ВВЕДЕНИЕ

В политической жизни США 80-х годов важную роль играют средства массовой информации, особенно телевидение. Без них немыслимы сейчас деятельность институтов власти, политических партий, проведение избирательных кампаний.
Для большинства избирателей политическая борьба — это прежде всего состязание между кандидатами на высокие посты, которое разворачивается на домашнем экране. Примечательной в этом плане была избирательная кампания 1984 г. по выборам президента: она была самой длительной, самой дорогостоящей и самой «зрелищной». Как подчеркивал Генеральный секретарь Компартии США Г. Холл, анализируя итоги выборов, «вне всякого сомнения, средства массовой информации, контролируемые монополиями, сыграли важную роль в президентских выборах и оказали мощное воздействие на их исход» *.
Возрастание идеологической роли средств массовой ин-формации в США, о чем пойдет речь в книге, вызвано целым рядом социально-экономических и политических процессов последних двух десятилетий. Существенной особенностью этого периода было обострение экономических проблем, проявившееся в углублении циклических кризисов, в усилении инфляции и безработицы, падении жизненного уровня трудящихся. Усугубились и без того острые социальные проблемы — расовая, неравноправия женщин, наркомании, преступности.
В условиях падения доверия широких масс к важнейшим институтам буржуазного общества, не способным эффективно управлять им, росло влияние прессы как силы, выражающей интересы правящего класса в целом, прежде всего большого бизнеса.
В 80-е годы в США значительного размаха достигла структурная перестройка экономики, выразившаяся, в частности, в развитии электроники, компьютерной техники и средств связи. Это, в свою очередь, дало толчок развитию средств массовой информации. С помощью опирающейся на новую технику прессы правящие круги рассчитывают усилить воздействие на массовое сознание. Вспомним в этой связи высказывание К. Маркса и Ф. Энгельса: ¦Мысли господствующего класса являются в каждую эпоху господствующими мыслями. Это значит, что тот класс, который представляет собой господствующую материальную силу общества, есть вместе с тем и его господствующая духовная сила. Класс, имеющий в своем распоряжении средства материального производства, располагает вместе с тем и средствами духовного производства, и в силу этого мысли тех, у кого нет средств для духовного производства, оказываются в общем подчиненными господствующему классу» К Эти тенденции приобретают в современном капиталистическом мире беспрецедентный размах.
В США с помощью средств массовой информации в сознании людей насаждаются нормы и ценности буржуазного общества, способствующие поддержанию господства правящей буржуазной элиты. В качестве идеологического оружия апологетики буржуазного строя используется антикоммунизм и антисоветизм, делаются попытки дискредитировать социалистическую программу развития общества, которой буржуазным идеологам, по существу, нечего противопоставить. Антикоммунизм и антисоветизм составляют основу внешней политики и внешнеполитиче- ческой пропаганды США.
Рост политического сознания различных групп населения и широких масс в целом, подъем образовательного уровня, усиление недоверия к институтам власти не могли не сказаться ваш снижении эффективности манипулятив- ной деятельности средств массовой информации, их воздействия на сознание широких масс. Все труднее стало убеждать население в правильности тех или иных программ, направлений внутренней и внешней политики в целом. В этих условиях все чаще используются методы психологического воздействия на массовое сознание, вну-шение, эмоциональное воздействие, широкая эксплуатация социальных иллюзий, мифов, имиджей .
Изготовлением и распространением этих образов — имиджей, поставленными на поток, по принципу массового промышленного производства, и занимается современная американская индустрия массовой информации — «индустрия образов»
Важнейшую роль здесь играет телевидение, поскольку его распространенность стала всеобъемлющей и оно превратилось в основной источник информации и развлечения широких масс. Именно телевидение с его воздействием на эмоции, часто подспудным, непрямым влиянием на сознание предоставило большие возможности для тиражирования социальных иллюзий, мифов, штампования имиджей, их использования в целях поддержания стабильности социально-экономической системы и политических институтов буржуазного общества.
«Капиталистическое общество,— пишет американская писательница СьюзанЗонтаг,— нуждается в культуре, основанной на имиджах. Ему нужно производить огромный объем развлечений, для того чтобы побуждать людей к покупкам и анестезировать раны, нанесенные классовым, расовым и половым неравенством. Ему также нужно собирать максимальное количество информации, чтобы... поддерживать порядок, вести войны и давать работу бюрократам... Создание имиджей — это воспроизводство пра-вящей идеологии. Социальные изменения подменяются сменой имиджей. Свобода потреблять все разнообразие имиджей и товаров приравнивается к свободе вообще. Сведение свободы политического выбора к свободе эконо-мического потребления требует безграничного производства и потребления имиджей» .
явлении, его смысле, значении, функциональной роли (см.: Феофанов О. А. Стереотип и «имидж» в буржуазной пропаганде.— Вопросы философии, 1980, № 6, с. 89—100).
Средства массовой информации, таким образом, способствуют поддержанию социально-экономического строя капитализма и воспроизводству буржуазной идеологии, не только распространяя идеи и концепции, «мысли господствующего класса», по выражению К. Маркса и Ф. Энгельса, но и воздействуя на массовое сознание с помощью продукции массовой культуры, коммерческой рекламы, пасаждая буржуазные морально-этические нормы и ценности, формируя образ жизни и характер материального потребления.
Для применения всего этого комплекса форм и методов воздействия на массовое сознание правящим кругам необходим надежный и гибкий контроль над средствами массовой информации.
Такой контроль достигается прежде всего эа счет их концентрации и монополизации.
На заре развития капитализма в борьбе за политическую власть буржуазия, как известно, выдвинула лозунг свободы печати, имея в виду свободу буржуазной печати от контроля феодальных институтов. Социальное, классовое содержание этого лозуп- га было раскрыто основоположниками марксизма-ленинизма, оно особенно явно выявилось с развитием капиталистического общества. «Лозунг «свободы печати» стал всемирно великим в конце средних веков и вплоть до XIX века,— писал В. И. Ленин.— Почему? Потому что он выражал прогрессивную буржуазию, т. е. ее борьбу против попов и королей, феодалов, помещиков» \ Когда же с развитием капитализма растущий рабочий класс стал осознавать свои интересы и бороться за политическое влия-пие, буржуазия приложила все усилия, чтобы не дать ему воспользоваться свободой печати. Помимо репрессий, осуществлявшихся против рабочей печати со стороны буржуазного государства, важнейшим средством контроля над прессой стала ее концентрация и монополизация, сосредоточение в руках все более узкого круга владельцев.
Особенно интенсивно осуществляется этот процесс со вступлением капитализма в империалистическую стадию. В последние десгіїилетиянаряду со слиянием органов массовой информации происходит также создание «конгломератов» — объединение информационного бизнеса с различными видами промышленного производства.
Монополизация дает возможность большому бизнесу достичь сразу двух целей — извлекать повышенные прибыли и усиливать контроль над информационными процессами в обществе, контроль над массовым сознанием .
В середине 80-х годов процесс концентрации и создания конгломератов начинает выходить на новый уровень — объединение органов печати, средств связи и телевидения в один комплекс с использованием новой кабельной техники, компьютеров и искусственных спутников.
Действенной формой контроля над средствами массовой информации со стороны большого бизнеса является реклама. Доходы от рекламы составляют большую часть доходов органов массовой информации. При этом рекламодатели — крупные компании, производящие промышленные товары и услуги,— выплачивая огромные суммы за рекламу своих товаров в прессе, прямо и косвенно влияют на редакционную политику этих органов, на характер помещаемых там материалов и, следовательно, формирование взглядов населения.
Буржуазное правительство — важная составная часть современного государственно-монополистического механизма — всемерно стремится формировать общественное мнение с помощью массовых информационных потоков. Существенной тенденцией во многих развитых капиталистических странах является усиление попыток контроля со стороны правительства над деятельностью частнокапиталистических средств массовой информации. Периодически возникающие столкновения правительства и прессы в США позволяют прессе спекулировать рассуждениями о своей роли «защитника народа от злоупотреблений правительства», они призваны вуалировать классовый характер буржуазной прессы, ее растущую роль как выразительницы интересов правящего класса.
У американских средств массовой информации нет недостатка в критиках как справа, так и слева. Одни счи-тают, что вся американская пресса, и особенно пресса Ат-лантического побережья, контролируется либералами, ко-торые разрушают американские ценности и образ жизни. Другие все более активно раскрывают манипулятивный характер деятельности прессы и ее связи с большим бизнесом и правительством. Так, известный американский специалист в области массовых коммуникаций Г. Шиллер пишет: «Способов манипуляции много, но совершенно очевидно, что главным является контроль на всех уровнях над информационным аппаратом и аппаратом формирования идей. Это гарантируется действием простого правила рыночной экономики. Владеть и управлять средствами массовой информации, как и всеми прочими видами соб-ственности, могут лишь те, в чьих руках капитал. Радио- и телевизионные станции, газеты и журналы, киноиндустрия и издательства принадлежат корпоративным системам и информационным конгломератам» 1.
Усиление воздействия средств массовой информации на сознание людей в «телевизионный век» с помощью психологических методов, массовой культуры и рекламы, усиление роли прессы в условиях роста массовых критических настроений в отношении институтов буржуазного общества — эти два процесса были характерны для большинства стран Запада в последнее десятилетие. В условиях США 80-х годов они проявляются особенно выпукло, что позволяет выявить тенденции дальнейшего изменения роли средств массовой информации, наряду с другими институтами буржуазного общества.
Во многих советских исследованиях проблем массовой информации, так же как и в большинстве зарубежных работ по этой теме, термины «пресса» и «средства массовой информации» все чаще употребляются как синонимы. Выражения « пресс-конференция », «пресс-бюллетень »,
«отдел по связи с прессой», «представители прессы» имеют в виду всех журналистов, все органы и каналы массовой информации, а не только периодические печатные издания. В политическом лексиконе, в художественной литературе и в кино под прессой также, как правило, имеют в виду весь журналистский корпус, институт массовой информации в целом — газеты, журналы, телевидение и радио. Поэтому в настоящей работе из соображений удобства и краткости термины «средства массовой информации» и «пресса» чаще всего используются как синонимы. (Поскольку понятие «средства массовой информации» шире понятия «Эресса» и включает также кинематограф и часть книгоиздательского дела, эти два канала массовой коммуникации в «прессу» не включаются.)
В работе рассматриваются место и роль прессы в политической системе и политической жизни Соединенных Штатов, процессы ее воздействия на мнения и настроения широких слоев населения, анализируется зависимость ее от основных институтов буржуазного общества — большого бизнеса и правительства.
| >>
Источник: Попов H. П.. Индустрия образов: Идеол. функции средств масс, информации в США.— М.: Политиздат,1986.— 144 с.. 1986

Еще по теме ВВЕДЕНИЕ:

  1. ВВЕДЕНИЕ
  2. Во введении
  3. ВВЕДЕНИЕ
  4. ВВЕДЕНИЕ
  5. Введение
  6. Введение налога на недвижимость.
  7. Про марнотний Флоренсъкий з'їзд римлян задля унГі з греками; про введення унії в православну Русь, що лишалася під польським володінням, і про скасування тієї унії найсвятішим єрусалимським патріархом Теофаном і козацьким гетьманом Сагайдачним; про унітів, що ховалися поміж православних; про нещирість короля Собеського щодо православноїРусі і про Люблінський з'їзд для введення унії в Русі; про вимовки й руську нехіт
  8. ВВЕДЕНИЕ В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ
  9. Понятие введенного судна
  10.   АНАЛИЗ «ВВЕДЕНИЯ» ПОРФИРИЯ  
  11. Введение.
  12. ВВЕДЕНИЕ
  13. Введение