Зарождение теоретического базиса естествознания


По мнению многих исследователей, начиная с V века до с.л. на берегах великих рек Волги, Дона, Днепра, Оби, Иртыша, Енисея, Тигра, Евфрата, Нила, Хуанхэ, Янцзы и Ганга имела место достаточно устойчивая тенденция накопления практических естественнонаучных знаний и технологий, которые были просуммированы (исключая Древний Китай) древними греками. А потом, начиная со II-III веков с.л. ситуация, по крайней мере, в Европе поменялась коренным образом.
На задворках цивилизаций, в Палестине в I веке с.л. возникла новая религия - христианство, которая впоследствии по достаточно загадочным и непонятным причинам распространилась настолько, что уже в III веке с.л вошла в первую тройку религий нашей планеты.
Идеологическое обуздание христианских стран началось с появлением около 200 года с.л. Библии. Этот христианский канон был составлен на основе древнееврейских мифов, которые, в свою очередь, были аккуратнейшим образом списаны с небольшими дополнениями с древних шумерских рукописей. Христианство покончило не только с языческими богами, но и с витиеватостью античной философии и вообще с всякими новациями в литературе, искусстве и науке.
В течение примерно десяти веков, европейская цивилизация в плане естествознания начала постепенно деградировать. Дошло до того, что Землю снова начали считать плоской, а за высказывание о её вращении в торжественной обстановке сжигали говорунов в очистительных пламенях костров.
Средневековое христианское мракобесие продлилось до XVI века с.л., когда в Мир явились такие гиганты мысли как Декарт, Галилей, Ньютон, Лейбниц и другие титаны. Гении в это время возникали совершенно вопреки обстоятельствам и были, как правило, одиночными звёздами во всеобщем мраке, такими, например, как Леонардо да Винчи (1452 - 1519 гг.).
Рассмотрим далее естественнонаучный феномен Древней Греции. Как и во все времена, успехи в познании окружающего Мира зависят, прежде всего, от постановки системы образования и степени интеллектуальных свобод.
Греческая система образования, берущая своё начало ещё в архаическую эпоху достигла своего расцвета к VI в. до с.л., прежде всего в Афинах (рис. 5.1). Уже в V в. до с.л. среди свободных жителей этого города-государства не было неграмотных людей.
В Афиних образование мальчиков и девочек начиналось с 12 лет. Мальчики учились писать, читать, считать; также преподавалась музыка, танцы, гимнастика. Такие школы назывались палестрами. Девочек обучали их родственники домашнему хозяйству и всевозможным изящным и прикладным искусствам.
По достижении восемнадцатилетнего возраста все юноши, или эфебы, собирались со всей Аттики вблизи г. Пирей. В течение года под руководством инструкторов - учителей обучались фехтованию, стрельбе из лука, метанию копья, обращению с осадными орудиями и прочим военным специализациям. В течение следующего года они призывались на военную службу в пограничные войска, и только после этого получали статус полноправных граждан.


Рис .5.1. Карта Древней Греции
После соответствующего отбора, наиболее подготовленные во всех отношениях молодые люди принимались в учебные заведения более высокого уровня - гим- насии (греч. уицуа^ш). Там велось преподавание дисциплин более высокого уровня: грамматики, арифметики, риторики и теории музыки, к которым в ряде случаев добавлялись диалектика, геометрия и астрономия (астрология); на более высоком уровне, чем в элементарных школах, велись занятия по гимнастике.
В IV в. до с.л. в Афинах появляются элементы высшего образования.
В таких обстоятельствах с образованием и при весьма терпимом отношении религиозных устоев к интеллектуальной деятельности граждан возникли позитивные предпосылки по переосмыслению роли естественнонаучных знаний в жизни общества.
В отличие от предшествующих цивилизаций в Древней Греции наука получила самостоятельное развитие. Дело в том, что в прежние времена во всех известных древних цивилизациях наука в основном решала задачи, поставленные результатами практической деятельности, т.е. обслуживала сиюминутные потребности общества. В ряде случаев весьма успешно. В античный период весь комплекс естественнонаучных дисциплин перестал быть жёстко зависимым от потребностей практической деятельности. Наука сама ставила себе задачи, решала их, а полученные результаты внедрялись на практике.
Такой подход оказался более продуктивным (рис.1.2). Кроме того самостоятельность естественнонаучных направлений побудило к формированию научных школ, предусматривавших интеллектуальную наследственность.
Небезосновательно принято считать, что несмотря на значительные научные и технологические успехи науки древних цивилизаций, о которых говорилось выше, расцвет естественнонаучного комплекса знаний наблюдался именно в Древней Греции, где появились начала фундаментальных представлений об устройстве и элементарных закономерностях окружающего Мира.
В Древней Греции вследствие обобщения достижений древних цивилизаций появились зачатки теоретических представлений о мироздании, не сводящиеся к сумме практических рекомендаций. Древние Греки первыми начали успешно пытаться доказывать выдвигаемые гипотезы, ставя методы и средства проведения доказательств во главу угла.
Основатель теории структурного строения материи Демокрит по этому поводу сказал: «Найти одно научное доказательство для меня значит больше, чем овладеть всем Персидским царством».
Знания славянской, китайской, вавилонской и египетской науки возникли и развились из потребностей практики, теоретические же представления об окружающих пространствах во многом находились под влиянием религиозных догматик.
Наукой в древних цивилизациях, как правило занимались волхвы и жрецы, для которых это было второстепенным увлечением. Основная их задача состояла в исполнении религиозных ритуалов. По теперешним понятиям они были учёными - совместителями, любителями.
В Древней Греции впервые появились профессиональные учёные, которые ставили перед собой задачу понимания Природы без привлечения, по возможности, таинственных и божественных сил. В Древней Греции стали заниматься наукой не только потому, что это нужно, а ещё и потому, что это - интересно. Греки первыми подлинно осознали радость познания Мира, вследствие чего возникла потребность в учителях мудрости, т. е. потребность в учёных и учителях.
Академия Платона и лицей Аристотеля были первыми в мире учебнонаучными учреждениями, предшественниками современной высшей школы.
Постепенно в Древней Греции появились специалисты и более узкого профиля: инженеры, врачи, астрономы, математики, географы и историки, а та кже научные учреждения типа Александрийского музея (Муссейона), предшественника современных научно-исследовательских институтов. Здесь же зародилась научная информация в виде научных сочинений, лекций, диспутов и переписки ученых.
Рассмотрим далее некоторые аспекты развития греческого естествознания на примерах творчества известных учёных, которые стали родоначальниками современных естественных наук
<< | >>
Источник: Исаков Александр Яковлевич. Основы              современного              естествознания.              Часть 1. Древние цивилиза ции. Лекции для студентов экономических направлений: Петропавловск- Камчатский: КамчатГТУ,2012. - 302 с.. 2012

Еще по теме Зарождение теоретического базиса естествознания:

  1. Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БАЗИС УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ ПОТОКАМИ
  2. Исаков1 Александр Яковлевич. Основы              современного естествознания. Часть 2. Классический пе риод естествознания. Лекции для студентов экономических направлений: Петро- павловск-Камчатский: КамчатГТУ,2012. - 274 с., 2012
  3. Исаков3 Александр Яковлевич. Основы              современного              естествознания. Часть 3. Естествознание но вого времени. Лекции для студентов экономических направлений: Петропав- ловск-Камчатский: КамчатГТУ,2012. - 336 с., 2012
  4. § 30. Взаємні базиси
  5. § 23. Заміна базису
  6. БАЗИС И НАДСТРОЙКА
  7. БАЗИС
  8. § 20. Базис у скінченновимірному векторному просторі
  9. § 40. Фізичний базис та фізичні координати векторів
  10. ГЛАВА V. ПРОБЛЕМА ЭМПИРИЧЕСКОГО БАЗИСА
  11. § 2. Базис и надстройка. Исторические типы общества
  12. БАЗИС И НАДСТРОЙКА