Четыре первопричины вещей


Познать вещь — это значит познать ее причину. Аристотель указывает на возможные четыре первопричины вещей, которые выделяли философы до него, но по отдельности и в разных смыслах. «О причинах речь может идти в четырех смыслах: одной такой причиной мы признаем сущность, или суть бытия вещи...; другой причиной мы считаем материю, или субстрат...; третьей — то, откуда начало движения; четвертой — ...
“то, ради чего”, или благо (ибо благо есть цель всякого возникновения и движения)» (Метафизика, I, 3, 983а25-30). Итак, первая первопричина — это сущность или «суть бытия вещи». Она отвечает на вопрос «что это?». Вторая — это материя или субстрат, из которого состоят вещи, она отвечает на вопрос «из чего?». Третья — движущая причина, то есть «то, откуда начало движения». Четвертая — это цель, «благо», так как, по мнению Аристотеля, благо есть цель всякого возникновения и движения. Эта причина отвечает на вопрос «ради чего?».
Вещь возникает и существует благодаря всем четырем первопричинам. Так, например, причинами статуи являются и вая- тельное искусство и медь, одно — как источник движения, вторая — как материя. Скульптор, создавая статую, придает ей форму, которую он имел в своей голове как проект и как цель, которая определяла его действия. Но можно ли свести эти причины друг к другу? Причина — это условие и основание. Материя или субстрат не сводится ни к чему другому. А движущую причину и целевую можно свести к формальной. Все вещи образуются через соединение материи и формы. Материя и форма — это достаточные условия для объяснения реальности. Материя пассивна. Форма же активна, она включает в себя цель и «движущую причину». Данный глиняный горшок есть единство его формы и материи (глины). Движущая причина — это горшечник, который делает эти горшки, а его цель — продать горшок и на вырученные деньги купить все необходимое для жизни.
Возможность и действительность
Для объяснения движения Аристотель вводит две новые категории — «возможность» (дюнамис) и «действительность» {энер- гейа). Они позволяют представить вещь как единство материи и формы в движении. Материя — это носитель возможности (См.: 7, 383). Материя — это всегда возможность разных ее состояний. Когда материя оформляется, то есть приобретает форму, она переходит от возможности к действительности. Но полная действительность связана не с вещью, а с формой. Форма есть действительность. В форме нет возможности быть или не быть, которая свойственна материи.
Эта возможность придает вещи относительность. Вещь действительна постольку, поскольку она обладает сущностью. Форма — это действительность, так как форма — это сущность вещи. Когда вещь изменяется, оставаясь, в сущности, той же самой (человек стареет), это происходит благодаря материи.Противоположности существуют, по Аристотелю, на уровне возможности, на уровне действительности противоположностей не может. Тут что-то может быть только одним, а прямо противоположным этому уже нет. Человек в возможности может быть и живым и мертвым, но в действительности он или жив или мертв.
Возможность — это форма существования относительного небытия. Материя может обладать формой, а может быть ее лишена. Лишенность формы — это и есть относительное небытие. Мы обычно имеет дело с оформленной материей, Аристотель ее называет «последней материей». Но может быть и материя без формы — это «чистая материя», «первоматерия». Мы можем ее только мыслить, а воспринимать чувствами. Движение не бывает вне вещей. «...Я под движением разумею осуществление сущего в возможности как такового» (Метафизика, XI, 9, 1065Ы5).
Осуществление чего-либо Аристотель называет термином «энтелехия». Все в мире, согласно ему, внутренне целенаправленно и обладает потенциальной завершенностью. Яйцо является птенцом в возможности, но не энтелехиально. Птенец является энтелехией яйца, так как он является осуществленностью потенции последнего. Энтелехия — это единство и целенаправленность процессов, позволяющих вещи быть целостностью, несмотря на ее изменения. Энтелехия — это своего рода программа вещи, мы бы сказали, генетическая программа, в которой, как в зародыше, предваряются все последующие состояния вещи. Для Аристотеля цель — это всегда благо и стремление к благу.
Согласно Аристотелю, есть не только чистая материя, но и чистая форма — форма форм, мышление мышления. Это — бог Аристотеля. Он называет его Ум-Перводвигатель. Форма содержит в себе цель и движущую причину. Чистая форма — Ум- Перводигатель — является источником, причиной всякого движения. Но сам он неподвижен. Он движет всем подобно тому, как движет любовью ее предмет. Все стремится к богу как предмету любви, но бог ни к чему не стремится, он самодовлеющ. Бог — это высшая реальность, он един, нематериален, неизменен, он — чистая действительность и энтелехиальность. Эго — философский бог, высший разум. Так метафизика — учение о первых причинах бытия — переходит в учение о боге, в теологию.
<< | >>
Источник: Рюмина М.Т.. Философия. Культура. Медицина. Теория и история. Лекции по философии и культурологии. Учебное пособие для медицинских ВУЗов. М.,2009. — 624 с.. 2009

Еще по теме Четыре первопричины вещей:

  1. 51. О первопричинах страстей 
  2. Теорема 1. Телесные состояния или образы вещей располагаются в теле точно в таком же порядке и связи, в каком в душе располагаются представления и идеи вещей.
  3. 8. [О ПЕРВОПРИЧИНЕ]
  4. 1. [О ПЕРВОПРИЧИНЕ СУЩЕГО] 
  5. Теорема 17. Желание, возникающее из истинного познания добра и зла, поскольку оно касается вещей случайных, может быть еще с гораздо большей легкостью ограничено пожеланием вещей, существующих в наличности.
  6. Первопричина движения и время бытия The origin of movement and the time of being
  7. 239. Возникает ли право собственности на общедоступные для сбора вещи у лиц, которые осуществляют систематический сбор таких вещей для дальнейшей возмездной сдачи таких вещей коммерческим организациям?
  8. МИРОВАЯ ВОЛЯ А. ШОПЕНГАУЭРА — МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ПЕРВОПРИЧИНА ПРЕСТУПЛЕНИЙ
  9. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ - ПЕРВОПРИЧИНА ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕКИ
  10. Теорема 8. Идеи отдельных вещей, или модусов, не существующих в действительности, должны содержаться в бесконечной идее бога точно так же, как формальные сущности отдельных вещей, или модусов, содержатся в его атрибутах.
  11. 2. Четыре стихии
  12.   «четыре времени года» 
  13. Заключение: Четыре Лица Духа
  14. ЧЕТЫРЕ М
  15. Четыре импульса всех холонов
  16. четыре группы регионов
  17. ЧЕТЫРЕ ПЕРВОВЕЩЕСТВА
  18. Четыре типа фундаментальных взаимодействий