М.Т. Рюмина ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ


В результате военных походов Александра Македонского (334—323 гг до н.э.) было образована огромная империя, которая включала в себя различные народы и государства. После смерти Александра она распалась на несколько монархий (Египет, Сирия, Македония, Пергам).
Эти эпохальные события положили конец классическому периоду в истории Древней Греции и открыли начало новому периоду в истории античной цивилизации, который впоследствии получил название эллинистического. Эллинизм охватывает почти восемь веков (вторая половина IV в. до н.э. — V в. н.э.). Эллинизм делится на ранний и поздний, граница между ними определяется установлением вів. ло н.э. господства Римской империи.
Самой характерной чертой эллинистической эпохи являлось активное взаимодействие и синтез различных культур, прежде всего, древнегреческой, римской и восточных культур (персидской, египетской, еврейской, индийской и др.). Этот процесс имел двусторонний характер. Для него характерны, с одной стороны, глобализация и унификация жизненного мира, а, с другой стороны, нарастание процесса индивидуализации и сосредоточение индивида на своей приватной жизни. «Космополитизм и индивидуализм — две стороны одной медали» (1, 452). В рамках мировой империи все процессы приобретали глобальный характер. В процессе глобализации разрывались родовые, полисные связи человека, оставляя индивида один на один с огромным государством. Это создавало предпосылки для формирования индивидуалистического сознания со всеми его плюсами и минуса- ми. К плюсам можно отнести вызревание личности человека, с ее свободой и ответственностью, к минусам — эгоизм и равнодушие к судьбе общества.
Полис как политическая единица классической Греции с потерей независимости лишился своего значения. А с ним постепенно теряло смысл отождествление человека и гражданина, исходя из которого, во многом, философы классического периода строили свое понимание человека, общества и природы. Человек в классическом полисе наделялся гражданскими добродетелями, формирование которых и составляло смысл его жизни. В эллинистических монархиях связь между государством и человеком ослабевала, каждый отдельный человек не участвовал в управлении государством, как это было прежде в греческом полисе. Он мало мог повлиять на жизнь государства в целом, само же государство в мгновение ока могло изменить жизнь самого человека по неведомо каким причинам. Человек, как никогда прежде, чувствовал себя марионеткой судьбы или «игрушкой богов». Это обстоятельство рождало равнодушие человека к политической жизни, стремление устраниться от нее, или найти такую позицию по отношению к государству, которая позволила бы выдерживать перипетии личной судьбы, государственные и природные катаклизмы.
Неслучайно, что в эллинистическом обществе, в котором наблюдается сильное социальное расслоение, формируется классическое рабство, и одновременно с этим возникает идея о единстве природы человека, о естественном равенстве людей, эллинов и варваров. Парадоксально, но с распространением рабства, которое становится, фактически, основой общественного производства, возникает и распространяется идея, отвергающая рабство. Это связано со становлением индивида, личности человека, пониманием ее свободы и самоценности.
Поэтому главный вопрос эллинистической философии — это вопрос о человеке, какое место он занимает в космосе и что ему делать, чтобы достичь счастья или хотя бы самосохранения. Все основные философские направления — эпикуреизм, скептицизм, стоицизм и неоплатонизм, ставят перед собой, прежде всего, вопрос о человеке и его жизненном пути, но отвечают на него по- разному. Центр внимания философов поэтому перемещается на этику как науку о должном поведении, о нравственности. Кроме того, философия включала в себя физику и логику, но в значительной мере как обоснование для этики. Счастье понималось как цель жизни человека. К нему ведет достижение невозмути-
мости духа («атараксии»), спокойствия души мудреца перед лицом жизненных треволнений. В этом идеале мудреца философские школы эллинизма едины, только путь к его достижению они предлагали разный.
Все эти философские направления (за исключением неоплатонизма, появившегося в III в. н.э.) возникли в Древней Греции в начале эпохи эллинизма, а потом распространились по всему эллинистическому миру и просуществовали в различных модификациях вплоть до заката античной философии. Новые стимулы к своему развитию эти философские школы получили в период позднего эллинизма, в эпоху Римской империи. Но прежде чем перейти к философским учениям эллинизма, скажем несколько слов о развитии отдельных наук, которые в этот период отделяются от философии и получают самостоятельное развитие.

Эллинистическая наука
Если Афины сохраняли свое значение центра философии, то столица Египта Птолемеев Александрия стала средоточием развития наук. Во всем мире известны александрийский Мусейон — святилище муз, который стал научным центром, и александрийская библиотека, насчитывавшая несколько сот тысяч папирусных свитков (при Птолемее II было порядка 700 ООО книг), в которых была представлена мудрость всего античного мира.
Эллинистическая наука включала в себя как естественные, так и гуманитарные науки. Среди естественных наук развивались физика, астрономия, география, анатомия; среди гуманитарных — история и филология. Все они основывались на царице наук — математике.
Евклид, знаменитый математик, написал в Александрии свой главный труд «Начала», который был основан на логике Аристотеля и явился вершиной античной математической мысли. Как рассказывает Прокл, когда царь Птолемей, заглянувший в этот трактат Евклида, спросил его, нет ли более короткого пути к геометрии, тогда Евклид ответил, что в науке нет царского пути. А это значит, что овладеть наукой в силу своего происхождения или богатства, подобно материальным благам, невозможно, знание, наука требуют труда и от богатого, и от бедного. Таким образом, и наука косвенно утверждала равенство человеческой природы, особый путь самосовершенствования человека посредством умножения знания.
Архимед из Сиракуз стал основателем физики и механики. А в III в. Аристарх Самосский выдвинул гипотезу о том, что Солнце находится в центре движения звезд, и Земля движется вокруг Солнца. Но геоцентрическая картина мира Аристотеля и Птолемея не была поколеблена и утвердилась вплоть до космологической революции Коперника. Эратосфену, директору александрийской библиотеки, принадлежит заслуга составления первой географической карты с меридианами и паралеллями. Можно вспомнить также замечательных историков Арриана, Плутарха и Полибия, а также комедиографа Менандра и поэтов Каллимаха и Аполлония Родосского.
Особое значение имеет этот период в развитии медицины. Именно в этот период анатомия становится самостоятельной наукой. Ее развитию, безусловно, способствовало разрешение Птолемеев на анатомирование трупов, а также на вивисекцию (операции по живому) преступников, приговоренных к смерти. Тогда как в других регионах, в том числе в Афинах, это запрещалось религией.
Основателем анатомии стал Герофил. В своем труде «Анатомия» Герофил описал структуру головного мозга и его значение для организма. Артериальный пульс он считал следствием деятельности сердца. Эрасистрат, преемник Герофила, был известен своими исследованиями сердца и его клапанов, а также работами по анатомии мозга. Он его рассматривал как вместилище души. Согласно Эразистрату, «человек подобен машине: сердце — насос, который на входе и выходе контролируют створчатые клапаны; печень, почки и мочевой пузырь — фильтры; развитие организма — механический процесс, который осуществляется через триаду — нервы, вены, артерии. Нервы исходят из мозга (по ним движется душевная пневма, которая обитает в мозге); в венах течет кровь (питательная субстанция), которая формируется из пищи, а в артериях — воздух (жизненная пневма). Отсюда и произошло их название — в переводе с греческого “артерия” означает “воздушный путь”» (2, 148). Эрасистрат отошел от Гиппократова учения о соках в организме и считал, что организм состоит из множества твердых неделимых частиц — атомов, которые движутся по каналам тела. Нарушение этого движения в связи с несварением пищи, закупоркой сосудов или их переполнение являются причинами болезней. Так воззрения Демокрита нашли применение в медицине.
Интересно взаимоотношение эллинистической науки с техникой. Привычное для нас единство науки и техники отсутствует в эту эпоху. Наука тогда была теоретически-созерцательной, стремилась к познанию божественного, и не интересовалась своим прикладным назначением. Так Архимед говорил о своих откры- гаях в механике как о развлечении и видел свое предназначение в развитии чистой математики. Герои, создавший первую модель паровой машины, также видел в ней игрушку. Общество не нуждалось в машинах, оно использовало мускульную силу многочисленных рабов. Не следует забывать о том обстоятельстве, что именно рабский труд обеспечивал процветание античной цивилизации, свобода мысли и духа вырастала из жестокой эксплуатации и несвободы. Поэтому и подлинной свободы человека античная мысль не знает. Но осознание ее необходимости и стремление к ней остается главной чертой эпохи эллинизма.
<< | >>
Источник: Рюмина М.Т.. Философия. Культура. Медицина. Теория и история. Лекции по философии и культурологии. Учебное пособие для медицинских ВУЗов. М.,2009. — 624 с.. 2009

Еще по теме М.Т. Рюмина ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ:

  1. М. Т. Рюмина ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
  2. М. Т. Рюмина ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ
  3. М.Т. Рюмина ХРИСТИАНСКАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
  4. М. Т. Рюмина ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  5. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  6. Рюмина М.Т.. Философия. Культура. Медицина. Теория и история. Лекции по философии и культурологии. Учебное пособие для медицинских ВУЗов. М.,2009. — 624 с., 2009
  7. 1.3. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ ОТКРЫВАЕТ новую эпоху
  8. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВ И СТАНОВЛЕНИЕ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  9. ФИЛОСОФИЯ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОГО И РИМСКОГО ПЕРИОДОВ
  10. 6. Мемориалы Веселовского и Бестужева-Рюмина
  11. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
  12. II. М. П. Бестужев-Рюмин Кременчуг. 19 февраля 1821.
  13. Эллинистическая цивилизация
  14. Глава XXVII. Эллинистическая культура
  15. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ МОНАРХИЯ
  16. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (Ш—I вв. до н. э.)
  17. Тема семинарского занятия № 14: Земельные отношения и социальная борьба в эллинистическом мире.
  18. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (III—I вв. до и. э.)