Г.В. Моисеенко ПИФАГОРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ


«Пифагор... является в интеллектуальном отношении одним из наиболее значительных людей, когда-либо живших на земле, — и в том случае, когда он был мудр, и в том случае, когда таковым не был».
Б.
Рассел
Последняя треть VI в. до н.э. становится временем появления уникального феномена в духовной жизни античности — пифагореизма. Его учение универсально по своему содержанию. Теория в нем органично сочетается с практикой. Можно выделить следующие виды деятельности пифагорейцев: политическую, нравственно-практическую, религиозную и философскую.
Основателем школы, ее вдохновителем, почти обожествляемым в общине, был Пифагор (Pythagoras) — знаменитый древнегреческий философ и ученый, математик и астроном, влиятельный политический деятель, религиозный реформатор, полубог в глазах своих учеников и шарлатан по отзывам иных из его современников. Принято считать, что расцвет его жизни приходился на 530-е годы до н.э., а прожил он долгую жизнь (80 или около 100 лет). Пифагор бьш учеником Анаксимандра и Ферекида Сиросского. Жажда познания привела Пифагора в Вавилон и даже в Египет. Вскоре после смерти облик знаменитого философа потерял черты простого смертного, обретя взамен божественные. Поздние античные авторы не скупились на легенды, которыми было окружено имя Пифагора. Часть подобных мифов касалась рождения. Некоторые из них утверждают, что он не был обычным смертным человеком, а был одним из богов, принявших человеческий облик для того, чтобы войти в мир и учить человечество. В других он почитался как сын солнечного бога Аполлона; и эта легенда была настолько известна, что «не вызывала у современников никаких сомнений». Древние авторы сообщают, что Пифагор обладал исключительной остротой зрения, слуха и ума, превосходя в этом способности других людей; а также имел золотое бедро, помнил о прежних воплощениях своей души; обладал способностью успокаивать и убеждать словами, которая распространялась даже на животных и т.д. и т.п. Считается, что сам Пифагор ничего не писал, но тем не менее ему приписываются следующие сочинения: «О природе», «О государстве», «О воспитании», «О душе», «О мире», «Священное слово». Возможно, что эти произведения были записаны «со слов учителя» его учениками.
Пифагору принадлежит первое использование слова «философия». Слово это двусоставное: филио и софос — две сущностных составляющих этого понятия, где «филио» переводится с древнегреческого как любовь, а «софос» — мудрость. Важно взаимоотношение в котором находятся «любитель» и мудрость: любитель мудрости не является ее обладателем или носителем. В отличие от тех мудрецов, которые являлись «носителями житейской мудрости» (знаменитая античная традиция избирать семь наимудрейших из мудрых) или тех, кто утверждали, что обладают всей полнотой мудрости и могут обучать желающих за внушительную плату (софисты), пифагорейцы признавали объективное, самостоятельное, существование знания, к познанию которого истинный философ должен стремиться. Для Пифагора философ тот, для кого «любовь к мудрости» составляет смысл его личной жизни. И не важно имеет ли философ богообразный облик (Пифагор) или его внешность более напоминает сатира (Сократ), если его слово не расходится с делом, если он живет согласно тому учению, которое ведет его по пути разума и восхождения к совершенству, то он воистину «любомудр» или философ.
Среди учений Пифагора прежде всего бросается в глаза странное, с точки зрения европейского сознания, учение о душе, «заключенной в темницу тела» и последующих перерождениях ее в различных телах (метемпсихоз). Одни исследователи допускают, что Пифагор во время своих путешествий на Восток и многолетнего обучения побывал в то же время и в Индии, так как это учение по своей сути есть повторение типично индийских представлений. На наш взгляд, можно допустить это как возможность, но, к сожалению, нет никаких подтверждений в пользу этой точки зрения. По другой версии данное учение Пифагора имеет орфические корни. Этой точки зрения придерживаются многие современные авторы. Именно у орфиков Пифагор позаимствовал учение о метемпсихозе. И не только его, но и строгую нравственность, упорядоченный образ жизни, учение о богах и даже учение о числе как основе миропорядка.
Орфей — фракийский легендарный персонаж, который вошел в мифологию и фольклор вместе с печальной историей любви к Эвридике. Он связан с культом Аполлона — бога Солнца, гармонии и порядка. По преданию Орфей обладал замечательным голосом и так превосходно играл на кифаре, что зачаровывал не только людей, но и животных. Согласно легенде, Орфей, навсегда потерявший любимую жену Эвридику, отказался от притязаний на его любовь вакханок, и те растерзали его.
У нас нет прямых сведений о том, когда орфическое учение появилось в Древней Греции. Одним из древнейших греческих папирусов является комментарий на орфический текст из Дервени (Греция), который относится к первой четверти IV в. до н.э., но «отражает значительно более раннюю традицию». (12, 106—107). На основании того, что во времена Пифагора об Орфее ходили легенды весьма древнего происхождения, нужно отнести возникновение орфизма еще на несколько веков в древность. Но поттему же Орфей исповедовал учение, так сходное с индийским? Известно, что слово «Орфей» буквально означает «смуглый», то есть он казался грекам более смуглым, чем они сами. Иногда по этому поводу высказываются, что он, возможно, был эфиопом или индийцем. Последнее согласуется с тем учением, которое он исповедовал: а) о двух началах в человеке — темном и светлом, где «темное» — это тело, а «светлое» — душа; б) о том, что душа бессмертна и имеет божественную природу, но в результате «грехопадения» она оказывается воплощенной в тело;
в)              тело — темница для души (напр, по Филолаю: «ныне мы мертвы и тело — наша могила»); г) после смерти одного тела греховная душа помещается в другое, причем она может оказаться в теле животного или растения («метемпсихоз»); д) греховные желания и склонности души заставляют ее бесконечно продолжать череду перевоплощений; е) главная цель — через очищение (катарсис) прийти к освобождению души от бремени существования в физическом мире.
Все эти положения были восприняты Пифагором и многими из его школы (а также Сократом, Платоном и др.). Но при этом в представления орфиков были внесены некоторые изменения. Это связано с тем, что пифагорейская школа была не просто религиозным орденом, но научно-философской школой. Как отмечают многие авторы, существенное различие — в методах очищения. Наряду с традиционными методами (аскеза, очищение с помощью музыки и танца и т.п.) Пифагор считает наиболее важным интеллектуальное — занятие рациональной мыслительной деятельностью, особенно математикой.
Пифагор также первым вводит в употребление понятие «космос» («космэ» в переводе с греческого означает «красота», «порядок» или «упорядоченный мир»). Любая стихия по сути беспредельна и хаотична. Но что же тогда ставит конец этому безграничному хаосу стихий, что ограничивает его? Пифагор определяет это начало как предел, который ограничивает пространство, перекрывая путь хаосу. Это первое условие порядка. На плоскости в качестве предела выступает окружность, в пространстве — сфера. Самой первой и важной парой категорий в пифагорейской философии является «предел-беспредельное». Хаос, беспредельное (апейрон) — это состояние небытия, предел — создает условие для бытия. Именно предел дает начало миру. И не случайно пространственный предел — сфера, выступает непременным условием любой космологической концепции вплоть до начала Нового времени.
С точки зрения пифагорейцев сущностью мира и всего в мире является число. Каждому роду вещей соответствует определенное число. А дальше происходят удивительные вещи: чувственно воспринимаемые веши способны качественно изменяться, исчезать, вновь появляться, но число, которое определяет суть вещи, остается. А число вечно и неизменно. Число выступает у пифагорейцев субстанцией вещей.
И именно потому, что разум человека способен выявлять вечные количественные параметры в устройстве мира, становится возможным и его познание. Процесс познания мира, по Пифагору, есть процесс познания управляющих им чисел. Единица является основой всего ряда чисел. Пифагореец Филолай, характеризуя истину и добродетель, говорил: «Все познаваемое имеет число. Ибо без последнего невозможно ничего ни понять, ни познать... Можно заметить, что природа и сила числа действует не только в демонических и божественных вещах, но также повсюду во всех человеческих делах и отношениях, во всех технических искусствах и в музыке».
Среди всех чисел Пифагор полагал основными числа первой десятки (декады), так как все остальные числа — есть их комбинация. Но среди них особым образом выделяются первые четыре числа: единица, двойка, тройка, четверка.
Эти четыре числа описывают все процессы, происходящие в мире. Сумма их дает число «десять» или священную Декаду, которую пифагорейцы считали идеальным числом и сообщали ему почти божественную сущность. Все числа Пифагор разделял на четные и нечетные. С каждым из чисел связано определенное сущностное свойство. Началом и итогом всего мира он провозглашал Единицу или Монаду. С нее все начинается и ею все заканчивается. Монада трактовалась как абсолютная и неделимая, как непрерывность, положительность, всеобщая сущность, и как ... четно-нечетное число (так как из нее рождаются все остальные числа и четные и нечетные).
Следующая за ней двойка или диада вносит в мир неопределенность, раздвоение и в то же время олицетворяет собой союз двух противоположностей. Оно символизировало принципиальную полярность во Вселенной: свет — тьма, чет — нечет, женское — мужское, жизнь — смерть, добро — зло, правое — левое, покоящееся — движущееся, единое — многое И Т.Д.
Проявление двойственности было ни чем иным, как расщеплением Единого. Но начало реальному физическому миру все-таки дает троица или Триада как первое оформление (ограничение) бесконечности при помощи единицы на плоскости. Если перевести с языка арифметики на язык геометрии, то единица — это точка, два — линия, три — квадрат, четыре — куб. Они органически связаны друг с другом и в движении творят друг друга. Точка двигаясь, создает линию, движение линии создает плоскость, движение плоскости — объем.
Природа, с точки зрения Пифагора, образует тело, являясь триединством первоначала и его противоречивых сторон, а также воплощает собой человеческую сущность (тело, душа и дух). И в тоже время Троица есть троичное Божество триединого мира. В результате взаимопроникновения Триады и той же Монады рождалась четверица или тетрада как первое телесное воплощение этой триадической формы — в пространстве (или объемно). Четверка ассоциировалась также с четырьмя элементами природы (огонь, вода, воздух и земля). Их взаимоотношения, их количественное сочетание согласно мере дает нам качественное разнообразие всех телесных вещей. Все четыре стихии с точки зрения пифагорейцев дают нам совершенные объемные фигуры — многогранники: земля — куб (так как отличаются неподвижностью и устойчивостью); вода — икосаэдр (вода отличается текучестью, а икосаэдр — наиболее «катящийся»); воздух — форму октаэдра (воздух движется взад и вперед и октаэдр как бы направлен одновременно в разные стороны), огонь — форму тетраэдра как наиболее острого, мечущегося в разные стороны. Эти многогранники получили название так называемых «Платоновых тел». Отдельно Пифагором выделялся эфир, который представлял собой тонкое и подвижное состояние материи, лишенное атомистичности и обладающее всепроникающим свойством, соотносящийся с формой додекаэдра.
Декада совмещает в себе сущность и достижения Монады, Диады, Триады и Тетрады вместе взятых. Все остальные числа и проявляемые ими сущности физического и умопостигаемого миров разворачиваются в пределах Декады. Особое место занимало число семь — Пифагор считал его мироправящим, требующим особого почитания. Представляя собой сумму из трех и четырех, семерица означает соединение человека с божеством, где троица олицетворяет божественное в человеке (душу), а четвери- ца — его телесность, состоящую из взаимоотношений четырех стихий.
Таким образом философское учение о числе охватывало собой, с точки зрения пифагорейцев, все мироздание и давало возможность рассматривать его проявление в различных сферах жизни природы и жизни человека. Ярко, образно Диоген Лаэртский раскрывает многогранное учение Пифагора: «Начало всего — единица, единице как причине подлежит как вещество определенная двоица; из единицы и неопределенной двоицы происходят числа; из чисел — точки; из точек — линии; из них — плоские фигуры; из плоских — объемные фигуры; из них — чувственно- воспринимаемые тела, в которых четыре основы — огонь, вода, земля и воздух; перемещаясь и превращаясь целиком, они рождают мир — одушевленный, разумный, шаровидный, в середине которого — земля, и земля тоже шаровидна и населена со всех сторон». (13, 338—339).
Философия и математические изыскания в пифагорейской школе бьши сущностью взаимосвязаны. Естественно, арифметика и геометрия занимали особое место в интеллектуальных занятиях пифагорейцев. Пифагор был не только философом, но и математиком, много сделавшим для превращения этой науки из эмпирической в теоретическую, то есть речь идет о возникновении математической науки как таковой. К открытиям, сделанных пифагорейцами, можно отнести разработку метода математической дедукции, формулировку так называемой теоремы Пифагора (квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов), открытие явления несоизмеримости отношения между диагональю и стороной квадрата. Последнее привело в конечном итоге к разработке новой научной дисциплины — геометрической алгебры.
В чем же заключается открытие явления несоизмеримости между диагональю и стороной квадрата, и почему пифагорейцы стремились сохранить его в тайне? Положение, согласно которому сумма квадратов сторон прямоугольного треугольника, прилежащих к прямому углу, равна квадрату третьей стороны — гипотенузы, бьшо величайшим открытием Пифагора или его непосредственных учеников. К несчастью для Пифагора, эта его теорема сразу же привела к открытию несоизмеримости, а это явление опровергало всю его философию. В прямоугольном равнобедренном треугольнике квадрат гипотенузы равен удвоенному квадрату любой из сторон. Предположим, что каждый катет равен единице, какова в таком случае длина гипотенузы? Во всяком случае, длину этого отрезка нельзя определить через целое число! То есть, какую бы единицу длины мы ни выбрали, существуют отрезки, которые не находятся в точном числовом отношении к этой единице.
Для нас, живущих через две с половиной тысячи лет после Пифагора вроде бы в этом нет ничего устрашающего, но для античного человека это открытие послужило предсказанием страшной трагедии. Дело в том, что с точки зрения древнего грека мир, однажды возникнув, вечно продолжает свое существование. На языке пифагорейской школы мир разворачивается между Монадой и Декадой и, в принципе не имеет других ограничений. Но мир разворачивается как ряд целых рациональных (т.е. постижимых умом) чисел. Обнаружение факта, что между стороной и диагональю квадрата не существует общей меры, было открытием иррационального («уму непостижимого», «алогичного»). Это «скандальное» открытие, которое в наши дни считается, видимо, самой большой заслугой пифагорейцев, во времена Пифагора вызвало первый кризис в истории математики. Пифагорейское учение о целочисленной основе всего сущего больше невозможно было признавать истинным. Поэтому пифагорейцы пытались сохранить свое открытие в тайне. Этот кризис, с нашей точки зрения, был разрешен в пределах Элейской школы и школы атомистов, но начало было положено пифагорейцами.
Школа Пифагора дала Греции целую плеяду талантливых философов, физиков, математиков, врачей, экономистов, законодателей и политиков. Пифагореизм имел огромное влияние на развитие всей последующей философской мысли. Пифагор первым в истории античной философии поднял вопрос о нравственно-этической проблематике. В пифагорейской школе был сформирован образ античного философа-мудреца и той истины, что высокая мудрость связана с достойным образом жизни и уважительным отношением к общественному закону и традициям.
  1. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М., 1994. С. 233-287.
  2. Богомолов А. С. Античная философия. М., 1985.
  3. Волошинов А.В. Пифагор: союз истины, добра и красоты. М., 1993.
  4. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. СПб, 2001.
  5. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. 1. Античность. СПб., 1994.
  6. Асмус В.Ф. Античная философия: 3-є изд. М., Высшая школа, 2001.
  7. Таранов П.С. 150 мудрецов и философов (Жизнь. Судьба. Учение. Мысли): Интеллектуальный энциклопедический справочник: В 2-х т. Симферополь, 2000.
  8. Философский словарь/Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991.
  9. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М., 1999.
  10. Ямвлих. О Пифагоровой жизни. М., 2002.
  11. Лосев А.Ф. Ст. «Пифагор», «Пифагореизм» // Философская энциклопедия: В 5 т. Т. 4. С. 260-262.
  12. История философии: Запад—Россия—Восток (книга первая. Философия древности и средневековья). М., 1995. С. 102-109.
  13. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 338-339.
  14. Сорвин К.В. Очерки из истории классической философии. М., Русская панорама, 2001.

<< | >>
Источник: Рюмина М.Т.. Философия. Культура. Медицина. Теория и история. Лекции по философии и культурологии. Учебное пособие для медицинских ВУЗов. М.,2009. — 624 с.. 2009

Еще по теме Г.В. Моисеенко ПИФАГОРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ:

  1. ПИФАГОРЕЙСКИЙ СОЮЗ И НАЧАЛО ПИФАГОРЕЙСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
  2. Г.В.Моисеенко НАТУРФИЛОСОФСКИЙ ПЕРИОД В РАЗВИТИИ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
  3. Г.В. Моисеенко АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ И АНТИЧНАЯ МЕДИЦИНА
  4. Пифагорейская теория чисел
  5. § 3. Доминирование рационализма в пифагорейском учении
  6. Г. В. Моисеенко ДРЕВНЯЯ КУЛЬТУРА И ПЕРВОБЫТНЫЕ ВЕРОВАНИЯ
  7. 3. Атомизм. Пифагорейская школа. Софизм (V в. до н.э.)
  8. 2. Первоначальный характер пифагорейского союза
  9. § 2. Онтологический протодуализм и тенденция иррационализма в пифагорейском учении
  10. А.В. Захаров. Дидактические материалы курса "Философия", Раздел 1, "Фундаментальная философия", Часть 1 для вечернего отделения механико-математического факультета РГУ подготовлены ассистентом Захаровым А.В. и рекомендованы кафедрой философии и методологии науки факультета философии и культурологии. Протокол № 3 от 19 октября 2001, 2001
  11. РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ Религиозная философия и философия религии: общее и особенное
  12. II.7. Философия Нового времени. Выдающиеся европейские философы XVII-XVIII вв. Русские философы XVIII в.