ДУША СТРАДАЮЩЕГО ТЕЛА


(Образование врана по шкале ценностей жизни)
Парадокс первый: истинная цена ценности
Не знаю, обратили ли Вы внимание на неизбежный, как оказалось, парадокс сознания всех субъектов социальной активности — групп, масс, индивидов: то, что для них объективно теряет ценность, тут же становится высшей ценностью в речах и писаниях их глашатаев? Но не надейтесь — это не больная совесть нации заговорила и не страстно желаемое выдается за действительное...
Такова историческая правда двойной жизни любой идеологии: она и осознание бытия, и само осознанное бытие. Идеологически «превращенная» реальность есть не что иное, как сама осознанно себя осуществляющая реальность бытия людей. Миф — не фантом сознания, оторвавшегося от жизни, а продуктивный и эффективный... способ практического осуществления людьми своей жизни. Поэтому, когда реальная цена жизни человека ничтожна мала, именно тогда миф о жизни как высшей ценности, хоть и робко, но пробует пробудить в нас деятельное сопротивление практически всеобщему безразличию к ней.
XX век вот-вот уйдет в прошлое... Но вряд ли унесет он с собой ту полную обесцененность человеческой жизни, объективной мерой которой стали мировые и не знавшие перерыва локальные войны, унесшие чуть ли не сотню миллионов человеческих жизней, и лагеря смерти, перемоловшие в лагерную пыль многие десятки миллионов при равнодушии мнимого неведения народов своих стран, и целые континенты и субконтиненты, где голод и нищета, эпидемии и массовая смертность стали для всех чем-то вроде их визитной карточки.
Не унесет он, увы, и ту силу, коей практически осуществлялось столь страшное, обесценившее жизнь, осознанное бытие человечества: веру масс в то, что они ведут священную борьбу за светлое будущее и социальную справедливость, за Новый поря-
* Ранее работа была опубликована: Михайлов Ф.Т. Избранное. М., Ин- дрик, 2001. С. 554—620; а также: Философия — культура — медицина: история и теория. М., 1999. С. 132—182; Лекции по философии и культурологии. М., 2003.
док тысячелетнего рейха в глобальном масштабе, за высшие человеческие ценности американского образа жизни, за то, что нет бога, кроме Аллаха и т.д., и т.п. Да и как было не верить, если для молчаливого равнодушного большинства — для тех, кто не был репрессирован и расстрелян, кто не испытывал в полной мере постоянного унижения от изощренных издевательств партийного чиновничества, отупевшего от сладости власти над тобой, если для всех относительно благополучных в мнимом неведении своем вдруг оказалось, что после гражаанской войны и разрухи «...жить стало лучше, жить стало веселее», а там и великая Победа, и «нынешнее поколение людей будет жить при коммунизме», а если не вышло, то вот-вот «наступит новая эпоха — эпоха рынка, демократии и свободы»... Точно так же и профессия медика — самая гуманная профессия. Это оно, сознание причастных и непричастных, и их осознанная таким образом деятельная активность, ежедневно, ежемесячно и ежегодно воспроизводили обыденно-бытийные каркасы общественных связей, обеспечивающих царство агрессивной бесчеловечности.

Но и все то великое и многое, что наперекор этому царству, с явным и неявным ему сопротивлением, было сотворено в XX в., вплелось в противоречивую динамику устойчивых форм человеческих общностей, подогревая не только жар сердец мыслящих продуктивно и инако, жар, поддерживающий пламя неистребимой духовности общественного бытия, но и столь же незыблемую иллюзию культурного прогресса народов, воплощающих в жизнь... американскую мечту, торжество коммунизма, ценности своей религии, и во всех случаях — вожделенный мир изобилия и справедливости.
К таким иллюзиям, увы, мы должны отнести сегодня и наивную веру в высшую ценность человеческой жизни, а, следовательно, и в историческое предназначение образования и медицины, якобы способных, пусть не завтра, но в ближайшем будущем, на основе новейших технологий обучения, воспитания и лечения обеспечить сохранение на веки вечные этой самой главной человеческой ценности...
Старый друг мой (теперь он и взаправду не молодой) любил повторять: об истинных, а не декларируемых ценностях общества должно судить по зарплате, которую получают врачи и учителя. Сегодня я хотел бы добавить: и по тому как не только финансируется, но и как фактически устроена, как организована подготовка будущего врача и учителя, на каком предметном материале и в каких формах. Но отвечая на этот вопрос, мы вынуждены будем погрузиться в дебри умозрений так называемой философии истории. Ибо наша задача не в том, чтобы как можно громче и эффектнее негодовать и возмущаться, пусть даже искренне переживая весь трагизм наличного бьггия, но в том, чтобы понять как это стало возможным в истории — и в ее бытийном основании, и в духовно-практических (нравственных, правовых, эстетических и теоретических) способах реализации его потенций. На этом пути нас ждут два фундаментальных противоречия человеческого бытия:
  • реализация всех потенций его объективного основания — общности людей, осуществляется действиями разных субъектов хозяйственной и социальной активности (групп, масс, индивидов), весьма азартно и не взирая на последствия преследующих свои частные цели за счет других ее субъектов,
  • осознание основания своего бьггия и продуктивная осознанность (целесообразность и произвольность) преобразований его форм, исходно и сущностно возможные лишь в аподиктических (всеобщих и необходимых) формах смысло-образного мышления, реально осуществляются в особенных формах самых разных его ограничений (этнических, эпохальных и даже профессиональных) в исторически образующихся и меняющихся культурах и субкультурах.

Оба противоречия объективны и судьбоносны, но я вынужден, скользнув по смыслам первого, обратиться ко второму, так как именно оно непосредственно проявляет себя в парадоксальных иллюзиях высших человеческих ценностей.
<< | >>
Источник: Рюмина М.Т.. Философия. Культура. Медицина. Теория и история. Лекции по философии и культурологии. Учебное пособие для медицинских ВУЗов. М.,2009. — 624 с.. 2009

Еще по теме ДУША СТРАДАЮЩЕГО ТЕЛА:

  1. ..Парадокс третий: страдающее тело и страдающая душа — предметы разных медицинских специализаций
  2. 30. Душа тесно связана со всеми частями тела
  3. Теорема 6. Поскольку душа познает вещи как необходимые, она имеет тем большую власть над аффектами, иными словами, тем менее страдает от них.
  4. Теорема 38. Чем больше вещей познает душа по второму и третьему роду познания, тем менее она страдает от дурных аффектов и тем менее боится смерти.
  5. Теорема 12. Душа, насколько возможно, стремится воображать то, что увеличивает способность тела к действию или благоприятствует ей.
  6. Теорема 23. Душа познает самое себя лишь постольку, поскольку она воспринимает идеи состояний тела.
  7. Теорема 17. Если тело человеческое приведено в состояние, заключающее в себе природу какого-либо внешнего тела, то душа человеческая будет смотреть на это внешнее тело, как на действительно (актуально) существующее или находящееся налицо до тех пор, пока тело не подвергнется действию, исключающему существование или наличность означенного тела.
  8. Теорема 26. Человеческая душа воспринимает всякое внешнее тело как действительно (актуально) существующее только посредством идеи о состояниях своего тела.
  9. 31. В мозгу имеется небольшая железа, в которой душа более, чем в прочих частях тела, проявляет свою деятельность
  10. Теорема 14. Душа может достигнуть того, что все состояния тела или образы вещей будут относиться к идее бога.
  11. Теорема 22. Человеческая душа воспринимает не только состояния тела, но также и идеи этих состояний.