Что такое идеологический иммунитет? Как он формируется?

Идеологический иммунитет — это невосприимчивость советских людей к буржуазной идеологии и враждебному влиянию подрывной пропаганды, классовая непримири-мость к империализму и высокая политическая бдитель-ность.
Это в то же время умение распознавать и разоблачать пропагандистские диверсии, наносить поражение классовому противнику в идеологическом бою. Образно говоря, идеологический иммунитет — это такое качество советских людей, о которое разобьются любые отравленные стрелы «психологической войны».
Идеологический иммунитет выступает сегодня как важная морально-этическая норма, неотъемлемый элемент классового самосознания, политической культуры советского человека. Он формируется всем укладом нашей социалистической действительности. При этом главпьш было и остается формирование научного, марксистско-ленинского мировоззрения всей системой идейно-политического воспитания. Убежденного человека пе сбить с толку самой хитроумной дезинформацией. Партийным комитетам и парторганизациям необходимо обеспечить творческое изучение коммунистами, всеми трудящимися рево-люционной теории. При этом важно научить их не просто усваивать готовые выводы, а мыслить самостоятельно, глу-боко анализировать явлення, которые происходят в реальной жизни.
Надо добиваться, чтобы теоретические знания превращались в прочные убеждения, активную жизненную по- эицию, становились мотивами трудовой и политической активности, действенным оружием в полемике с любым идеологическим противником. «Назначение наших теоре-тических взглядов состоит в том, чтобы руководить нами в нашей революционной деятельности,— говорил В. И. Ле-нин.— Лучшим местом для проверки наших теоретических взглядов является поле боевой деятельности. Подлинная проверка для коммуниста — это его понимание, [как], где и когда превращать свой марксизм в действие» *.
Идеологический иммунитет против измышлений кле-ветников и злопыхателей воспитывается на основе чувства советского патриотизма и интернационализма, гордости 8а свою Родину, личной сопричастности к судьбам страны, когда каждый на своем месте становится подлинным сыном Отечества, разделяя с ним и трудности и радости, страстно желая ему успехов и благополучия. Идеологический иммунитет рождается из глубокого понимания каждым советским человеком враждебной сущности «психо-логической войны» как прикрытия и обеспечения пре-ступных военно-политических планов империализма, ма- нигіулятивного характера приемов и методов подрывной пропаганды.
Воспитание идеологического иммунитета тем более актуально, что советская молодежь, да и люди среднего возраста не знают ни тяжести капиталистической эксплуатации, ни трудностей послеоктябрьского периода, пн тягот и лишений военного лихолетья: ведь более 40 лет прошло после нашей Победы в Великой Отечественной войне, и большинство советских граждан родилось уже после нее. Это огромное счастье, наше великое завоевание, что мы живем в условиях самого длительного в истории нашего столетия периода мирного развития.
Однако в связи с этим у некоторых молодых людей в оценке тех или иных событий порой не срабатывает чувство классовой интуиции — ведь они не прошли, подобно старшим, суровой школы классовой борьбы, не получили необходимой классовой закалки. Поэтому образованность и информированность у них подчас уживаются с политической наивностью. Иной раз, настраиваясь на чужую волну, рассуждают примерно так: «Я прочел нашу газету, посмотрел наше телевидение, а теперь послушаю, что «они» говорят. Сопоставлю оба мнения, и у меня получится объективная картина».
Но такой «подход» как раз и есть проявление крайней наивностп и незрелости: кривду невозможно сложить с правдой. Ни одно слово в эфире «с той стороны» не звучит без идеологического заряда, без классово определенной, как правило, диверсионно-идеологической, хотя и хитро замаскированной, цели: произвести разлагающее воздействие на любого, кто даже случайно оказался на вражеской волне. «...Обман,—указывал
В. И. Ленин,— можно правильно понять, лишь выяснив его классовые корни и его классовое значение»
Поэтому идеологическую борьбу надо вести не только аргументированно, но и по-ленински страстно, воздействуя на ум и чувства людей. Они должны хорошо понимать: любой радиоголос, несмотря на камуфляж,— это голос врага, хитрого, коварного, беспощадного, стремящегося нанести нам ущерб любой ценой. В то же время надо учить советских людей всегда следовать мудрому совету В. И. Ленина: «...в политике не так важно, кто отстаивает непосредственно известные взгляды. Важпо то, кому выгодны эти взгляды, эти предложения, эти меры» .
Чтобы сформировать идеологический иммунитет к враждебному влиянию, надо также создавать у людей ясное представление о том, «как это делается», как замышляется и фабрикуется отравленное оружие «психологической войны». Сотни идеологических и подрывных центров разрабатывают ее стратегию и тактику, используя новейшие методы, в тохМ числе ЭВМ, тщательнейшим образом изучают нашу периодику, вплоть до районной, ведут перехват наших радиопрограмм. И сразу же изобретается буржуазными пропагандистами и весьма оперативно передается «радиоголосами» злобный, клеветнический кохммента- рий. Рецепт при этом всегда однозначен: извратить напій достижения, раздуть наши трудности и недостатки, о которых мы говорим сами.
Идеологическая диверсионная деятельность в империа-листических странах стала профессией тысяч специалистов, ею лично занимаются государственные руководители. Психологическая война против социалистических стран ведется путем тщательно спланированных и управляемых из одного центра массированных и сменяющих друг друга кампаний. Идеологическому противнику в конечном счете все равно, по какому поводу и под каким лозунгом вести подрывную пропагандистскую кампанию: «защиты прав человека» или борьбы с «советской военной угрозой». Главное, чтобы разжигался антикоммунизм, обеспечивались стратегические планы империализма.
И конечно же, идеологический иммунитет формируется не на абстрактных рассуждениях, а в полемике вокруг весьма конкретных и злободневных проблем, волпующих широкие народные массы. Самые важные среди них — проблемы образа жизни, прав человека, войны п мира. В подходе к пх решению отчетливо раскрываются гуманизм социалистической системы и зверипый облик империализма.
Перечисленные направления в формировании идеологического иммунитета советских людей сконцентрированы в емкой формулировке новой редакции партийной Программы: «КПСС видит свою задачу в том, чтобы нести народам правду о реальном социализме, внутренней и внешней политике Советского Союза, активно пропагандировать советский образ жизни, наступательно, аргументированно раскрывать антинародный, бесчеловечный характер империализма, его эксплуататорскую сущность. Она будет воспитывать у советских людей высокую политическую сознательность и бдительность, умение с четких классовых позиций оценивать общественные явления, отстаивать идеалы и духовные ценности социализма»
<< | >>
Источник: Кейзеров Н. М., Ножин Е. А.. Идеологическая борьба: Вопросы и ответы.— М.: Политиздат, 1987,— 256 с.. 1987

Еще по теме Что такое идеологический иммунитет? Как он формируется?:

  1. Теорема 30. Если кто сделал что-нибудь такое, что, по его воображению, доставляет другим удовольствие, тот будет чувствовать удовольствие, сопровождаемое идеей о самом себе как причиной этого удовольствия, иными словами — будет смотреть на самого себя с удовольствием. Наоборот, если он сделал что-либо такое, что, по его воображению, причиняет другим неудовольствие, то он будет смотреть на самого себя с неудовольствием.
  2.   [ГАРГИ: ЧТО ТАКОЕ ПРОСТРАНСТВО? ЧТО ТАКОЕ НЕПРЕХОДЯЩЕЕ?]  
  3. ЧТО ТАКОЕ ПРОДАЖА И КАК ПРОДАВАТЬ
  4. Что такое добро? Как его измерить?
  5. Что такое пацифизм? Как следует к нему относиться?
  6. Что такое экологическое право как наука и учебная дисциплина?
  7. «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА" И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  8. Один из ведущих ленинских методологических принципов идеологической работы — принцип реалистичности. Как следовать этому принципу в идеологической борьбе?
  9. Не прекращаются инсинуации идеологического противника о том, что Советский Союз якобы представляет собой «закрытое общество». Что можно сказать по этому поводу?
  10. 551. Что такое "ответственное хранение" и как оно соотносится с договором хранения?
  11. 1.1. Что такое государственный жилищный сертификат и на что может рассчитывать его обладатель
  12. Что скрывается за дифференциацией идеологических диверсий?
  13. Теорема 31. Если мы воображаем, что кто-либо любит, желает или ненавидит что-либо такое, что мы сами любим, желаем или ненавидим, то тем постояннее мы будем это любить и т.д. Если же воображаем, что он отвращается от того, что мы любим, или наоборот, то будем испытывать душевное колебание.
  14. Как формируется правило Рамсея?
  15. 3.2. Как конкурентные силы формируют стратегию
  16. 572. Что такое «незаключенный договор»? Как договор может быть «незаключенным»?
  17. 558. Что такое хранение с обезличением? Как судебной практикой решается вопрос о праве собственности на вещи, хранимые по договору хранения с обезличением?