Общие характеристики Древнего Китая


Китайские учёные в силу известных общественно политических причин совсем недавно начали исследовать свою историю естествознания. Присутствие долгое время на территории Китая Японцев, а затем культурная революция проведение таких исследований на систематической основе делали невозможными.
Естественнонаучные достижения Древнего Китая во времени отстают от достижений Древних Славян, но во многом существенно опережают уровень знаний народов Ближнего Востока и Европы.
Наиболее ранние упоминания о китайской государственности, обнаруженные к настоящему времени, относятся к V веку до с.л. Семь с небольшим тысяч лет назад на берегах Хуанхэ жили земледельческие племена, которые в IV тысячелетии до с. л. распространились и на берега другой великой реки Янцзы.
Китай, с позиций сельскохозяйственных знаний и технологий, как и во многом другом, является уникальной страной. В частности, из археологических находок последних лет стало ясно, что шёлковые нити и тутовый шелкопряд, особый вид гусениц, образующих коконы из тончайших шёлковых нитей разводились в Китае в V тысячелетии до с.л.


Рис. 3.1. Тутовый шелкопряд и его коконы
Древние китайцы первыми в мире начали удобрять почву, для чего использовались органические вещества: экскременты человека и домашних животных и птиц, водоросли, золу, гашёную известь и рыбные туки.
Китай расположен от Ближнего Востока так далеко, что цивилизации Ближнего Востока, впрочем, как и страны Европы, долгое время даже не подозревали о существовании такой страны. Впрочем, и сами китайцы мало что знали о других народах, если не считать своих западных соседей, славянских племён, с которыми они вели длительные войны на протяжении многих веков, причём с переменным успехом.
Мифология Древнего Китая представляла Мир состоящим из двух частей. Небом, как и положено, управляли боги, а на земле всё сущее подчинялось императору, который почитался Сыном Неба. В этой связи стана часто называлась
Тянься, что переводится как - Поднебесная. Поскольку исторической родиной императора, по мнению служителей религиозного культа, были небеса, то необходимо было пристально следить за их состоянием и докладывать, что там и как происходит.
Считалось, если какие-то события происходят на небе, то непременно это должно сказаться и на земной жизни. При дворе, наряду с императорскими медиками и поварами работали и придворные астрономы, в основную задачу которых входило предсказывать небесные явления и по возможности толковать их смысл и последствия.
Преодоление мифологизированного сознания было тесно связано с накоплением знаний об окружающем мире и попытками их философского обобщения. Развитию натурфилософских взглядов способствовало возникновение зачатков астрономии, математики, медицины.
Уже иньцы знали счет до 30 000. Будучи земледельческим народом, предки древних китайцев на протяжении многих столетий вели наблюдения за движением светил. Особенно раннее развитие в древнем Китае получила астрономия, очевидно в связи с существованием лунного года, который необходимо было согласовать с естественными природными сезонами, связанными с солнечным годом, продолжительность которого была вычислена весьма точно.
Регулярно производились записи астрономических наблюдений. В 613 г. до с.л. древнекитайские астрономы впервые отметили появление кометы Галлея. В V в. до с.л. Гань Шэ и Ши Шэн составили звездный каталог, видимые звезды были сведены в созвездия. Астрономы стали вычислять лунные и солнечные затмения.


До настоящего времени нет полной ясности, для чего была построена стена. По официальной версии - для защиты от мон-
Развивалась механика, вы-


Рис. 3.2. Великая китайская стена
гольского нашествия. Но во все времена Монголия была относительно малочисленной страной, не могущей составить многолюдному Китаю серьёзной военной и политической конкуренции, а вот нашествие арийских племён достаточно серьёзная угроза. Уместно вспомнить в этой связи археологические находки в Аркаиме, показывают, что арийские племена целенаправленно продвигались, в частности, на восток, для экспансии Монголии и Китая.

Письменность является одним из основных показателей развитости цивилизации. Место и время возникновения китайской письменности, так же как и славянской точно не установлено. Это было так давно, что трудно ожидать, что используемые для письма материалы могли сохраниться.
Причудливый геометрический орнамент на обнаруженных только в начале XX в. в деревне Яншао провинции Хэнань на керамических сосудах, изготовленных 5 - 7 тыс. лет назад, возможно, как раз и является зародышем древнейшего китайского письма.
Установлено, что в начальные периоды китайцы писали на бамбуковых пластинках, бычьих лопатках, черепаховых панцирях на глиняных сосудах, а затем уже на шёлке и изобретённой в Древнем Китае бумаге (рис. 3.3).


Рис. 3.3. Китайские письмена на панцире черепахи и первые бумажные деньги
Однако динамика развития китайской письменности в последующие остается, практически, бельм пятном. Ученые не могут найти никаких археологических свидетельств, способных пролить свет на ход эволюции китайского письма в этот продолжительный период. Не правда ли напоминает ситуацию с письменностью Древних Славян.
Первые, обнаруженные в Китае, следы письменности получили название Цзя- гувэнъ - надписи для гадания (рис. 3.4), они располагались на бычьих и оленьих лопатках, а так же на панцирях черепах.
Резы на черепашьих панцирях были обнаружены в 1899 г., можно сказать, случайно. Некий провинциальный чиновник заболел малярией. Врач выписал рецепт в лучших традициях народной китайской медицины - «кости дракона». Послан-

ный в аптеку слуга принёс кусочки панциря черепахи. Любознательный чиновник на обломках панциря обнаружил некие, нанесенные острым предметом знаки. Это показалось ему чрезвычайно странным.
»11 - щ TV * ‘У
Рис. 3.4. Загадочные древние надписи на сосудах
Начав самостоятельное расследование, чиновник обнаружил, что панцири попали в аптеку из деревни Сяотунь. Отыскав через аптекаря торговца чиновник заказал ему как можно больше «костей дракона», каковые и были ему доставлены для изучения.
Что же получается, если бы чиновник Ван Ижун не подхватил малярию, и если бы ученик аптекаря не был оболтусом и растёр бы панцири в порошок, как того предписывала рецептура, то возраст китайской письменности был бы укорочен на пару тысяч лет.
Как в последствии установили учёные письменность в Древнем Китае появилась в одно время с письменностью Шумера и Египта, уступая в возрасте только руническому письму Древних Славян.
Следует заметить, что египетские иероглифы и шумерская клинопись в историческом масштабе времени просуществовали не долго, а вот китайские иероглифы закрепились во времени и изменялись только в сторону рационализации написания, приноравливаясь к новым письменным приспособлениям и увеличивающимся потокам информации.
По сообщениям китайских учёных, к настоящему времени обнаружено более 100 тыс. артефактов в виде костей животных и панцирей черепах, сохранивших на своих поверхностях 4700 иероглифов. Установить смысл удалось только для 1800 иероглифов. Работа с использованием современных технических средств продолжается.
Много древних надписей обнаружено на ритуальной бронзе: чашах, кубках, сосудах, горшках, оружии и музыкальных инструментах. Количество иероглифов на утвари варьируется от единиц до нескольких сотен, обнаруживается около 3000 самостоятельных символов, более половины, из которых идентифицированы 2000.
Следом за костью и бронзой в качестве основы письма использовались бамбуковые дощечки и шелковое полотно. Бамбуковые письмена были громоздки, для транспортировки очередного административного указания иногда требовалась отдельная телега. Шёлк же, как материал, был дорог, поэтому на нём составлялись только важные документы.
-sU " lt;              •**              —
' Г7Х -#¦ BU 7S l3V1 z              Д Z'-Mr I
*4- A- nV SfTTS І


Рис. 3.5. Древняя китайская бумага
j-r
w[ ¦€


Бумага в Китае появилась как побочная технология производства шёлка. При сортировке коконов всегда обнаруживались дефективные образцы из которых не было возможности получать длинную нить. Из отходов основного производства приготавливали вату, которая после механической и тепловой обработки превращалась в тонкие листы, вполне пригодные для письма.
В 105 г. с.л. Цай Лунь, важный чиновник при дворе императора приготовил новый сорт бумаги из старых рыболовных сетей в полнее удовлетворительным качеством. Далее в качестве сырья для бумаги стали использовать недорогое сырьё растительного происхождения.

С переходом от письма на бамбуковых планках и костях животных к письму на шелке и бумаге, от царапающей палочки к писцовой кисти размер писчего материала перестал лимитировать объем текста, что создавало более благоприятные условия для развития собственно письменного творчества.
Развитие естественнонаучных знаний способствовало распространению наивно-материалистических и стихийно-диалектических взглядов. Установленная древнекитайскими астрономами периодичность движения светил сыграла важную роль в возникновении одного из основных общемировоззренческих понятий древнекитайской философии: Дао - Пути, которым следует мир вещей.
Ранние натурфилософские представления получили отражение в трактате VIII в. до с.л. мХунфаньм (’’Великий план”), излагающем учение о материальном мире и пяти ’’элементах”, к которым причислялись вода, огонь, дерево, металл и почва.
Отметим, что время появления таких откровений об устройстве Мира годков эдак на 300 - 400 отстоит ранее аналогичных теорий признанных повсеместно Древних Греков.


Рис. 3.6. Ицзин («Книга перемен»
Наивные стихийно-диалектические идеи несет в себе памятник середины I тысячелетия до с.л. ”Ицзин” (’Книга перемен”). Его основу составляют восемь триграмм (ба гуа), каждая из которых представляет собой комбинацию из трех параллельных черт - сплошных и прерывистых.
Триграммы, являющиеся символами неба, земли, огня, воды, озера, ветра, горы и грома, в определенном сочетании образуют 64 гексаграммы.
Сплошная черта означает космическую силу света ян, прерывистая - силу тьмы инь.
Первая триграмма, состоящая только из сплошных черт, представляет ”небо”, вторая, включающая в себя лишь прерывистые черты, - ”землю”, они выступают воплощением активного и пассивного, положительного и отрицательного начал, во взаимодействии и взаимопреодолении которых рождается все сущее.
Среди ученых есть мнение, что в ”Книге перемен” впервые в истории предпринята попытка представить явления мира в двоичной системе. Исходя из основной идеи ”Книги перемен” об изменчивости, неизвестные авторы трактата середины I тысячелетия до с.л. ”Сицы чжуань”, комментируя ”Ицзин”, развивали мысль о движении как неотъемлемом свойстве объективного мира, истолковывали кардинальное ицзиновское понятие ”тайцзи” (”великий предел”) как первоматерию - некую изначально-двойственную сущность - аналог Дао, порождающую двоицу образов - субстанциальные силы инь и ян.
Натурфилософские идеи о пяти ’’элементах”, тайцзи, силах инь и ян и дао идут от космогонических мифов. В одном из них природные духи Инь и Ян рождались из бесформенного первозданного хаоса, дух Ян взялся управлять небом, дух Инь - землей, совместно они создали людей и привели мир в состояние гармонии.

На определённом уровне развития страны, потребовался календарь, и он был создан китайскими астрономами (рис. 3.7). Первое упоминание о китайском варианте календаря относится к III тысячелетию до с.л.


Рис. 3.7. Варианты китайских календарей
Сначала, как и у Древних Славян, Египтян и в Шумере, календарь был лунным, потом в районе 600 года до с. л. он трансформировался с солнечный.
К 350 году до н. э. китайские астрономы знали, что продолжительность года составляет 365, 25 суток. В ходу были два календаря.
Для сельскохозяйственных работ и иных видов сезонной деятельности народа Поднебесной использовали солнечный календарь, а в быту применялся, так называемый, циклический календарь.
заимствована у китайцев.


Рис. 3.8. Джан Хэн
Цикл этого календаря состоял из 60 лет. Год состоял из 12 месяцев, каждый из которых сопоставлялся с определённым животным. Кстати, схема современного Восточного календаря, используемого в странах Юго-Восточной Азии, во многом
Выдающимся учёным Древнего Китая является Джан Хэн (78-139 гг. с.л.), китайский астроном и математик (рис. 3.8). Он родился на юге страны в городе Наньян (провинция Хэнань) в обедневшей аристократической семье. В молодые годы занимался литературой, некоторые его сочинения дошли до наших дней Астрономией увлекся в 30 лет; некоторое время был советником и астрономом при дворе императора. В 116 г. с.л. поселился в провинции, сосредоточившись на занятиях астрономией.
Для проведения астрономических наблюдений создал специальные инструменты. С их помощью описал свыше 2500 звезд, объединив их в 124 созвездия.


Рис. 3.9. Армиллярная сфера
Джан Хэн нашел правильную величину наклона плоскости эклиптики к экватору. Полагая, что Луна светит отраженным от Солнца светом, объяснил смену лунных фаз, а также - одним из первых - причину лунных затмений.
Астроном изготовил армиллярную сферу - угломерный прибор, состоящий из нескольких взаимосвязанных колец, каждое из которых соответствовало основным кругам на небесной сфере - экватору, меридиану, эклиптике (рис.3.9).
Джан Хэн сконструировал прототип планетария с указанием положения Солнца, Луны, пяти планет. Устройство приводилось во вращение с помощью воды.
Но главным изобретением учёного стал первый в мире сейсмограф «Ди-дон-и», прибор для регистрации землетрясений, которые и в 132 г. с.л. досаждали Китаю. Сейсмограф (рис. 3.10) был отлит из меди и располагался на каменной плите. Корпус прибора напоминал по форме большой сосуд для вина. Внутри прибора шарнирно закреплялся чувствительный элемент в виде массивного металлического стержня, который начинал колебаться при содрогания почвы. По образующей корпуса располагались драконы, куда же без них, державшие в пастях металлические шарики.
Под каждым драконом сидела с широко раскрытой пастью лягушка, готовая ловить падающие шарики. При возникновении продольных сейсмических волн цилиндр перемещался внутри корпуса и через систему рычагов освобождал шарики в зависимости от направления прихода волны. Таким образом, проверив содержание внутренностей лягушек, можно было определить в каком районе Китая случилась катастрофа, а по количеству шариков примерно оценить силу произошедшего землетрясения.


Рис. 3.10. Первый в мире китайский сейсмограф
В ходе своих астрономических наблюдений и исследований Чжан Хэн пришел к выводу, что Земля является круглой, и, что Луна дает свет благодаря облучению солнечным светом.
Он считал, что космос окружает Земной шар подобно скорлупе яйца, а Земной шар, словно яичный желток, расположен в центре космического пространства. Эти суждения с сегодняшних позиций выглядят не совсем точными, но то, что они были сформулированы ученым, жившим более 1800 лет тому назад, не может не вызывать уважения и восхищения современных людей.
Следует иметь в виду, что «посвященная» Европа только в Эпоху Возрождения (начало XIV - последняя четверть XVI веков с.л. и в некоторых случаях - первые десятилетия XVII века) закончила наконец-то споры о шарообразности нашей планеты и «разрешила» ей стараниями Николаса Коперника не быть центром Мира, а вращаться, как и все прочие планеты вокруг Солнца. Маленько христиане поотстали.
Для того, чтобы вести астрономические наблюдения, Чжан Хэн изобрел прибор «Хуньтяньи». Он представлял собой пустотелый бронзовый шар диаметром 2,7 метра. Железный шест, подобно оси, проходил через центр шара. Ось была установлена на подставке и совпадала с направлением вращения Земли вокруг оси.
На шаре были изображены Сонце, Луна, большие звезды. Прибор вращался за счет силы воды. Каждые сутки он оборачивался на один круг, таким образом мог сравнительно точно показывать положение Солнца, Луны и звезд.
К настоящему времени учёными астрономами, историками и археологами доказано, что самый древний каталог звёзд был создан в Древнем Китае. Известно, что он уже существовал к 360 году до н.э. Этот каталог был составлен астрономом и философом Ши Шенем, в каталоге были описаны 122 созвездия, включавшие 809 звёзд.
В Китае, начиная с III тысячелетия до с.л., начали вестись летописи, которые, в частности, содержали и астрономические сведения. Кометы на небе начали наблюдать и описывать, начиная с 2296 года до с.л.
Из этих наблюдений стало известно, что в 989, 1066, 1145 и 1301 годах до с.л. наблюдалось появление кометы, которая много позже была названа именем Галлея, который родился в 1656 г. и отошёл в мир иной в 1742 г. с.л. Как обычно католическая Европа попыталась быть впереди планеты всей.
Китайским астрономам первым удалось описать вспышку сверхновой звезды, произошедшую в созвездии Тельца. В 2137 году до с.л. астрономы Поднебесной научились вычислять периоды затмения Солнца и Луны, что свидетельствует о самых передовых позициях астрономической науки.
На придворных астрономов была возложена обязанность предсказания погоды. При раскопках столицы Древнего Китая города Шан была найдена кость, датируемая 1217 годом до с.л., где сделана запись прогноза погоды на предстоящий лунный месяц.


Рис. 3.11. Нож с астрономическими символами
Совсем недавно в северо-западном Китае обнаружен каменный нож с изображениями Большой Медведицы и Альтаира (рис. 3.11). По словам археологов, это открытие позволит внести коррективы в историю астрономических наблюдений как в Поднебесной, так и в других странах
Находка сделана в развалинах Лаомао в провинции Цинхай. Длина каменного ножа с двумя зубчатыми лезвиями составляет 6 см, ширина - 3 см. Расположение выдолбленных на нем ямок повторяет созвездия Большой Медведицы и Альтаира. После научной экспертизы ученые пришли к выводу, что каменный нож был изготовлен пять тысяч лет назад, в период позднего неолита. Находка дает основания полагать, что история астрономических наблюдений в Китае на тысячу лет древнее, чем считалось прежде.
Зубчатые края ножа также необычны для того времени, пилообразные лезвия появились на режущих инструментах много позже. Учёные считают, что нож никогда по прямому назначению не использовался, а являлся чисто ритуальным предметом.
До недавнего времени было принято считать, что наличие пятен на Солнце впервые отметил Галилей (1564-1642), однако оказалось, что до него, в IV веке до с. л. китайский астроном Гань Дэ сделал запись о наблюдаемых им пятнах на светиле. Начиная со 165 года до с.л. систематически вносились изменения в схему пятен.

Выдающиеся работы в области астрономии и достижения в прикладных науках не могли состояться без соответствующего математического обеспечения. Во II веке до с.л. увидел свет китайский математический трактат «Математика в десяти книгах» и математико-астрономическое сочинение «Трактат об измерительном шесте», которые обобщили многовековые знания в области фундаментальных дисциплин.


Позже, уже в VII веке с. л. эти сочинения древних учёных вошли в энциклопедическое издание «Десять классических трактатов». Из глубины веков пришёл так же и трактат Лю Хуэя. «Трактат о морском острове» с методиками определения расстояний до недоступных предметов. Данные рис. 3.12 показывают, что китайские математики знали свойства              Рис.              3.12. Измерительный шест


подобных треугольников и владели, так называемой, теоремой Пифагора
С самого раннего времени в Китае получила распространение десятичная система счисления. Арифметические действия сложения и вычитания, начиная с IV века до с.л. выполняли с помощью счётного прибора, состоящего из разлинованной по вертикали и горизонтали доски, на которой раскладывали разноцветные специальные палочки. В III в. до с. л. китайские счёты приобрели привычный для европейцев вид (рис. 3.13).
Древнейшая китайская система счёта была разрядной и позиционной. К III веку до с. л. математики Китая начали использовать иероглифическую систему записи чисел. Числа записывались с учётом его разряда: вначале записывались сотни тысяч, правее или ниже десятки тысяч, затем количество тысяч, ещё правее или ниже следовали сотни, а замыкали запись десятки и единицы.
Существовала в Древнем Китае и таблица умножения от 1x1 до 9x9, причём она заучивалась в школах как стихотворения, иногда это делалось в музыкальном ритме, т. е. таблицу умножения ученики распевали хором. Китайские математики выпускали и таблицы квадратов, кубов и четвёртых степеней чисел.
Гораздо раньше вавилонян и египтян, по мнению некоторых учёных, китайцы освоили дроби, некоторые из которых, наиболее применимые на практике, в исконно восточном стиле, имели собственные названия. Так, например, % называлась «бань», 1/3 - «шао бань», 2/3 - «тай бань».
Астрономы и инженеры Китая со II века до н.э. пользовались и десятичными дробями и отнимали из меньшего числа большее, т.е владели понятием отрицательных чисел. Ближневосточная и европейская математика к необходимости отрицательного числа пришли существенно позже.

Отрицательные числа в китайской математике назывались «фу» и записывались либо тушью другого цвета, либо отмечались косой чертой. В экономике и торговле такие числа обозначали долг или недостачу. Открытие отрицательных чисел и разработка правил операций с ними считается специалистами самым крупным пионерским достижением китайской математики.
В Древней Греции, математика которой создавалась на основе достижений учёных Вавилона и Египта, отрицательные числа были введены Диофантом Александрийским (325 - 410 годы с.л.) в середине III века с.л., индийская математика подошла к понятию отрицательного числа только в IV веке с. л.
В уже упоминаемом трактате «Математика в десяти книгах» среди прочих математических премудростей излагались способы вычисления квадратных и кубических корней, причём с помощью счётной доски. Неизвестная величина в китайской алгебре называлась «тянь-юань», что можно перевести буквально как «небесный элемент». Так же назывался метод решения алгебраических уравнений n-й степени.
Аналогичный метод появился в Европе только в XIX веке с.л. и назывался методом Руффини - Горнера. Для решения систем линейных алгебраических уравнений китайские математики использовали метод «фан чен», что в переводе обозначает - «выстраивание чисел по клеткам», имеется в виду счётная доска. Методика решения систем уравнений с помощью счётной доски напоминает действия с матрицами и определителями. Европейцы начали решать системы линейных алгебраических уравнений в 1202 году с.л. (Леонардо Пизанский), а затем в 1545 г. (Джелорамо Кардано).
В отличие от Древней Греции геометрия в Китае не оформилась в самостоятельную науку. Геометрические задачи по традиции включались в общие математические трактаты.
В первой книге «Математики в десяти книгах» показаны способы вычисления площадей прямоугольников, треугольников, трапеций, кругов, колец, секторов круга и сегментов. В пятой книге этого сборника рассматриваются методы вычисления объёмов таких тел, как прямой параллелепипед с квадратным основанием, прямые призмы, пирамиды с квадратным и прямоугольным основанием.
«Трактат об измерительном шесте», о котором уже упоминалось, содержит сведения о частном случае теоремы Пифагора для прямоугольного треугольника с отношением сторон 3:4:5.
Напомним, что это было за 1100 лет до с.л. Теорема Пифагора в общем случае была сформулирована китайцами в VI веке до с.л. Китайская математика развивалась автономно и независимо только в ранние периоды, до с.л. затем отмечалось влияние математических знаний Индии.

Физические учения в Китае начали развиваться с VII века до с.л., когда путём долгих братоубийственных войн шёл процесс объединения 1800 мелких царств в 140 более крупных, которые затем трансформировались в 7 самостоятельных государств, а уж потом в единую империю.
Укрупнение государств сопровождалось не только изменениями в статусах политической и экономической жизни, возникло множество философских течений и школ, лидеры которых часто приглашались к властителям разного ранга в качестве консультантов.
Этих натурфилософов при власти можно рассматривать как придворных учёных из среды которых и возникли в Китае естественнонаучные школы. В 318 году до с.л. император Сюань основал первую в Китае академию, где работали на постоянной основе крупнейшие мыслители того времени со своими школами. В Европе академия появилась в Древней Греции примерно в это же время, а в Риме только в 1603 году с.л.
Физика, как самостоятельная наука к этому времени ещё не состоялась, она входила, как и многие другие отрасли знаний, в философию. Философские трактаты, выпускаемые учёными академии, содержали разделы, посвящённые физическим проблемам.
Анализ достаточно отрывочных сведений, показывает, что, как и везде, физика в Китае возникала исходя из необходимости освоения новых технологий, используемых в инженерно-технической деятельности. Наиболее заметное влияние на развитие начал физических учений оказали два трактата, созданных между 450 и 250 годами до с.л. Прежде всего это трактат философа Мо Ди (Мо-цзы) «Моист- ский канон» и трактат его учеников «Книга учителя Мо».
В физике Мо Ди превалирующую роль играла, естественно, механика, потому что именно этот раздел физики был первоначально востребован инженерами и ремесленниками. Существенно отметить, что китайскими философами было впервые введено в научную и инженерную практику понятие силы: «Сила (ли) - это то, что заставляет двигаться предметы, имеющие форму». Очевидно, что Мо Ди под предметами, имеющими форму, подразумевал абсолютно твёрдые тела, которые в процессе действия силы не изменяют форму.
Известна китайцам была, хотя и в неявном виде, и сила тяжести. Вот как сказано у Мо Ди о процессе движения двух тел, связанных нитью, перекинутой через блок: «Тяжесть есть сила. Падение одного предмета или подъём чего-либо другого есть движение, вызванное тяжестью».
Китайскими физиками, по сути, был частично сформулирован закон инерции: «Если нет противодействующей силы, движение никогда не приостановится. Это так же верно, как и то, что бык - не лошадь».
Идея прямолинейности движения по инерции китайскими учёными обыгрывается в следующей фразе: «Если имеется поддерживающий столб, то движение всё равно не остановится. Оно будет подобно переходу по висячему мосту».
Витиевато конечно, но время и специфика языка обязывали. А говорится в этой фразе о том, что если на движущееся тело под углом к направлению перемещения станет действовать сила (поддерживающий столб), то движение не прекратится, а

|N|=2mg


І'П'ПТШ'Ш
т.і'П'Ш'ттш,


mg              Tmg
+M(mg)              -M(mg)
Рис. 3.14. Равновесие тела
станет происходить по криволинейной траектории. Напомним, что в европейском варианте закон инерции был сформулирован незабвенным Галилеем в 1632 году.
В Китае отдельные, наиболее интересные законы физики излагали в стихах. Китайский поэт-учёный Цзя И (200 - 168 годы до с.л.) изложил третий закон Ньютона (1642 - 1727) в аллегорически стихотворной манере: «Если вода устремляется, она становится диким потоком. Если стрела выпущена она, летит далеко. Но всё это обладает силой, действующей назад, и всё колеблется в этом противоборстве. Таков дао (естественный путь) природы».
Древних китайских механиков интересовало механическое состояние шара, как наиболее совершенной геометрической фигуры: «Совершенный шар не может противостоять силе». Здесь имеется в виду, что на горизонтальной плоскости, сила, тормозящая движения шара мала, и он может перемещаться в любом направлении.
Вполне успешные попытки были сделаны учёными Китая описания принципов действия простейших механизмов, таких как рычаг и блок: «Подвешивающая сила действует в направлении, противоположном, силе тянущей вниз. Для подвешивания требуется сила, а свободное падение происходит без приложения нами силы. Подвешивающая сила сосредоточена необязательно в той точке, где она приложена, как в случае балки моста. Посмотри на балку, подвешенную на верёвке. Та сторона, где расстояние от точки подвеса больше будет опускаться, та сторона, где расстояние от точки подвеса короче, будет подниматься.
Когда верёвка находится под прямым углом к балке, веса одинаковы с обеих сторон и достигается взаимное равновесие». Эту цитату из китайского трактата можно интерпретировать графически с использованием современных обозначений.
Если прямоугольную балку, моделью которой служит хорошо всем известная линейка (рис .3.14) подвесить на невесомой нити посередине, то линейка будет находиться в равновесии, так как два момента сил тяжести Mz (mg) будут равны по модулю и противоположны по знаку.
Таким образом, физики Китая умели пользоваться условиями равновесия тел, причём, несмотря на отсутствие в явном виде понятия момента силы, его интуитивно подразумевали. Много позже в Европе благодаря трудам Лагранжа (1736 - 1813) это положение обретёт вид хорошо известных математических уравнений
? F1X = 0, ?fiy = 0, ?Fz = 0, ?mo(F) = 0.
i=1              1=1              1=1              1=1
Твёрдое тело может находиться в равновесии только в том случае, если векторная сумма всех действующих на него сил равна нулю, и равна нулю сумма моментов этих сил относительно произвольного центра O.
Изучение рычага и условий равновесия было обусловлено централизованной стандартизацией мер и весов, когда в такой огромной стране, как Китай необходимо было внедрить гири-эталоны и регулярно, раз в год, в день осеннего равноденствия контролировать сотни тысяч масс используемых в торговых операциях.
Китайскими учёными было обнаружено, что в зависимости от температуры материалы, из которых изготавливались рычаги, могли сжиматься и расширяться. Во II веке до с.л. в сочинении «Дун Цзинь-фу» в стихах отмечалась необходимость выравнивания весов в соответствии со сжатием и расширением от холода и жары.

Китайские учёные в IV веке до н. э. большое внимание уделяли разработке методов сравнительного анализа и измерений. Один из наследников философского учения Конфуция (551 - 479 гг до с.л.), некто Мэн Цзы (372 - 289 гг до с.л.) в своих трудах писал: «Взвешиванием мы узнаём, какие вещи легки, а какие тяжелы. Измеряя, мы узнаём какие вещи длинны, а какие коротки. Соотношения всех вещей могут быть так определены».
В этой фразе древнего философа обозначена превалирующая роль измерений при исследованиях окружающего мира. Роль эксперимента, долгое время отвергаемая греческими учёными, будет восстановлена повторно только Галилеем в XVII веке с. л.
Начало теории прочности твёрдых тел тоже было положено китайскими физиками, которые пытались проанализировать причины разрушений твёрдых тел в условиях нагрузок. В книге «Мо-цзин» по этому поводу записано: «Гладкость и сплошность - вот от чего зависит ломкость или неломкость. Повесим маленький груз на волосе. Даже если этот груз очень лёгок, волос разорвётся. Это произойдёт оттого, что волос не является вполне гладким или сплошным. Если бы он был таков, он бы не разорвался».
Оптические исследования китайских физиков касались, в основном, теории отражения и распространения света. В упоминаемой уже неоднократно книге «Мо- цзин» описан принцип действия «camera obscure», которая простейшим из известных способов позволяла получать изображения предметов на экране.


Камера представляла собой тёмный ящик с небольшим отверстием в одной из стенок, перед которой помещается рассматриваемый предмет Лучи света, исходящие из различных точек предмета, проходят через отверстие и Рис .3.15. «camera obscure»              создают              на              противоположной стенке перевёр
нутое изображение (рис. 3.15).
Камера обскура, возникшая в Европе двумя тысячами лет позже, т.е. в XVII веке с. л. использовалась для наблюдения солнечных затмений. В отличие от европейской оптики, в которой долгое время было принято считать, что лучи испускаются глазом, китайские учёные давали себе отчёт в происхождении лучей: «Освещённый человек светится, как если бы он выстреливал лучи».
Изучались китайцами и законы отражения света, свидетельством чему могут служить великолепно исполненные бронзовые и серебряные зеркала с высеченными на обратной стороне магическими знаками, которые едва заметно искажали изображение, но при освещении зеркала ярким светом под определённым углом они становились отчётливо видны. Магические знаки, как бы светились изнутри зеркала.
Поразительных успехов китайские физики достигли в области магнетизма. Специалисты считают, что свойство естественных магнитов притягивать друг друга и железные предметы было известно в Китае с IV века до с.л.
Древними китайцами было обращено так же внимание на то, что природные магниты были способны ориентироваться определённым образом в пространстве.
Объясняли это свойство влиянием звёзд, в разное время разных. Впервые это свойство магнитной руды на практике было реализовано в приборе для гадания.
Действительно, если звёзды управляют поведением магнитной руды, то почему бы ей ни предсказывать будущее, о котором на небесах имеют самое ясное представление.
Прибор (рис. 3.16) состоял из железной доски, на которой были нанесены знаки зодиака и пророчества. На горизонтально расположенную пластину помещалась ложка, изготовленная из магнитной руды, так называемый «указатель юга».


Рис. 3.17. Компас Древнего Китая


Рис. 3.16. Магнитный указатель
Сферическая форма «ложки» и её центровка обеспечивали свободное скольжение по пластине. Ручка ложки ориентировалась в магнитном поле Земли, занимая определённое положение относительно доски, что и служило основанием для ориентации. Как предполагают учёные, прибор вначале использовался в качестве приспособления для гадания.
От гадальных приборов произошёл переход к «указателям юга», основным назначением которых стало не предсказание событий, а только ориентация в пространстве. В I - IV веках до с.л. в целом ряде философских трактатов об указателях юга с магнитной стрелкой говорится как о совершенно обыденных инструментах, использующихся для указания направлений (рис. 3.17).
В I в. до с. л. древний ученый - Ван Гун дал подробное описание прибора. Первые компасы имели форму черпака для разливания вина с тонким черенком и шарообразной выпуклой частью. Этой частью ложку устанавливали на ровной отполированной поверхности. Такую поверхность представляла собой квадратная или круглая пластинка, на которой были нанесены 24 иероглифа. Эти иероглифы обозначали собой 24 деления, то ость 24 градуса.
У китайцев о первом применении магнита сложена красивая легенда. . По преданию, полководец Кун Мин, чтобы отразить очередное вражеское нашествие, сумел поставить на службу Родине и магнит.
Когда в Китай вторглись неприятельские орды, он соорудил на их пути каменного истукана. В одной руке истукан держал книгу, пропитанную ядом, в другой - меч. Кун Мин знал, что предводитель вражеского войска отличается любознательностью и непременно заинтересуется книгой. Так и вышло.
Подъехав к истукану, предводитель стал листать книгу, время от времени слюнявя свой палец. Листы книги были пропитаны сильнодействующим ядом, от чего полководцу скоро стало худо. Воин решил покинуть неприятное во всех отношениях место, но какая-то сила удерживала его на месте.
В подножие истукана был заложен мощный природный магнит, который притянул к себе железную амуницию и оружие завоевателя. Несчастный выхватил у истукана меч и, что есть силы ударил по ненавистному чудищу. Удар металла о камень высек искру, которая подожгла порох, и врага разнесло на мелкие кусочки. Войско его, испугавшись не шуточно, - разбежалось. Вот такая красивая легенда о первом боевом применении магнита
На самом деле древние китайцы на протяжении нескольких веков экспериментировали с магнитами. Они довольно долго не знали, как рационально применить это открытие. Историк Сыма Цянь рассказывает, что один изобретатель построил повозку, которая всегда указывала правильное направление. На этой повозке была фигура человечка, которую перед отправлением в путь поворачивали на юг. И куда бы ни сворачивала потом дорога, как бы она ни петляла, человечек днем и ночью показывал только на юг. Но об этом заботился не компас, а скрытый в фигурке хитроумный механизм.


Использование компаса внесло переворот в судовождение. Когда на китайских океанских джонках (рис. 3.18) впервые появился компас, экипаж парусников мог достигать 500 - 600 моряков и воинов. Технические и эксплуатационные характеристики китайских парусников, так же как и суда северных славян превосходили параметры европейских парусников, построенных на
несколько веков позже.              Рис. 3.18. Океанская джонка
Когда уже в конце XIII в. в Китае побывал венецианец Марко Поло, китайские корабли произвели на него неизгладимое впечатление. У себя на родине он ничего подобного не только не видел, но даже и не слышал, хотя Венеция была первой морской державой Западной Европы.
Судя по всему, Марко Поло запамятовал о ранних набегах на Европу северных славян, которые прибыли в гости на своих знаменитых дракарах, преодолев перед этим нешуточные водные пространства.
Марко Поло о китайских судах в своих заметках писал: «Суда эти, знайте, строятся вот как: строят их из елового дерева; у них одна палуба, на ней больше 60 покоев, и в каждом одному купцу жить хорошо. Они с одним рулем и от двух до четырёх мачт; зачастую прибавляют еще две мачты, которые водружают и опускают, как пожелают. Вода не может перелиться из одного помещения в другое».
Из этих откровений знаменитого путешественника видно, что китайские судостроители уже в его время применяли водонепроницаемые переборки. В Европе такие переборки появились лишь в XVIII в. Неудивительно, что Марко Поло предпочел вернуться на родину по морю, совершив путешествие из Китая в Иран на китайском судне. Так было всего безопаснее.
1Г К
‘Mf Ip
7//\ U
ІР


j*
  етЙЗЬй!
Однако те корабли, что вызвали востор у Марко Поло в Китае XIII в., кажутся небольшими по сравнению с теми, которые застал там арабский путешественник Ибн-Баттута в XIV в. с. л. Араб писал: «Каждый из них имеет на борту 1000 человек - 600 моряков и 400 солдат, и сопровождают его три посыльных судна. На больших кораблях четыре палубы и от трех до двенадцати парусов из тростниковых циновок» (рис. 3.19).
На границе систем летоисчисления в Древнем Китае была организована организована серия морских экс- Рис. 3.19. Китайское торговое судно XIV в. с.л.
педиций под предводительством адмирала Чжен Хе в «Западные моря». Ни один флот мира в это время не мог похвастаться судами такого большого тоннажа.
Водоизмещение большинства судов превосходила 1500 тонн, что в пять раз превосходит водоизмещение судов, участвующих в экспедиции знаменитого Васко да Гамы.
В этой связи интересно отметить, что европейские крупнотоннажные суда, например, галиоты, строившиеся в XVIII - XIX вв с.л. имели водоизмещение до 1400 тонн. А флотилия Чжен Хе насчитывала 317 кораблей, на которых путешествовали 27 870 матросов и офицеров императорского флота.


Рис. 3.20. Старинная звёздная мореходная карта
Суда всех 7 крупных экспедиций адмирала Чжен Хе были снабжены звёздными картами. Карты, которые удалось обнаружить районированы. В качестве примера на рис. 3.20 показана звёздная карта для плавания в южных широтах.
Плавания китайского адмирала принципиально отличались от многих европейских экспедиций. Во- первых, они носили мирный характер. Китайцы не торговали рабами и даже не пытались насаждать в открытых для себя странах буддизм
Во-вторых, китайские суда всегда прокладывали свои курсы в открытом океане, а не держались берегов. Известно, что один из вождей африканских племён подарил императору Поднебесной двух жирафов, которые были погружены в трюм и как знак «совершенной добродетели, совершенного порядка и совершенной гармонии» доставлены в добром здравии в Пекин.
Классическим примером уникальности естествознания Древнего Китая является история с открытием пороха. Появление пороха считается одним из ключевых событий в истории всего человечества. Ещё бы!








\ Ж.



ІЩІ



4ІШ і (1

Imfi ihttm

Рис. 3.18. Фейерверк
Как обычно, о времени и открытия состава дымного пороха среди учёного люда давно уже идут оживлённые дискуссии. Не вникая в подробности и нюансы, малозначащие в данном случае, будем полагать, что взрывчатая смесь калиевой селитры, серы и древесного угля была получена в Китае в начале нашей эры и около тысячи лет использовалась исключительно для развлечения.
Порох использовали для организации фейерверков, родиной которого тоже является Китай (рис. 3.18). Практически тысячу лет китайцы расцвечивали ночное небо, запуская на большую для того времени высоту бумажные и бамбуковые контейнеры с горящими веществами.
Девять веков порох служил исключительно мирным целям. Остаётся загадкой, почему за 900 лет ни у кого их многочисленных творцов фейерверков и зрителей не возникло идеи, вместо горючих веществ поместить в контейнер камень и не запустить такую ракету в сторону врагов. Оружие пришло из Европы.

Методы и средства древней медицины, Древнего Китая возникшей с незапамятных времён, дожили до наших дней и успешно используются в современной практике.


Рис. 3.19. Иглоукалывание
Традиционная древне-китайская медицина с самых ранних времён, как впрочем и медицины других древних цивилизаций, использовала средства растительного и животного происхождения, а к началу с. с. накопила огромный лечебный опыт по иглоукалыванию (рис.
  1. , использованию диет и лечебной физкультуры.

Китайская лечебная гимнастика даже при всех достижениях современной медицины является достаточно загадочной и не понятной. Древние китайские медики полагали, что болезнь входит в тело человека, когда нарушается баланс энергий инь и ян.
Известно, что в IV тысячелетии до с.л. в Древнем Китае имели место профессиональные врачеватели, как для правителей и знати, так и для простолюдинов.
В Китае существовал закон, в соответствие с которым эскулапы должны были, периодически подтверждать свою квалификацию путём прохождения профессиональных тестов.
В Древнем Китае, постоянно участвовавшим в кровопролитных войнах с внешними врагами, соседями, а временами и с собственными гражданами, был объективно необходим культ здорового образа жизни. Стратегическое значение имело воспроизводство населения с целью компенсации военных потерь. Здоровых и сильных детей могли рожать только здоровые женщины, поэтому культ здорового образа жизни был многовековой государственной традицией Китая.
Одним из первых китайских врачевателей, живших около пяти тысяч лет назад, считается мифический император Шэнь Нун (рис. 3.20), который использовал для лечения всевозможные травы.


Рис. 3.20. Император Шень Нун и его канон о корнях и травах

Согласно преданию, он составил описание около 70 ядов и противоядий, умер в возрасте 140 лет и стал после смерти божеством аптекарей. Его считают автором одного из древнейших в мире «Канона о корнях и травах», содержащего описание 365 лекарственных растений.
Китайские медики для лечения болезней применяли также многочисленные вещества животного происхождения и минералы. Как свидетельствуют древние литературные памятники, уже три тысячи лет назад в китайской медицине существовали четыре раздела - внутренние болезни, хирургия, диетика и ветеринария.
В X в. с.л., гораздо раньше, чем в других странах, в частности Ближнего Востока и Запада, китайские монахи - даосы, жившие отшельниками в горных пещерах, научились делать прививки против оспы.
Источником прививочного материала были оспенные корочки, взятые из носа переболевшего человека. Для предупреждения болезни их вводили в ноздри на ватном тампоне. Значительно позже возник метод нанесения оспенного материала на царапину.
В Европе прививки от оспы стали известны гораздо позже. Появление их связано с работами английского врача Э. Дженнера ( 1749-1823). Он разработал про- тивооспенную вакцину и в 1796 г. впервые привил оспу восьмилетнему мальчику.
Успехи медицины Древнего Китая, так же как и медицины Древних славян во многом объясняется религиозно-философскими особенностями восприятия Природы. Китайцы исповедовали существование Великой Триады: Небо - Человек - Земля.
Единство двух начал - Земли и Неба (инь и ян), как считали натурфилософы Китая, является источником возникновения всех вещей во Вселенной, их сочетание и взаимодействие определяют собой чередование космических явлений.
Инь - женское начало, его качества - погружение, падение, покой; Ян - мужское начало, его качества - всплывание, подъем, движение.


Рис. 3.21. Астрологический календарь
Многие опорные моменты китайской медицины связаны с восточным календарем (рис. 3.21), носящим во многом астрологический характер. Астрология играет большую роль в китайской, индийской и тибетской медицине, предписывая сроки приготовления лекарств и прогнозируя течение болезней.
Основа медицинской астрологии Востока так же отличается от медицинской астрологии Запада, как циклический восточный календарь отличается от традиционного западного с его ориентацией на зодиакальные созвездия.
Вся система взаимосвязей человека и Вселенной, учитывалась китайскими врачами при назначении методов лечения болезней и изготовлении лекарств. Большую роль при этом играла система магических чисел, особое место среди которых принадлежит числу 5.
Пяти стихиям соответствовало учение о пяти категориях человеческого характера, о пяти темпераментах. Силу и здоровье человека питали пять растений: рис, просо, ячмень, пшеница и соевые бобы. Движения китайской гимнастики уподоблялись «играм пяти животных» - льва, оленя, медведя, обезьяны и птицы.
Рецепты препаратов из лекарственных растений составлялись таким образом, чтобы в них достигалось правильное сочетание пяти вкусов. Китайский лимонник назывался «плодом пяти вкусов» и почитался врачами именно за то, что все вкусы содержатся в плодах этого растения: кожица - сладкая, мякоть - кислая, семена - горькие и терпкие, а настойка из них имеет солоноватый вкус. Лимонник растёт в


больших количествах в Приморье и до              Рис. 3.22. Лимонник китайский
настоящего времени используется как лекарственное т тонизирующее средство.
Народная медицина связывала появление болезней с влиянием злых духов, воплощенных в образах животных. Количество их часто определялось магическим числом 5: - змея, тысяченожка, скорпион, жаба и ящерица олицетворяли 5 видов злых влияний, особенно опасных для детей.
Считалось, что когда их выгоняют из дома лопатой и метлой, то прогоняют болезни; - лисица, хорек, крыса, ёж и змея воплощали в себе 5 поколений злых волшебниц, которые насылали болезни на людей. Для охраны от болезней, посылаемых злыми духами и демонами, обращались к богам-охранителям. Пять стихий связывали структуру природы (макрокосмоса) со строением человека (микрокосмоса).
Одно из величайших достижений врачей Древнего Китая - комплекс знаний о круговом движении крови. В «Каноне о внутреннем» говорится, что сердце непрерывно гонит кровь по кругу, а о движении крови врач может судить по пульсу. «Пульс - внутренняя сущность ста частей тела и самое тонкое выражение внутреннего духа».
Китайские врачи различали более 20 видов пульса. Они пришли к заключению, что каждый орган, и каждый процесс в организме имеют свое выражение в пульсе, и по изменению пульса в нескольких точках можно не только определить болезнь человека, но и предсказать её исход.
Это учение изложено в «Каноне о пульсе» (III в. с.л.). Иногда пульс изучали не по часам, а по дыханию больного, причем каждое исследование пульса должно было соответствовать девяти полным дыхательным движениям.
С медициной в Древнем Китае была тесно связана алхимия, которая являлась, прежде всего, знаниями о способах достижения бессмертия. Идея бессмертия в Китае и на Западе была разной. Для китайских медиков и алхимиков представление о бессмертии человека традиционно было связано с древним религиозным учением, признающем лишь телесное, физическое бессмертие.
Считалось, что бессмертные существа — «небожители» обитали в различных областях физического мира, главным образом - высоко в горах или на далеких островах. Уже в IV—III вв. до с. л. цари посылали туда своих медиков, чтобы они нашли там «бессмертных» и узнали у них рецепт волшебного снадобья — «эликсира бессмертия».
Цель алхимии была сформулирована в алхимическом трактате II в. с.л. : «Золото надо приготовить так, чтобы съев его, человек мог достигнуть вечной жизни и сделаться одним из бессмертных». Названием «золото» здесь объединяется множество эликсиров

Сухопутные путешествия в Древнем Китае происходили, в большинстве своём, по бескрайним степным просторам, поросшим только травой, понятие дорог было чисто условным. Говорили, как правило, лишь о направлениях. Ориентироваться приходилось по Солнцу, звёздам или компасу, а пройденной путь измерять специальными устройствами (рис. 3.23), смонтированными на базе колесницы, которую цепляли к одной из повозок каравана. Во время движения через каждый су (1 су был равен 500 метрам) один из барабанщиков бил в барабан, а специально обученный человек ставил зарубку на бамбуковом шесте. В конце дня зарубки подсчитывались, и определялся пройденный путь.


Рис. 3.24. Солнечные часы


Рис. 3.23. Измеритель пути
Солнечные часы, изображённые на рис. 3.24 древние китайские астрономы считали центром мира. Гномон имел тринадцатиметровый каменный столб, тень которого измерялась по 40 метровой горизонтальной каменной линейке.


Строение позволяло с высокой степенью точности фиксировать время летнего и зимнего солнцестояний. Первое упоминание в летописях об этой башне появилось 1276 г. с.л., потом она была повреждена, и её снова восстановили в период династии Мин (1368 - 1644 гг), а когда «центр мира» был построен точно не известно, как и время появления многих других шедевров инженерной и научной мысли Древнего Китая.
Около 2000 лет, в Древнем Китае ведётся успешная борьба с насекомыми - вредителями методами биологического контроля, при которых одно насекомое уничтожает другое. Особый успех этот метод имел при защите мандариновых плантаций с помощью жёлтых муравьёв (рис. 3.25).
Жёлтые, специально выведенные муравьи продавались на рынках и служили для уничтожения подавляющего большинства насекомых- вредителей, сами «истребители» плодам и листьям мандариновых деревьев вреда не причиняли.
А мировое сообщество по этому поводу было в полном неведении до тех пор, пока в 191 0 году с.л. цитрусовые плантации Флориды не были по-

ражены некрозом. Только после этого были посланы американские специалисты в Китай, перенимать многовековой опыт использования полезных муравьёв.
И, наконец, о нефти и природном газе. Начиная с IV века до н.э. китайцы используют природный газ для отопления и освещения, а со II века до н.э. началось систематическое бурение скважин глубиной до 100 метров для его добычи.
Газ по бамбуковым трубам транспортировали на многокилометровые расстояния. В это же время начала применяться для отопления и освещения нефть, которую называли «каменный лак». Имея в своём распоряжении порох, Китайцы использовали для разрушения горных пород нефть. Камни обильно поливали и поджигали, они, раскаляясь, раскалывались на части. Так строили гавани и добывали
руду.


Рис. 3.26. Лакированная китайская мебель
К числу выдающихся достижений технологической культуры относится древнекитайское лаковое производство, зародившееся в период "Чжаньго".
Его успехам способствовало развитие деревообделочного ремесла и особенно горнорудного дела, в частности добычи киновари и других минеральных красителей (рис. 3.26).
Смолу, содержащую нужные компоненты, добывали из ядовитого сока лакового дерева путем ее сложнейшей переработки, затем многослойно наносили ее на основу - заготовку из дерева, шелка, кожи и других материалов.


Рис. 3.27. Терракотовое войско
Предметы, покрытые лаком, отличались уникальными химическими и физическими качествами - способностью консервировать дерево, противостоять воздействию кислот и высоких температур - до 500 градусов, предохранять металлы от коррозии.
Археологической сенсацией последнего времени стали раскопки могилы Цинь Шихуанди, обнаружившие в районе г. Сиань "глиняное войско" императора из трех тысяч пехотинцев и всадников - в натуральную величину (рис. 3.27).
© Ї'Ф • ••


Ещё одним шедевров китайских изобретателей являются огненные часы (рис. 3.28). Они состояли из спирали или палочки из горючего материала с подвешенными металлическими шариками. При сгорании материала шарики падали в фарфоровую вазу, производя мелодичный звон.
Рис. 3.28. Огненные часы
Как обычно, позже, разновидность огненных часов появилась и в Европе.
Здесь использовались свечи, на которые равномерно наносились метки. Расстояние между метками служило единицей времени.
Говоря о древних китайских технологиях, нельзя не упомянуть о фарфоре, история и естественно научные основы производства, которого весьма, на наш взгляд интересны и поучительны.
Фарфоровые изделия (рис. 3.29), вывозимые из Китая, изготовлялись большей частью на заводах, принадлежавших самому императору. Отсюда и пошло название «фагфур», то есть «сын неба». Все императоры в Китае считальсь сынами неба, а как же иначе!


Из всех многочисленных изобретений и открытий, сделанных китайцами, секрет производства фарфора сохранялся дольше всего. В Китае настоящий фарфор умели изготовлять ранее VII в. с. л., полуфарфор - на несколько столетий раньше. На сколько, пока не установлено. Каждая китайская археологическая экспедиция удлиняет историю китайских технологий. Настоящий фарфор европейского производства появился только в XVIII в.
Китайский фарфор стал известен на Западе
Рис. 3.29. Китайский фарфор гораздо раньше. Фарфор был одним из главных предметов китайского экспорта. По сухопутным и морским путям он проник в Европу уже в XII в. Но понадобилось более 500 лет, чтобы тайна китайского фарфора перестала быть тайной. И это, несмотря на то, что фарфор ценился в Европе чуть ли ни на вес золота. Европейские правители и феодалы тратили на него огромные деньги, а владетель Саксонии в обмен на несколько китайских ваз отдал королю Пруссии целый конный полк!
Гончары и химики Западной Европы не жалели сил, чтобы создать собственный фарфор; короли и герцоги не скупились на посулы и угрозы, обещая то мешки с золотом, то пеньковую петлю. И все-таки столетие сменяло столетие, а получить в Европе настоящий фарфор так и не удавалось. Не удавалось получить его и в странах Ближнего и Среднего Востока, хотя там китайский фарфор стал известен еще раньше, чем в Европе: фарфоровые изделия из Китая появились в этих странах уже в IX в. с.. л.
Секрет производства фарфора хранили ещё более тщательно, чем производство шёлка. Это было делать не сложно, потому что изначально все производства принадлежали императору. На предприятиях по производству фарфора секреты хранили не только от посторонних, но и от собственных работников. Как правило, рабочие и мастера одного цеха не знали, что делается в других цехах. Любознательность наказывалась с исконно китайской щедростью. Укорачивали на голову.
Европа в Китае пыталась действовать традиционно. Засылала религиозных миссионеров с целью привлечения неразумных дикарей - азиатов к истинной вере, а заодно посланцам истинной веры давались шпионские задания по выведыванию технологических секретов.
Но китайцы и в те стародавние времена оказались мудрее славян. Они истребляли религиозных послов физически, впрочем, как и японцы, что, в конечном счёте, предотвращало гражданские конфликты на религиозной почве и утечку национальных секретов. Не в пример языческой Руси, где смена веры стоила много миллионов жизни славян.
<< | >>
Источник: Исаков Александр Яковлевич. Основы              современного              естествознания.              Часть 1. Древние цивилиза ции. Лекции для студентов экономических направлений: Петропавловск- Камчатский: КамчатГТУ,2012. - 302 с.. 2012

Еще по теме Общие характеристики Древнего Китая:

  1. 3. Философия Древнего Китая и Древней Индии обращена к общечеловеческим ценностям
  2. 11. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
  3. 4. Закономерность развития философии Древнего Китая и Древней Индии
  4. В философии Древнего Китая и Древней Индии не ставится проблема дискретности материи и ее строения. Материя рассматривается в ней:
  5. 1. Философская мысль Древнего Китая и Древней Индии зарождается на фоне мифологии
  6. В философии Древнего Китая и Древней Индии используются традиционно философские категории:
  7. 2. Философия Древнего Китая и Древней Индии зарождается как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства
  8. Глава 1. Философия Древнего Китая и Древней Индии
  9. 11. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
  10. Культура Древнего Китая.
  11. II.5.ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
  12. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ