ЧИСТИЛИЩЕ


Ад образован падением Люцифера, которое и пробило огромную воронку, вход в которую расположен в северном полушарии. В целом эта картина соответствует учению Аристотеля о строении земли. В своей работе «О небе» Аристотель пишет, что земля состоит из двух гемисфер.
Южное полушарие земли является верхней и более благородной частью, чем северное. Так как небо оживлено и двигается подобно животному, естественно, что оно имеет верх и низ, правую и левую стороны. Эту концепцию, противоречащую нашим современным взглядам (на глобусах и картах северный полюс находится наверху), находим у средневековых арабских комментаторов Аристотеля, в том числе у Аверроэса. Данте и западным мыслителям Средневековья необходимо было сочетать грекоарабские воззрения на космографию с библейской традицией, т.е. сведениями о падении Люцифера у пророка Исайи, в Евангелиях от Луки и Матфея и в Апокалипсисе. Итак, из недр земли, исторгнутых падением Люцифера, образовалась огромная гора Чистилища, возвышающаяся посреди Океана. Восходя в южную гемисферу, Данте слышит гул потока, стекающего вниз, в Ад. Это река забвения Лета. Она течет с вершины горы Чистилища, где находится Земной Рай — Эдем.
Чистилище имеет вид усеченного конуса. Береговая полоса и нижняя часть горы образуют Предчистилище (Антипургато- рий), а верхняя опоясана семью уступами (7-ю кругами собственно Чистилища), т.е. заветное число 9 в общем выдерживается и здесь.
Души тех, кто не осужден и имеет надежду, ангел перевозит на челне к подножию горы. Стражем Чистилища Данте делает Катона Утического (95—46 гг. до н.э.), государственного деятеля последних времен Римской республики, который, не пожелав пережить ее крушение, покончил с собой. Данте допускает особую милость Создателя к нехристианину: он страж Чистилища, на вершине которого, по мысли поэта, дух обретает свободу. В Чистилище души восходят постепенно к вершине, молятся о спасении, очищаются от грехов и претерпевают различные испытания. В Антипургатории томятся нерадивые души. Там же расположена долина земных властителей. Восхождение по 7 кругам к вершине, где находится Земной Рай, иногда продолжается несколько столетий. Сначала оно очень медленное, затем сильно ускоряется,
В первом круге очищаются гордецы (и в этот круг Данте надеется попасть после смерти!), во втором — завистники, в третьем — гневные, в четвертом — унылые, в пятом — скупцы и расточители, в шестом — чревоугодники, в седьмом — сладострастники. Последние три крута Чистилища, более близкие к Земному Раю, соответствуют 2, 3 и 4 кругам Ада, тем, где караются менее тяжкие грехи, являются как бы их зеркальным отражением. Из вечной тьмы Ада поэты попадают в царство становящейся гармонии, «Где души обретают очищение и к вечному восходят божеству». Поэтому во 2-м царстве чувствуются настроения и печали об ушедшей жизни и светлой надежды.
Пропущенные Катоном через ворота Второго Царства, поэты начинают медленное восхождение по горе. Здесь тени умерших отличают в Данте живого человека во-первых потому, что его тело отбрасывало тень, а во-вторых, потому, что луч солнца не проходил через его тело. Мир Чистилища наполнен светом, красками и музыкой. Там летают ангелы с зелеными крыльями, в белых и алых одеждах, что напоминает картины мастеров раннего Возрождения: Симоно Мартини и друга Данте Джотто (кстати, создателя знаменитой фрески, где Данте изображен в профиль).

На всем протяжении стихов Чистилища и Рая слышатся католические молитвы, песнопения, постоянно обсуждаются богословские вопросы, находившиеся в центре внимания средневековых схоластов:
«Поистине безумные слова — что постижима разумом стихия Единого в трех лицах естества». (Чистилище, III)
Эти два Царства наполнены символами, иногда трудными для толкования, иногда общеизвестными для медиевистов. Так, четыре звезды Чистилища символизируют 4 основные «естественные» добродетели древнего мира: мудрость, справедливость, мужество и умеренность. Ими дополняются три святые добродетели — так называемые «богословские»: вера, надежда и любовь.
Пройдя все круги Чистилища, Данте, чтобы выйти в Земной Рай, расположенный на вершине горн, должен пройти очищающую стену огня, который опалял жаром, превосходящим расправленное стекло, но в то же время не сжигал. Данте вошел в стену огня со страхом, «побледнев как мертвец, которого кладут в могилу».
У входа в Земной Рай Вергилий покидает Данте. Данте входит в сады Земного Рая, охраняемые ангелом целомудрия. Здесь он встречает прекрасных женщин Лию и Мательду, аллегории жизни деятельной, и Рахиль, любующуюся своим отражением в зеркале — аллегорию жизни созерцательной. Рахиль предвещает появление Беатриче.
В Земном Раю — прекрасный лес, полный деревьев, красных и желтых цветов. Там течет поток, который разделяется на две реки: влево струится Лета, истребляющая память о земных грехах, совершенных человеком; вправо — Эвноя («добрая память»), воскресающая в человеке воспоминание обо всех его добрых делах. Данте и окунается в обе эти реки и пьет из них воду. Тут же Данте призывает для вдохновения музу Уранию, так как предмет его описаний возвышен.
Данте увидел на колеснице «в венке олив под белым покрывалом, в плаще зеленом, в платье огнеалом» Беатриче, свою любовь и музу. Цвета ее одежды, символы веры, надежды и любви, были также и любимыми цветами художников Итальянского Возрождения. В таком же красном платье Беатриче впервые предстала перед поэтом во Флоренции, когда ему было всего 9 лет. Данте говорит о той жадности, с которой его глаза смотрели в лицо Беатриче после десятилетней разлуки (Она умерла в 1290 г.): «Всю кровь мою пронизывает трепет несказанный: следы огня былого узнаю». «И дух мой, — хоть умчались времена, Когда его ввергала в содроганье Одним своим присутствием она, А здесь неполным было созерцанье, — пред тайной силой, шедшей от нее, Былой любви изведал обаянье».
Не зря Данте предрекал, что возвеличит Беатриче как ни одну другую живую женщину не возвеличивал поэт. Все строки, посвященные ей, дышат искренним и глубоким чувством. Беатриче становится вторым, после Вергилия, спутником и водителем Данте в его путешествии. Она здесь — не только высшая любовь и красота, но и высшая добродетель и мудрость. Именно по ее желанию Данте проходит Ад, Чистилище и возносится в Рай, чтобы все увидеть и укрепиться в добродетели.
<< | >>
Источник: Рюмина М.Т.. Философия. Культура. Медицина. Теория и история. Лекции по философии и культурологии. Учебное пособие для медицинских ВУЗов. М.,2009. — 624 с.. 2009

Еще по теме ЧИСТИЛИЩЕ:

  1. § 178. Р.-католическое учение о чистилище
  2. Индивидуация.
  3. § 5. Семейные культуры в Новом Свете
  4. Разберите слова по составу:
  5. Кентерберийский невольно разрабатывал механику «божественного права».
  6. Мартин Лютер. Из «95 тезисов». Диспут о прояснении действенности индульгенций (1517 г.)
  7. 1. ад и рай — это альтернативные цивилизации?
  8. ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ
  9. БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ
  10. 1 Причини громадянської війни.
  11. Договор же, неосвященный авторитетом неконвециональной власти веры, «крепости» не имеет.
  12. РЕФОРМАЦИЯ
  13. § 176. Мздовоздаяние после частного суда. Состояние праведных и грешных.
  14. ДАНТОВСКАЯ МЕТАФИЗИКА ПОСМЕРТНОГО ВОЗМЕЗДИЯ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ
  15. ЧИНГИЗ АБДУЛЛАЕВ
  16. ПЕСНЬ О КРЕСТОВОМ ПОХОДЕ
  17. Предисловие
  18. ЗНАКОМЬТЕСЬ АВСТРАЛИЯ!АКЦИЯ ТАЙВАНЬСКОЙ РАЗВЕДКИ