Идеологические, культурно-просветительские, рекреативные, рекламно-справочные и другие функции СМИ.


Идеология - это система взглядов, в которых осознаются и оценива-ются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и способы их разрешения, определяются цели и средства (программы) социальной деятельности государственных образований и общественных объединений по поддержанию status quo или преобразованию социальных отношений в соответствии с интересами и потребностями носителей данной идеологии. Возникновение пражурналистских явлений и самой журналистики в решающей мере определяется общественной потребностью в создании «поля» для идеологической деятельности. Формирование сознательности, выработка идеологических представлений осуществляется как в ходе самоориентации людей, так и под влиянием деятельности различных идеологических институтов, ставящих своей целью всестороннюю социальную ориентацию больших групп людей. Журналистика играет в этом процессе едва ли не самую важную роль, так как имеет возможность действовать постоянно, систематически, учитывая перемены в жизни, показывая все ее многообразие через совокупность множества различных по характеру произведений. Именно журналистика способна отсле-живать быстро меняющуюся обстановку и тем самым способствовать в случае необходимости переориентации массовой аудитории. Социальная ориентация - это умение разбираться в окружающей обстановке, понимать и оценивать социальные явления, выявлять их значимость для себя и влияние на протекающие процессы и в соответствии с этим определять свое к ним отношение, вырабатывать позицию, цели, направления и характер деятельности. Ориентированность включает, во-первых, осознание того, что существует в реальной жизни. Во-вторых, ориентированность в исторической перспективе предполагает составление представления о ближайших и более далеких целях, вытекающих из системы ценностей и идеалов. В-третьих, в ходе ориентации при сопоставлении представлений о «желаемом будущем» с реалиями настоящей жизни возникают оценочные суждения «о том, что есть». В-четвертых, ориентация предполагает овладение представлениями о совокупности норм - тех способах, методах, средствах, применение которых будет способствовать достижению ближайших и перспективных целей, приблизит «желаемое будущее». Таким образом, ориентирование осуществляется в том же русле, что и информирование, - ведь информационный процесс и организуется ради достижения ориентированности, а это требует передачи дескриптивной, прескриптивной, валюативной и нормативной информации. Достигнутый уровень объективной ориентированности масс на основе подлинной информированности характеризует меру ответственности журналистики перед обществом и степень реализации творческих возможностей редакционных коллективов. Идеологическая ориентирующая деятельность СМИ носит универсальный характер, т.е. охватывает все стороны духовного мира личности, все компоненты массового сознания. Массовое сознание формируется и как самоориентация групп, и под влиянием различных идеологических сил. Средства массовой информации природой своей предназначены быть важнейшей силой взаимодействия с массовым сознанием. В своей идеологической деятельности журналистика обращается ко всем компонентам массового сознания, что легко проследить по материалам изданий и программ. И поэтому журналистам важно знакомство с каждым из них. В структуре сознания фундаментальную роль играет мировоззрение. Мировоззрение - это призма, сквозь которую человек рассматривает и оценивает окружающее, принимает жизненно важные решения, определяет свою линию поведения в решении принципиальных вопросов бытия. Разработка и внедрение в журналистскую практику новых мировоззренческих идей сталкиваются с большими трудностями, проходят в борьбе мнений, в полемических схватках и дискуссиях. Следующий компонент «ядра» массового сознания составляет миросозерцание - также обобщенная «модель действительности», дающая принципиальные ориентиры, но модель, построенная не на рационально-понятийной основе, а с помощью эмоционально-образных средств. Журналистика участвует также в формировании исторического сознания масс - представлений об историческом процессе возникновения, становления и развития человеческого общества, различных цивилизаций, стран и народов, экономики и культуры, науки и техники и т.д. и т.п., т.е. о самых различных явлениях жизни прошлого, его связях с настоящим и будущим. Историческое сознание - сложное, многогранное образование. Оно включает научно-исторические знания и эмоционально-образные представления, почерпнутые из художественной литературы и искусства. Если мировоззрение и миросозерцание - компоненты «ядра» массо-вого сознания, то историческое сознание составляет как бы область перехода от «ядра» к «оболочке» - общественному мнению как системе ориентации в современности.
Общественное мнение как особое духовное образование в структуре массового сознания представляет собой картину текущей действительности, своеобразную панораму современности, как бы собранную из отдельных, относительно самостоятельных суждений по тому или иному конкретному поводу, в связи с теми или иными событиями. В образовании общественного мнения участвуют на равных (в разных случаях в различных объемах и формах) и мировоззрение, и миросозерцание, и историческое сознание, своеобразие формы фиксации его определяет синкретичность, переплетение рационально-понятийных и образно-эмоциональных средств. В целом же общественное мнение - это отраженная в массовом сознании система понятых и оцененных конкретных ситуаций текущей жизни общества и возникающая в связи с этим совокупность представлений о том, что, во имя чего и как должно быть изменено в действительности. Невозможность для радио и телевидения одномоментно представить всю подборку сообщений (как это делает газета) восполняется сообщением в начале передачи важнейших заголовков или «новостей вкратце», чтобы слушатели или зрители сразу же смогли представить ее проблемно-тематическое разнообразие. С другой стороны, важно и органично для журналистики «сцепление» материалов, специально апеллирующих к мировоззрению, миросозерцанию и историческому сознанию, с проблемами, волнующими общественное мнение сегодня. В прямой связи с идеологическими функциями журналистики находятся функции культуроформирующие. Более того, идеологическая деятельность в некотором смысле составляет часть культуроформирующей. Культуроформирующая функция журналистики, следовательно, заключается в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в обществе высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым, способствуя всестороннему развитию человека. Культуроформирующая функция журналистики не имеет такой жест-кой прагматической направленности, ее цель - обогатить внутренний мир человека как самоценной личности. При этом расширяется принцип са-мостоятельного выбора каждым человеком культурных ценностей, их ос-мысления и интериоризации, т.е. «включения» в личностный мир. Это обязывает журналиста знать сферы культурных пристрастий и увлечений своей аудитории, чтобы снабжать ее соответствующей информацией. Очевидно, культуроформирующая функция находит свое продолжение в рекламно-справочной функции. Ведь удовлетворение интереса к справочной информации по культуре речи и кулинарии, правилам хорошего тона и санитарии, по способам проведения досуга и домашним поделкам и т.д. - все это и есть участие в развитии культуры на бытовом уровне. Реализация функций культуры и реализация справочной функции совмещаются также, когда передаются сводки погоды и заметки фенолога или ведутся различные «уголки». К справочным материалам в журналистике примыкает реклама. Реклама как информация о товарах и услугах, способствующая формированию привлекательного их образа, спросу на них, вошла в журналистику с первых шагов ее развития. Печать, телевидение и радио в наше время занимают ведущее место в системе рекламы, предоставляя ей много места. При этом реклама является и огромным источником средств для журналистики. Журналистика несет и рекреативную функцию, которую называют также гедонистической, развлекательной или функцией релаксации. Ее цель - создание условий для отдыха, интересного проведения досуга, приятного заполнения свободного времени, снятия усталости и напряжения, восстановления и укрепления душевного покоя и равновесия. НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОРГАНИЗАТОРСКИЕ ФУНКЦИИ. «Властные полномочия», которыми располагает «четвертая власть» в обществе, проявляются в ряде направлений деятельности журналистов. Во-первых, это журналистский анализ реальной практики, положения дел на том или ином участке жизни. Вo-вторых, это анализ тех или иных решений и официальных документов государственных, общественных, частных организаций, объединений и других социальных структур. В-третьих, это выступления, реализующие положение журналистики как института общественного контроля за ходом дел в различных областях жизни. Однако «властные полномочия» журналистики носят не обязательный для исполнения, а убеждающе-консультативный характер. Журналисты должны стремиться к созданию произведений, демонстрирующих их высокую компетентность.
<< | >>
Источник: Основы Журналистики (шпоры). 2010

Еще по теме Идеологические, культурно-просветительские, рекреативные, рекламно-справочные и другие функции СМИ.:

  1. Функция журналистики и функции СМИ
  2. 2. 2. Другие формы культурно-образовательной деятельности
  3.   ГЛАВА СЕДЬМАЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПАРТИИ И МЕРОПРИЯТИЯ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В 1921 — 1922 гг.
  4.   2. Борьба партии за укрепление идеологического фронта и мероприятия в области культурного строительства в 1921 — 1922 гг.  
  5. Функция журналистики и функции СМИ
  6. СМИ как институт демократии. Плюрализм и толерантность в сфере массовой информации, СМИ как канал выражения и согласования социальных интересов. Социальный диалог в СМИ, как средство достижения целей социального консенсуса, согласия, социального партнерства.
  7. Высшие психические функции: культурно-исторический аспект
  8. 18.Теория культурно-исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского.
  9. Роль и функции маркетинговых организаций дестинации в продвижении продуктов для культурного туризма
  10. Один из ведущих ленинских методологических принципов идеологической работы — принцип реалистичности. Как следовать этому принципу в идеологической борьбе?
  11. Классификационные признаки СМИ, методы и методики типологического анализа. Перспективные модели развития типологических групп СМИ.
  12. Просветительская трактовка человека
  13. СМИ как четвертая власть. Информационная политика в области СМИ. Проблемы информационной безопасности.
  14. Родоначальники просветительских идей