Возникновение цивилизаций


Прежде чем перейти к рассмотрению естественнонаучных особенностей возникновения и развития цивилизованных отношений, целесообразно уточнить основные понятия и определения, используемые при дальнейшем анализе материалов, посвящённых этой широко обсуждаемой как в научной, так и в популярной литературе теме.
Понятие «народ» имеет самое широкое толкование, часто употребляется как в официальных, так и в обиходных информационных потоках, причём, в зависимости от обстоятельств смысл этого понятия значительно отличается. В широком смысле под народом понимается всё население определённой страны.
По мнению академика РАЕН А.А. Тюняева народом являются люди, рождённые на известном пространстве, говорящие на одном языке и состоящие под одним управлением. Другими словами, народ - общность людей, связанная одинаковым происхождением, языком и культурно-исторической общностью.
Понятие «нация» - исторически связано с возникновением и развитием производственных отношений, с образованием неких общих схем хозяйственной деятельности, сопровождающихся возникновением общего рынка, литературного и разговорного языка, общих элементов культуры. Как правило, нация формируется из отдельных народностей и сохраняет одно из их названий.
Этнос представляет собой исторически сложившуюся устойчивую группировку людей в основе которой лежит общность территории и языка. В ряде случаев этнос образуют народности, говорящие на разных языках. Влияние на формирование этноса оказывает общность религиозных пристрастий и расовая близость.
Под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определённых природно-климатических условиях возникают и развиваются специфические свойства материальной и духовной культуры, быта и общих психологических характеристик. Общность происхождения формирует объединенное самосознание, превращая этнос в социальный организм, находящийся в режиме саморегуляции, которая достигается заключением этнически однородных браков и трансформации в новых поколениях языковых, культурных, технических и технологических традиций. Длительное устойчивое существование этноса предполагает существование наличие социально-территориальной государственной общности.
Слово «раса» итальянского происхождения и буквально означает - род, порода, племя. В современном представлении понятие «раса» объединяет исторически сложившуюся группу людей, отличающихся от прочих общностью наследственных физических особенностей, таких как: цвет кожи, глаз и волос; разрез глаз, строение век, очертания головы и т.п. Принято различать три основные расы: негроидную (экваториальную), европейско-азиатскую и монголоидную
Род - объединяет группу людей, связанных кровными узами и ведущих происхождение от общего предка по материнской или отцовской линии.
Слово «культура» латинского происхождения, буквально переводится как «возделывания», но далее понятие «культура» будет рассматриваться более широко, как совокупность духовных и материальных проявлений, образцов поведения, норм, правил и способов человеческой деятельности. Материальная составляющая культуры характеризуется научными, техническими и технологическими достижениями в области хозяйственной деятельности: строительства, транспорта, производства орудий труда, получения и переработки продуктов питания. Духовная составляющая культуры характеризуется развитием языка, обычаев, верований, письменными памятниками религиозного, летописного, бытового и литературного толка. Общественная составляющая культуры представлена структурными особенностями государственных и общественных образований, а так же нормами, правилами и законами, поддерживающими данный тип общественных отношений. В литературе духовная и общественная составляющая часто объединяются понятием - цивилизация. Говоря о культуре разного времени, принято использовать хронологическую классификацию: первобытная культура, культура каменного века, культура бронзового века, античная культура и т.п. Таким образом, понятие «культура» целесообразно использовать для характеристики исторически определённого уровня развития, характеризующегося типами и формами жизнедеятельности людей.


Язык не менее объёмное понятие, чем все предыдущие. Посредствам языка происходит хранение и передача информации. Язык представляется основным средством выражения самосознания личности. Язык, как правило, представлен набором знаков, правил их употребления и интерпретаций. Язык является одной из основных отличительных особенностей национальностей. Языкознание (лингвистика) рассматривает языки народов мира как исторический процесс развития, с целью выяснения закономерностей возникновения, становления и отмирания языковых законов.
Русский язык, например, представлявший до недавнего времени государственный язык общения многочисленных народов, входящих в состав СССР, и в настоящее время представляется одним из наиболее распространённых языков мира. На русском языке, относящегося к восточной группе славянских языков, до распада СССР общалось Рис. 1.1. Территория проживания русскоязычного населения
более 183 млн. человек (рис. 1.1). В общем-то, в настоящее время число носителей языка не изменилось, во многих странах ближнего зарубежья он стал вторым языком, после вновь объявленных государственных. По информационным и литературным возможностям русский язык является непревзойдённым лидером среди всех языков мира. Набор интеллектуальных возможностей нашего языка представляется беспрецедентным. Язык по современным понятиям является одной из основных характеристик, определяющих интегрированный научно-технический и культурный потенциал его носителей. Государства, говорящие на немудрёных языках по определению не могут быть генераторами современных прогрессивных идей, методов и средств познания окружающего мира.
Смена исторических, общественно-политических и культурно-религиозных эпох, как правило, сопровождается информационными провалами о прошлом и явно выраженными всплесками о настоящем. Так было всегда, как раньше ранее, так и теперь. Даже смена политических лидеров в рамках одной системы сопряжена с интенсивными изменениями информационных массивов.
Применительно к нашей стране, прошлое всегда в большей или меньшей степени было непредсказуемым. Например, Н.С. Хрущёв, сменив на посту генсека Сталина И.В., сделал всё, чтобы максимально обличить прошлое правление и показать возможные перспективы страны при его руководстве, хотя в прежнее время был не рядовым политическим функционером.
А уж при смене религиозных пристрастий изменения во все времена носили масштабный характер. На рис. 1.2 приведена качественная кривая суммарной зависимости относительного уровня знаний, техники и технологий Q от времени, которое исчисляется веками до принятия в Европе Христианства и после этого события. Уровень научно-технического и технологического развития европейской цивилизации в конце XX в. принят за 100 %.
Q
1,0•
0,8 0,6
0,4
0,2
0


-10 -8 -6 -4              -2              0              2              4              6              8              10              12              14              16              18              t
-10 -8 -6 -4              -2              0              2              4              6              8              10              12 14 16 18 т
Рис.1.2. Качественная временная зависимость суммарных знаний человечества
Пунктирная прямая в интервале времени X - III вв. до современного летоисчисления во многом условна, ввиду неоднозначного мнения историографов науки и техники относительно уровня развития человечества в древние времена. Мнения на этот счёт разнятся коренным образом.
Археологические находки последнего времени дают все основания считать уровень знаний, техники и технологий древности гораздо выше, того уровня, что ещё недавно являлся эталоном. Подъём уровня от точки 1 до точки 2 обычно связывают с расцветом цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, в которых, как известно, процветало, так называемое, язычество.
Надо сказать, что политические и религиозные институты этих стран достаточно мягко контролировали интеллектуальную деятельность своих граждан, что не преминуло сказаться положительно на возникновение научных школ, академий и лицеев. В этот период произошло изменение подходов к изучению окружающего мира. Научные знания начинали приобретать фундаментальный характер.
Появилось целое созвездие великих мыслителей, таких как Фалес Милетский, Демокрит, Платон, Аристотель, Пифагор, Архимед и др. С распространением в Европе Христианства, ситуация изменилась. Церковь не замедлила взять под свою жесткую опеку научно-техническую и творческую деятельность людей.
Труды Древних Греков и Римлян, ввиду их языческого происхождения, практически были объявлены вне закона. Письменные источники попросту уничтожались массово физически. Достаточно вспомнить, что после открытия университетов в Европе, когда потребовалась для изучения теория устройства мира, то для анализа возможных вариантов пришлось завозить первоисточники из арабских стран. Затем с арабского языка снова переводить на латинский язык, а уж потом выбирать наиболее приемлемую с позиций Библии теорию.
Повезло Аристотелю, его геоцентрическая система устройства мира с неподвижной плоской Землёй, расположенной в центре мироздания не входила в противоречия с Библией, поэтому на этой модели и остановились. Точки графика 2,3,4 соответствуют укреплению в станах Европы Христианства. Точка 5 характеризует начальные стадии Эпохи Возрождения, когда церкви пришлось под натиском обстоятельств ослабить свои запретительные каноны, что привело к резкому возрастанию интеллектуального, технического и технологического потенциала.
Именно в это время стараниями Галилео Галилея, Роберта Гука, Исаака Ньютона и других великих естествоиспытателей были заложены основы классического естествознания. Грандиозные успехи наблюдались во всех областях интеллектуальной деятельности европейцев, в живописи, литературе, архитектуре и строительстве, транспорте, медицине, биологии и прочих отраслях человеческих знаний.
Как уже отмечалось ранее, бытующее среди ортодоксов Христианства мнение, что с приходом на необъятные просторы, населённые славянскими народами, пришло просвещение, представляется спорным. Если такового не наблюдалось в странах центральной Европы, то почему территории наших далёких предков должны быть исключением?
Рассматривая вопрос о возникновении цивилизации на территории нашей Родины необходимо иметь в виду, что дохристианские славянские территории были обширными и с огромным, по меркам древности населением. Кроме того, филологам известно, что язык становится самостоятельным по прошествии порядка тысячи лет.
Славянских языков в современном мире насчитывается более сотни (рис. 1.1), территория их распространения является одной самых впечатляющих, чего нельзя сказать о египтянах, греках и прочих народах, с которыми принято связывать самые первые цивилизации. Кстати, греческая и римская цивилизации существовали по нескольку сотен лет на ограниченных территориях.
Ряд исследователей склонны считать цивилизации Шумер, Египта, Древней Греции и Рима, наследием более древних протоцивилизаций. К примеру, Шумер, это отмечают практически все учёные, возник в историческом временном масштабе мгновенно, причём в легендах Древнего Шумера отмечается, что на территорию Месопотамии прибыли некие люди, которые научили местное население новым принципам хозяйствования, прежде всего это относится к земледелию, животноводству, строительству и комплексу естественнонаучных знаний.
Новые приёмы хозяйствования и принципы государственного управления возникли, по имеющимся в настоящее время данным, практически в готовом виде. Народы, проживающие в долинах рек Тигр и Евфрат, в короткий срок освоили культурное земледелие, начав использовать семена злаков (прежде всего овса и пшеницы), для селекции, которых, по агрономическим представлениям, нужно гораздо большее время, чем себе позволили жители Древнего Шумера.


Дело в том, что овёс и пшеница в качестве дико растущих культур были распространены в этой местности, но для хозяйственного использования они были непригодны. Колос дикоросов (рис. 1.3) при созревании семян раскрывался, и зерно осыпалось на землю, что, собственно и обеспечивало следующие всходы. Убирать эти злаки с недозревшим колосом не представлялось возможным, зерно пропадало, а при созревании оно осыпалось. Как в условиях Древнего Шумера появились семена культурных растений, если их не завезли из вне? Такая же картина складыва- Рис. 1.3. Колос дикой лась и в других регионах планеты: в Южной Амери- и «культурной» пшеницы ке, Китае и Египте.
С появлением на нашей планете всего живого, включая и австралопитека, пища во все времена была непременным условием благополучия вида. Появившийся на Земле человек был, так же как и другие, окружающие его животные, птицы, рыбы и насекомые и прочие твари зависим от кормовой базы.
Когда все народы кочевали, кто за стадами диких животных во время их сезонной миграции, кто в поисках корней и съедобных плодов, главным смыслом жизни было не умереть с голоду. С самого раннего утра до поздней ночи наши далёкие пращуры были заняты тем, что добывали себе и своим соплеменникам еду.
Как известно, голод отнюдь не способствует пробуждению интереса к техническому творчеству и уж тем более к созданию художественных шедевров. Люди, чтобы выжить, должны были охотиться, ловить рыбу и собирать коренья и плоды. Всё то, что росло на Земле и под ней имело для людей не меньшее значение, чем дикие животные, которые, кстати, имели свойство не сидеть на месте, а иногда, и человечков превращать в добычу.
Даже в Библии факт необходимости добывать пищу в трудах тяжких нашёл своё отражение. После того как Адам и Ева были выставлены из Эдема, смоквы им уже пришлось искать самим. Поскольку Бог не снабдил их инструментами и элементарными орудиями труда, то первые люди были вынуждены путешествовать в поисках харчей.
Судя по официальной библейской версии, их путешествие началось именно в Двуречье, на территории современного Ирака. Многие исследователи, как историки, так и археологи склонны считать, что в основу библейской истории о Рае была положена шумерская легенда. В клинописной глиняной табличке, найденной в Ниппуре, рассказывается, как бог воды Энки попросил свою мать Наму слепить человека из «глины, которая лежит над первозданным хаосом».
Американский исследователь Заринс считает, что Эдем был расположен на берегу Персидского залива у слияния четырёх рек, 32 000 лет назад в дельтах этих рек был здоровый, благоприятный для проживания климат. К ХУ тысячелетию до с. л. климат поменялся в худшую сторону, стал засушливым, что заставило, жившие там племена переселиться в другие, более благоприятные земли. Однако к 6000 - 5000 тысячелетию до с. л. климат снова стал благоприятнее, жаркие просторы Восточной и Северо-Восточной Саудовской Аравии и Юго-Западного Ирана превратились в благодатные оазисы.
Заринс предположил, что вернувшиеся на эти земли племена стали первыми людьми, занявшиеся возделыванием сельскохозяйственных культур - это были убайидские предки шумеров.
После того, как племена перестали кочевать, вернулись на родину и занялись, достаточно трудным сельскохозяйственным трудом, у них родился, по мнению Заринса, миф о благодатной земле, потерянном тысячелетия назад рае, где ненужно было пахать и сажать, где всё доставалось без труда. Затем эта ностальгическая сказочка с сельскохозяйственной подоплёкой была превращена в основу библейского повествования. Окончание последнего ледникового периода (7000 лет назад) характеризовалось общим потеплением, таянием ледников и подъемом уровня воды в морях. Воды Персидского залива поглотили часть суши, где сливались воедино четыре реки и где располагались райские кущи.
Вопрос о месте возникновения земледелия до недавнего времени был совсем не очевидным. Наряду с Шумером и Египтом как родина земледелия рассматривалась долина Иордана. Совсем недавно результаты своих комплексных исследований опубликовали израильские учёные: агроном Симхи Лев-Ядуна, археолог Ави Гофера и эколого-ботаник Ша-хала Аббо, рассмотревших проблему «первого пахаря» с позиций своих дисциплин. Учтя все генетические, археологические и ботанические свидетельства, они пришли к выводу, согласно которому родиной сельского хозяйства, всё-таки следует считать небольшую область в пределах верхнего течения Тигра и Евфрата, на стыке нынешних Юго-Восточной Турции с Северной Сирией.
Главный аргумент в пользу своей теории израильтяне видят в том, что: «Дикие предки всех семи опорных для людей неолита полезных растений - пшеницы- однозернянки, эммера, или двузернянки, ячменя, чечевицы, гороха, вики горькой и гороха-нута, а также льна - встречаются вместе только в этом районе. Маловероятно, чтобы столь редкие виды были десять тысяч лет назад порознь окультурены где-либо вне узкого пространства их совместного проживания».
Появление полей с окультуренными растениями по всему региону достаточно хорошо синхронизировано со временем продвижения других неолитических знаний и технологий. Так, например, к 8000 году до с. л. умение изготавливать элементарные инструменты и орудия труда из кремня и другого камня, возникшее, как считалось до недавнего времени, в среднем течении Евфрата, добралось до Южного Леванта. После чего, распространившись вверх по Нилу, достигло древнеегипетского поселения в Хелуане.
Существенно отметить, что, судя по данным археологии, каменные рабочие органы впервые наряду с оружием и ножами - скребками, были использованы в сельскохозяйственном производстве. Рыхление поверхности почвы древние землепашцы производили палками - копалками, отдалённо напоминающими костыли. А вот серпы, имели деревянные или костяные ручки, но каменные режущие кромки. Наверное, древние крестьяне, подсмотрев у диких животных - хищников строение их челюстей, которыми они весьма успешно резали и рвали и перемалывали, перенесли их «конструкцию» на свои серпы.
Напомним, что на территории Северного Урала, Сибири, в дельтах рек Волги, Днепра и Дона были так же обнаружены микролиты - вставки, причём более древние, чем шумерские и египетские.
Невозможно отыскать в длинной истории человечества более важный для развития цивилизации момент, чем тот, когда человек впервые занялся обработкой почвы. Дело в том, что космические полёты, компьютерные технологии и термоядерные реакторы начались с удивительно обыденного и совсем не романтичного занятия делать в земле борозды и бросать туда семена.
Вначале это удавалось делать на малых площадях, палки-копалки и челюстеобразные серпы вполне устраивали земледельцев. Но, как говорится, лиха беда начало. Посевные площади стали естественным образом увеличиваться, земля твёрже, потому что она находилась дальше от рек.


Рис. 1.4. Древние плуги
Среди археологических находок вслед за богами, по популярности, следуют скульптуры и изображения крупного рогатого скота, который в жизни древнего общества играл такую же роль, как для современного человечества тракторостроение, автомобилестроение и вся нефтехимическая и нефтеперерабатывающая промышленность вместе взятые.
На основании анализа этапов становления цивилизации, которые в незначительных отличиях характерны для всех древних государственных образований, можно сделать вывод о важнейшей роли земледельческих почв. Все древние цивилизации возникали по берегам рек и были привязаны первоначально к аллювиальным почвам, отличающимся высоким плодородием. В Америке - это долины Амазонки и Миссисипи, в Африке - Нила, в Месопотамии - Тигра и Евфрата, в Азии - долины рек Хуанхэ, Янцзы, Амударьи, Инда и Ганга. В Сибири - берега рек Лены и Оби. На Русской равнине - Волги, Днепра, Дона и Дуная.
По не вполне понятным причинам, при рассмотрении истории естественно научных основ возникновения цивилизаций упускаются регионы с аллювиальными почвами, расположенные на территории современной России. Между тем междуречье Днепра и Волги образует обширное пространство, простирающееся с востока на запад.
Российское междуречье характеризуется высокоплодородными почвами и климатом, более благоприятным для земледелия, чем долины рек Нил, Тигр и Евфрат. Если все общепризнанные древние цивилизации были привязаны к узкой полоске земель в непосредственной близости от главной реки, то просторы между Волгой и Днепром все были пригодны для культурного земледелия.
Территория Русской равнины отличалась достаточно влажным климатом, наличием хвойных и широколистных лесов и достаточно комфортными температурами. В июле 17 - 18 0С, в январе температура не опускается на продолжительное время ниже - 10 0С. Суммарное количество осадков превышает количество испаряющейся влаги на 500 - 800 мм с единицы площади, что благоприятно для возделывания злаков, кормовых трав, овощей, фруктов и корнеплодов.
Особо следует сказать о районах лесостепной и степной зоны России, покрытых чернозёмом. Это районы юга Русской равнины, Западной Сибири, Северного Казахстана, территории современной Украины, Молдавии, Северного Кавказа. Чернозёмы являются почвами с самым высоким содержанием гумуса.
Наличие гумуса определяет, насколько почва расположена к питанию растений химическими веществами. Чем больше гумуса, тем лучше водный, воздушный и тепловой режимы плодородного слоя земли, тем насыщеннее этот слой основными элементами питания, тем активнее идет в нем процесс создания живого из неживого.
Почвенная микро- и макрофауна являются создателями плодородия почв. По мнению учёных, основная роль в создании и поддержании свойств почвы несомненно, принадлежит дождевым червям. В пищеварительном тракте червей формируются гумусные вещества. Почва обеззараживается и приобретает тот характерный и приятный запах земли.
В природе к настоящему времени не обнаружено других столь мощных генераторов гумуса. Создать гумус другими способами пока невозможно. Гумус - это "хлеб для растений". В нем сосредоточено 98% запасов почвенного азота, 60% фосфора, 80% калия и содержатся все другие минеральные элементы питания растений в сбалансированном состоянии по природной технологии.
Площади залегания чернозёмных почв практически совпадают с распространением русского языка. Для анализа условий возникновения ранних цивилизаций уместно провести сравнительный анализ условий земледелия в местах проживания славянских племён, т.е. центральной части русской равнины и аналогичные характеристики областей Месопотамии и Египта, которые официальной наукой признаны территориями, где зародилось культурное земледелие.
На интересующей нас территории центральной части русской равнины в настоящее время расположены: Владимирская, Брянская, Московская, Воронежская, Рязанская, Курская и Липецкая области. Климат этих областей умеренно континентальный, зимы достаточно мягкие, лето тёплое, продолжительность вегетативного периода сельскохозяйственных культур порядка 140 - 200 суток.
К настоящему времени на территории этих областей археологами обнаружено более 20 000 разной степени древности и размеров славянских древних поселений. Средняя заселённость русской равнины имеющей площадь порядка 3-10 км , таким образом, составляет - одно поселение на 1,5 км2, т.е. расположены древние поселения были расположены в среднем на расстоянии примерно в 1.5 км. Практически в зоне прямой видимости.
Эти данные соответствуют археологической карте России, опубликованной институтом археологии РАН, открытые к настоящему времени поселения датированы с 730 тыс. до с. л. и до начала с. л. По мнению специалистов, столь высокая плотность населения обусловлена повсеместно высоким качеством почв и равномерным распределением водных ресурсов, что, несомненно, благоприятно сказывалось на равномерное распределение продовольственного потенциала, а следовательно, на численность проживающего там населения.
Местности, занимаемые в доисторические времена Шумером, Египтом и Грецией имели совершенно иные климатические, географические и почвенные условия. В Египте единственной рекой, как известно, является Нил. Плодородные земли протянулись вдоль реки на 1200 км при ширине 1 - 3 км на юге и 20 - 25 км на севере. Долина Нила составляла всего менее 3 % от общей площади, вся остальная территория, так же как и теперь, занята Ливийской пустыней.
Средняя температура января, около + 10 0С, июля - более + 30 0С, причём на севере летняя температура составляет в среднем + 26 0С, а на юге страны до + 35 0С. В большей части территории, включая долину Нила, годовой объём осадков составляет не многим более 100 мм, всвязи, с чем сельскохозяйственная деятельность возможна только при организации искусственного орошения земель. В зимние месяцы на территориях, примыкающих к Средиземноморскому побережью, количество осадков составляет 200 - 400 мм в год. Постоянная естественная растительность присутствует только в долине единственной реки, которую покрывают аллювиальные почвы.
Следует заметить, что поливное земледелие было возможным только после того, как человечество накопило опыт культурного возделывания земель, как такового. Таким образом, предполагать, что культурное земледелие на нашей планете возникло в Египте, не представляется возможным. Более логично предположить, что сельскохозяйственные технологии были в готовом виде заимствованы у технически и технологически более развитых народов.
Месопотамия, так же как и Египет представляется весьма засушливой территорией, где культурное земледелие возможно только на площадях, примыкающих к рекам Тигр и Евфрат, причём выращивание даже самых неприхотливых культур возможно только при искусственном орошении. Объём годовых естественных осадков в среднем составляет 60 - 100 мм, выпадают они в основном в зимние месяцы. На 1 км2 площади поверхности воды составляет 2-10 - 3 км2. Заметим, что аналогичный показатель для территории, соответствующей современной Владимирской области, на порядок выше - 2-4-10 - 2 км2.
Таким образом, природные и климатические условия на территории проживания славянских племён (Русская равнина) с позиций возникновения и развития культурного земледелия является более приемлемыми, нежели в Месопотамии и Египте.
Древние Славяне, таким образом, имели все необходимые условия для производства сельскохозяйственных культур без искусственного их орошения, потому что достаточный объём осадков приходился на вегетативный период возделываемых сельскохозяйственных культур. Следует дополнительно отметить, что наряду с чернозёмными почвами обсуждаемые территории нашей страны в прежние, доисторические времена имели огромные площади лесов, в которых водилось большое количество диких животных, пригодных для употребления в пищу, многочисленные реки и озёра были полны рыбы.
Ещё более благоприятными с позиций сельскохозяйственной деятельности территориями представляются районы Северного Кавказа, Украины, Белоруссии, Южного Урала, Алтая и Дальнего Востока.
В этой связи, не совсем понятно, почему считается, что незначительные в планетарном масштабе территории, не обладающие достаточным природным и людским потенциалом (Месопотамия, Египет и т.д.) необходимо принимать за колыбели цивилизации. В то время как густонаселённые территории, с огромным по тем временам населением и благоприятными для земледелия климатическими условиями как-то застенчиво замалчиваются. Спрашивается, если Египет был так велик и развит, то почему его язык не распространился на всю или большую часть Африки, в то время как люди, говорящие на одном из славянских языков, присутствуют на огромной территории Европы и Азии?
Как было отмечено выше, по определению, народом можно считать множественную совокупность одноуровневых организмов, возникающую на основе культурной и языковой общности. История возникновения народов изначально предполагает наличие искажённых данных, потому что создаётся как минимум несколько сотен лет после описываемых событий.
Если даже предположить, что исследование ведётся на основе неоспоримых и адекватных материальных и духовных памятников того самого времени, то формирование базы данных, происходящее в совершенно другом времени неминуемо будет иметь, в большей или меньшей степени, налёт субъективизма, отягощенного социальными, политическими и временными обстоятельствами.
С позиций объективности даже названия народов во многом носят условный характер. Например, до недавнего времени бытовало понятие «народы Союза Советских Социалистических Республик», хотя генетической, изначальной языковой и культурной общности у многих составных компонентов этой огромной людской массы не было. Такая же ситуация с Соединёнными Штатами Америки, народ этого государства на момент его возникновения являлся, по сути, продолжением населения Европы.
Немаловажным является историческое влияние культуры и религиозных пристрастий предшествующего народа на последующие поколения и соседние государства. Искусственно созданные сведения о народах, как правило, не влекут за собой исторического продолжения. Примером может служить Месопотамия.
Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия - все эти государства существовали на одной территории, причём, характерно, что изначально внедрённые там религиозные каноны и принципы сохранялись при многочисленных сменах политических режимов, но распространение на соседние народы присутствовало в малых масштабах.
Государства Двуречья, по историческим меркам, мгновенно возникли и так же мгновенно канули в лету, оставив после себя только археологические памятники, смысл и историческую сущность которых можно трактовать многообразно. Народы Месопотамии, так же как Египта и Древней Греции продолжительного исторического национально шлейфа не оставили. Как пришли, так и ушли. И не одни они.
Несомненно, Христианство в настоящее время является самой распространённой религией на нашей планете, по крайней мере, в Европе и Северной Америке. Вместе с тем, во всех современных государствах, исповедующих Православие, невооружённым глазом видимо многообразное влияние религии Древних Славян и их культурного наследия. А уж как старались истреблять историческую и религиозную память народов, особенно Русского.
Славянская символика присутствует в самых ранних изображениях христианских святых. Надписи на старославянских языках встречаются во многих ранних христианских храмах. Всем кто отдыхает в турецкой Анталии, показывают храм Николая Угодника, построенный Древними Греками. Если в группе экскурсантов присутствуют наши соотечественники, то экскурсовод обязательно показывает мраморную плиту, на которой высечены старославянские Руны, и обязательно рассказывает, что руническое письмо было расшифровано русскими учёными, специалистами по Древней Славянской письменности. Многие христианские праздники были попросту заимствованы из раньшего времени, потому что генетическая память народа - понятие очень ёмкое и весьма небезопасное при внедрении любого рода насильственных изменений.
Даже само слово «Православие» имеет ярко выраженные славянские корни. По соответствующей литературе продолжительное время гуляет история о том, что, якобы, слово «Православие» возникло от некого греческого слова, сведения о котором умалчиваются. Дело в том, что, по мнению компетентных лингвистов, такого греческого слова никогда не существовало. Слово «Православие» состоит из двух - «Правь» и «Славить». Понятие «Правь» является исконно славянским, причём, дохристианского периода. В х'Арийском письме имеется соответствующая руна - "Правь", символом и образом которой является: Светлый Мир Богов; Небесный Закон; Закон, который действует во всех Мирах; Гармония. Таким образом, Православие - это прославление Светлого Мира Богов, прославление некоего всеобщего Закона.
Дело в том, Россия в древние времена, так же как и теперь, имела и имеет особое предназначение в истории цивилизованных человеческих отношений, как бы это не пытались настойчиво скрывать или преднамеренно умалчивать. Наша страна расположена между двумя во многом различными цивилизациями Востока и Запада.
Ни в какие времена народы, жившие на бескрайних просторах нашей Родины, по большому счёту, небыли носителями свойств только азиатских цивилизаций, так же как и западных. Влияние Востока и Запада, несомненно, оказывало влияние на процессы развития славянских племён, особенно в период наступления современного летоисчисления.
Однако следует иметь в виду, наши предки никогда не копировали безоглядно чужой опыт, как бы он не был привлекателен на словах. Учёные-историки, изучающие наше прошлое, постоянно сравнивают Россию, то с европейскими странами, то с восточными, находя общие черты в устройстве нашего прошлого общества. Вместе с тем, объективные и дружественные из них, подчеркивают наличие собственной, отличной от других народов историческую судьбу.
С другой стороны народы, населяющие просторы от Балтийского моря на Западе до Тихого океана на Востоке и от берегов Чёрного моря до Северного Ледовитого океана, в свою очередь, оказывали влияние на прилегающие страны и народы. Вся наша история состоит из череды таких влияний.
Эта огромная по своим масштабам территория во все времена служила своеобразным мостом между Востоком и Западом. Именно на территории России на протяжении тысячелетий соприкасались две разные по смыслу и содержанию культуры, два разных миропонимания.
Это можно наблюдать и в наше время. Соприкоснувшись и вступив во взаимодействие, культуры переплетались, проявляясь некими чертами, преломлёнными через призму славянского миропонимания и мировоззрения. На протяжении всей истории цивилизованных отношений Запад воспринимал Россию как представительницу культуры Востока, а Восток - как носительницу культуры Запада. На самом деле в исторической ретроспективе это была, несомненно, индивидуальная русская культура не западная и не восточная.
Помимо роли моста славянские народы выполняли историческую роль естественного территориального раздела между востоком и западом, являясь барьером, предотвращающим губительное столкновение во многом антагонистических культур и социумов.
Именно Россия неоднократно демпфировала нашествия Востока на Запад и наоборот. Именно Россия противостояла почти три столетия Турецкой империи с одной стороны, и она же преградила католическую экспансию Запада на Восток с крестовыми походами средневекового христианства и сопутствующим мракобесием. Во все известные времена наша Родина представляла собой заслон претензиям на мировое лидерство. Уместно в этой связи, вспомнить Наполеона и Гитлера. Плохо, что историческая память целого ряда современных политических лидеров не простирается далее собственного мизерного промежутка времени.
Русский народ в его современном состоянии, которое, конечно же, нельзя оценить как блестящее, формировался в историческом горниле на протяжении многих тысяч лет на базе славянских и не только племён, рассредоточенных на огромнейшей территории. В формировании нашей исторической сути принимало участие множество этнических групп и народностей, которые нельзя отнести к славянским народам, однако при ассимиляционных процессах славянская компонента всегда и непременно превалировала, выступая в роли цементирующей основы, соединяя, казалось бы, несоединимое.
Это свойство проявлялось всегда благодаря необыкновенной жизнеспособности славянских народов. Наши предки Славяне, несмотря на навязываемые нам прозападные идеологические и религиозные догмы, были исторически очень активным народом. Сказочки про русскую лень не имеют под собой никакого объективного основания, в той же степени, что и мифы о русской жестокости, вечном рабстве и грязи.
Отвлечемся на некаторе время от прошлого и взглянем в наше теперь. Совсем недавно прозападная пропаганда представляла Россию, а потом и СССР, а теперь и Россию в урезанном варианте как «тюрьму народов» и «империю зла», а США - как «империю добра».
Разрушили «тюрьму народов», нейтрализовали, почти «империю зла» в образе СССР, и что? Наступило в мире благоденствие? Снизошло ли на Землю спокойствие и созидательное процветание? Закончились ли истребительные войны? Да нет же. По-прежнему воюет человечество, несмотря на декларируемые демократические принципы и умилительные речи о всеобщем равенстве, правда теперь уже под присмотром «империи добра». Югославия, Афганистан, Ирак, Чечня, Грузия, Ливия, Египет, Сирия - вот типичные примеры шествия по планете «демократических» принципов нового устройства мира.
В обойму демократизации вставлен Иран и ряд других энергетически состоятельных стран. Развёртывание американской системы противоракетной обороны в непосредственной близости от наших границ, тоже одна из серий этого демократического сериала. О современных геополитических процессах можно говорить долго, они, в принципе, стоят того, по крайней мере, с позиций исследования прошлого. Ведь, как утверждают философы, всё в этом мире развивается по спирали.
<< | >>
Источник: Исаков Александр Яковлевич. Основы              современного              естествознания.              Часть 1. Древние цивилиза ции. Лекции для студентов экономических направлений: Петропавловск- Камчатский: КамчатГТУ,2012. - 302 с.. 2012

Еще по теме Возникновение цивилизаций:

  1. ЛЕКЦИЯ 3. Возникновение права и возникновение                          государства
  2. Причины возникновения государства и права. Разнообразие форм возникновения государства
  3. 2.2. Переход от присваивающей экономики к производящей (неолитическая революция) как одна из причин возникновения государства. Основные формы возникновения государства. Военная демократия
  4. 15.18. Цивилизация
  5. 15.18. Цивилизация
  6. Культура и цивилизация
  7. Понятие цивилизации и ее исторические типы.
  8. 14. 4. _ Культура и цивилизация.
  9. Цивилизация
  10. 4. Культура и цивилизация
  11. 4. Культура и цивилизация
  12. Цивилизация