вызвало возмущение в стране. Чувство тревоги испытала и турецкая общественность, узнав о планах «Свободной Европы» перебраться в Анкару. Испанское правительство заяви-ло о своем решении не продлевать контракт с ра-диостанцией «Свобода».
Португалия, где у «Свободной Европы» близ Лиссабона есть мощная передающая база, также не представлялась «надежной». Но вопрос неожиданно решился в пользу США (вернее — ЦРУ). Американцы, ставя условия получения Португалией международного кредита в 1,5 млрд. долларов, добились в конце февраля 1977 г. продления еще на 15 лет контракта на аренду участков под свои передатчики, писала лиссабонская газета «Диа». Причем сделано это, по словам газеты, без какого-либо официального сообщения. Общественность Португалии была возмущена соглашением, которое, как отмечала местная печать, нарушает национальный суверенитет Португалии и идет вразрез с духом Хельсинки.
Подрывные радиостанции РСЕ и PC продолжают свою вредоносную деятельность. Комментируя ее, западногерманский журнал «Блеттер фюр дойче у ид интернационале политик» указывает, что их задачи остались прежними: пропаганда против со-циалистических стран, шпионаж и идеологические диверсии.
Милитаристский курс администрации Картера породил интенсификацию психологической вой-ны, которую ведут, в частности, подрывные радио-станции ЦРУ США «Свобода» и «Свободная Европа» (PC — РСЕ). Показательно, что, выступая в одной из подкомиссий американского сената, председатель «Совета международного радиовещания», официально курирующего PC—РСЕ, Дж. Гронуски запросил у конгресса дополнительные ассигнования на 1980 г. в сумме 6,6 млн. долларов. Бюджет PC—РСЕ на 1981 г. составит 103,8 млн. долларов, т. е. на 16,5 млн. долларов больше, чем в предыдущем году. На что же идут дополнительные средства?
Как пишет газета «Интернэйшнл геральд трибюн», по режиссуре ЦРУ радиостанция «Свобода», например, вдвое увеличила объем своих передач, рассчитанных на «советских мусульман». Американская пресса открыто пишет о том, что «защитники ислама» из ЦРУ хотели бы спровоцировать национальную рознь в СССР. За океаном явно не желают взять в толк, что, как свидетельствует вся история Советского государства, попытки империализма разобщить многонациональную семью народов нашей страны заведомо обречены на провал.
В своей речи на Конференции коммунистических и рабочих партий в Берлине в 1976 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ JI. И. Брежнев высказал советскую точку зрения на деятельность подрывных радиостанций. «Мы считаем,— заявил он,— что культурный обмен и средства информации должны служить гуманным идеалам, делу мира, укрепления доверия и дружбы между народами. Между тем на территории некоторых европейских стран действуют известные подрывные радиостанции, узурпировавшие такие названия, как «Свобода» и «Свободная Европа». Само их существование отравляет международную атмосферу, является прямым вызовом и духу и букве договоренностей,
достигнутых в Хельсинки. Советский Союз решительно выступает за прекращение деятельности этих орудий психологической войны».
Содействие администрации США продолжению идеологических диверсий мюнхенских радиостанций, попустительство этому со стороны правительства ФРГ становятся, по убеждению мировой общественности, все более нетерпимыми в свете принципов, зафиксированных на Совещании в Хельсинки.
<< | >>
Источник: Вачнадзе Г. Н.. Идеологические диверсии империализма.— М.: Педагогика,1981.— 120 с.. 1981

Еще по теме Аппарат идеологических диверсий:

  1. Что скрывается за дифференциацией идеологических диверсий?
  2. В чем заключается существо идеологических диверсий империализма против социалистических стран?
  3. Какие приемы и методы идеологических диверсий используют спецслужбы империалистических государств?
  4. В чем заключается особая опасность идеологических диверсий против мира и разрядки международной напряженности?
  5. Вачнадзе1 Г. Н.. Идеологические диверсии империализма.— М.: Педагогика,1981.— 120 с., 1981
  6. Взлом буржуазно-помещичьего аппарата царской России и создание нового, советского государственного аппарата
  7. Один из ведущих ленинских методологических принципов идеологической работы — принцип реалистичности. Как следовать этому принципу в идеологической борьбе?
  8. Диверсия (ст. 281 УК РФ)
  9. §1. Слом буржуазного государственного аппарата и начало строительства аппарата власти советского государства
  10. Что означает диверсия по «инструкции»?
  11. 23.8. Диверсия (ст. 281)
  12. Статья 113. Диверсия
  13. ДИВЕРСИЯ
  14. Приказ «О борьбе против террора и диверсий»