М.Т. Рюмина ХРИСТИАНСКАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ


Хронологически средневековье охватывает период приблизительно с V в. н.э. до XIV в. н.э. Почти тысячу лет продолжались средние века. За этот период произошли колоссальные изменения в мире. Возникали одни государства (Византия, Арабский халифат, Англия, Франция, Киевская Русь и т.д.), разрушались и погибали другие (Римская империя, например).
Произошло великое переселение народов, утвердилось как мировая религия христианство, появилась новая мировая религия — ислам и т.д. Можем ли мы говорить об этом огромном периоде, охватывающем столь различные события и народы, как о единой эпохе? Можем, если примем во внимание то единое основание, которое сохранялось в культуре разных стран и народов на протяжении всей этой эпохи. Речь идет о господстве религиозного мировоззрения во всех сферах жизни общества. Религия выступала ядром средневековой культуры, определяла право и политику, форму государства, особенности ведения хозяйства и быта народов, не говоря уже об искусстве, науке и философии. Пока религиозная парадигма сохраняла свое значение в жизни людей, продолжались средние века. И именно с процессами обесценения религиозных ценностей и секуляризации (выхода из-под влияния религии и церкви) связана эпоха Возрождения (XIV— XVI) как период перехода к Новому времени.
Смена глобальных эпох определяется изменением фундаментальных структур сознания человека, его мировоззрения и миро- чувствия, которые выражаются в изменении его представлений о Боге, мире и человеке. Место человека в мире, смысл его жизни обуславливаются взаимосвязью человека с Богом. И эта связь кардинально меняется в средние века по сравнению с античностью, что вызвано появлением и утверждением, прежде всего, христианства (I в.), а позже ислама (VII в.). Христианская культура явилась синтезом культуры западной и восточной. «Афины» и «Иерусалим» стали символами и основанием новой культуры, которая была совершенно новым и своеобразным их преображением. Эллинистический период истории (вторая половина IV в. до н.э—V в. н.э.), начавшийся после завоеваний Александра Македонского и сочетавший Восток с Западом, явился как бы предварением христианского синтеза.
Место философии в средневековой культуре определяется ее взаимоотношением с религией. Религиозные истины очерчивают горизонты и возможности философствования. И поэтому чтобы понять специфику средневековой философии необходимо обратиться к самому христианству, к особенностям его вероучения и его историческому пути.
Христианство — монотеистическая религия. Монотеизм — это вера в единого Бога. Христианский Бог — это Троица, Бог в трех Лицах — Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.
Откровение о Троице дал Иисус Христос, который сказал апостолам: «...Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф, 28,19). Истина о Боге, человеке и мире дана в Библии, главной книге христианства.
Другими монотеистическими религиями являются ислам и иудаизм. Древнее язычество было обожествлением природы и политеизмом, то есть принимало множество богов, которые символизировали разные сферы природного бытия. В средние века преобладающее развитие и влияние получают именно монотеистические религии. Античная философия была связана с античным политеизмом, многобожием, так как им определялся характер мышления древних греков.
Христианский теоцентризм, то есть представление о том, что высшей реальностью является Бог и он все определяет, выражен в двух фундаментальных принципах, которых не было в античном сознании, это — идея творения мира и человека Богом, и идея откровения о Боге. Идея творения (креационизм) лежит в основе христианской философии: учения о бытии (онтологии), а идея откровения — в основе учения о познании (гносеологии).
Апостол Павел говорит: «А мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов безумие...» (2 Коринф., 1,23). Он хочет тем самым сказать, что вера основывается не на человеческой мудрости, а на Божественном Откровении, что поэтому христианство — религия парадоксальная и мистическая, выходящая за пределы человеческого разума. Иудеи не приняли Иисуса Христа как Мессию, а греки не могли смириться с ограниченностью человеческого разума, ведь греческая философия настаивала со времен Пифагора и Платона на том, что обретет бессмертие только тот, кто познает как устроен космос и человек. Знание тут выступало как высший вид деятельности человека. Христианство не отрицало значение знания, но отдавало приоритет вере, так как считало, что ограниченный и затуманенный грехом человеческий разум не в силах познать бесконечное и абсолютное, то есть Бога. Знание о Боге может быть дано только как откровение, а дело человеческого разума заключается в том, чтобы понять это откровение и сохранить его в целостности и истине. Многое чуждо и непонятно было в христианстве для рационального эллинского ума, для античной философии. Парадоксальна была провозглашенная христианством близость Бога к человеку, ведь ради спасения человека и из-за любви к нему Бог вочеловечился, и страдал, чтобы искупить первородный грех человечества.
Какую же картину мира рисует нам Библия, книги Ветхого и Нового Завета?
<< | >>
Источник: Рюмина М.Т.. Философия. Культура. Медицина. Теория и история. Лекции по философии и культурологии. Учебное пособие для медицинских ВУЗов. М.,2009. — 624 с.. 2009

Еще по теме М.Т. Рюмина ХРИСТИАНСКАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ:

  1. 2. Средневековая философия как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии
  2. 3. Средневековая христианская концепция человека
  3. 3. Средневековая христианская концепция человека
  4. М. Т. Рюмина ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
  5. М. Т. Рюмина ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ
  6. М.Т. Рюмина ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  7. М. Т. Рюмина ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  8. Яркими представителями средневековой христианской философской антропологии были:
  9. Рюмина М.Т.. Философия. Культура. Медицина. Теория и история. Лекции по философии и культурологии. Учебное пособие для медицинских ВУЗов. М.,2009. — 624 с., 2009
  10. ФИЛОСОФИЯ ХРИСТИАНСКАЯ
  11. Идея творения в христианской философии.[*]
  12. Христианская философия истории
  13. Христианская философия истории
  14. § 3. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
  15. Средневековая философия
  16. ИЛИЯ И ЕЛИСЕЙ, КАК СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ АППЕРЦЕПЦИИ ОСНОВАТЕЛЯ ХРИСТИАНСКОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ ВЕЛИКОГО ЦАРЯ (ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО) И ЕГО ЛЮБИМОГО УЧЕНИКА ИОАННА ЗЛАТОУСТА (БОГОСЛОВА).