1. Концепции свободы журналистики.

Об истории вопроса нам сообщает подборка билетов к госэкзаменам МГУ:
«Над проблемой свободы слова размышлял еще греческий государственный деятель и оратор Демосфен (ок. 384–322 до Р.Х.), который сказал, что лишение человека права свободно говорить представляет собой величайшее бедствие. Другой античный ученый, римский историк Тацит (ок. 58 — ок. 117), восхвалял императора Траяна за счастливые времена, когда каждый человек мог свободно говорить то, что думает. Систематическое рассмотрение проблемы свободы печати началось с изобретения и распространения в мире печатного станка. По иронии судьбы, в 1485 году архиепископ города Майнца, где жил изобретатель печатной машины Гуттенберг, организовал первый цензурный комитет, а уже в 1493 году Инквизиция Венеции выпустила список книг, запрещенных церковью. В 1559 Index Librorum Prohibitorum был обязательным для всех католиков, и он постоянно пополнялся Инквизицией.
Светская власть в средние века тоже следовала по пути ограничения свободы печати и стремилась контролировать высказывания граждан. Томас Гоббс в «Левиафане» утверждал необходимость государственного контроля над мнениями граждан. Юридическим документом, установившим подобный контроль, стало «Английское постановление о регулировании печатной продукции» (English Regulation of Printing Act). Этот закон лимитировал путем предоставления лицензий на книгопечатание издание печатной продукции.
Начало борьбы за свободу печати положил Джон Мильтон в «Ареопагитике», опубликованной в 1644 году. Мильтон развил мысль о том, что в ходе справедливых публичных дебатов правдивые и положительные аргументы всегда одержат верх над ложными идеями. Общественные дебаты, по его мнению, ведут к гармонии и справедливому социальному порядку. В своей знаменитой речи, обращенной к английскому парламенту, он высказался за свободу печати. Мильтон патетически провозгласил: «Правде не нужно лицензирование, чтобы добиться победы». И в 1695 г. «Английское постановление о регулировании печатной продукции» было отменено.
В Швеции в 1766 году положение о свободе печати было оформлено в формальный закон, который включал право на свободное получение гражданами информации. Свобода печати была закреплена в законодательном документе, ставшим предшественником Конституции штата Виржиния, — «Декларации о правах» 1776 года, где говорилось о том, что свобода печати является важнейшим бастионом свободы и не должна ограничиваться деспотическим правительством.
Во французской «Декларации прав человека и гражданина» 1789 г. провозглашалось то, что неограниченная свобода выражать свои мысли и мнения является одним из важнейших прав человека; каждый человек может говорить, писать и распространять печатную продукцию свободно. И, наконец, в Соединенных Штатах в 1791 году «Закон о правах» в Статье 1 утвердил положение о том, что «Конгресс не должен принимать закон… ограничивающий свободу слова или печати». Это положение было ратифицировано как «Первая поправка» к «Конституции Соединенных Штатов».
Так же билеты МГУ сообщают о 4 концепциях свободы печати:
- Американская: СМИ ни от кого не зависят, согласно 1-й поправке, ни Правительство, ни Конгресс не имеют права влиять на СМИ.
+ СИМ все больше становятся экономическим предприятием, а не просто средством распространения идей, и поэтому в США все СМИ подчиняются также Закону об экономических предприятиях
- Английская концепция: близка к американской, но в The Bill of Rights говорится, что Парламент имеет право влиять на СМИ, и СМИ должны подчиняться решению Парламента. Кроме того, Парламент назначает комиссии, которые контролируют деятельность СМИ. 4 комиссии (их деятельность рассматривает Heritage Department - по культурному наследию):
по жалобам на радио (Radio Complaints Commission);
по жалобам на прессу (Press Complaints Commission);
по жалобам на рекламу (Advertising Complaints Commission);
независимая комиссия по ТВ (Independent TV Commission) - рассматривает очень большое количество ТВ-программ, имеет право штрафовать каналы-нарушители на 500 тыс. $
- Французская концепция: СМИ подчиняются Конституции (принята в 1881); и Правительство, и Парламент имеют право воздействовать на СМИ
- Немецкая концепция: СМИ подчиняются федеральным законам
Но вот г-н Прохоров в своем учебнике «Введение в теорию журналистики» излагает концепции несколько в ином ключе.
Исторически сложились три концепции юридической стороны свободы печати и журналистской деятельности: авторитарная, полной свободы и ответственной свободы.
Авторитарная (лат. auctoratas «власть, влияние») - и как ее крайнее выражение тоталитарная - концепция исходит из того, что пользоваться свободой информационной деятельности могут лишь власть предержащие. Разумеется, власть при этом исходит из интересов представляемых ею политических, экономически и идеологически господствующих сил. Поэтому практически неограниченную власть получают СМИ, выпускаемые этими силами. Инакомыслящие же либо вовсе не допускаются в область журналистики, либо их издания и программы подвергаются цензуре той или иной степени жесткости, всякого рода экономическим ограничениям с целью исключить или крайне ограничить плюрализм взглядов и добиться максимально возможного влияния на аудиторию в интересах властных структур.
Выделяют:
- «мягкий» авторитаризм, когда, например, в условиях «молодой» демократии победившим на выборах силам хочется утвердить свои программные цели, а для этого надо «надавить» на оппозицию, сузить возможности ее влияния на общественность, установить преграды для нападок на деятельность властей независимо от меры их справедливости.
- «Грубому» авторитаризму присуще желание любыми способами завоевать и сохранить власть над умами путем жестких цензурных преследований, вплоть до применения силы, подавить оппозицию, не допустить ее влияния на решения государственных институтов.
<< | >>
Источник: Конспект по журналистике ( основы ). 2010

Еще по теме 1. Концепции свободы журналистики.:

  1. 3. КОНЦЕПЦИИ СВОБОДЫ ЖУРНАЛИСТИКИ. ЮРИДИЧЕСКИЕ И ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СВОБОДЫ ЖУРНАЛИСТИКИ
  2. Свобода журналистики как базовая основа функционирования средств массовой информации. Становление и характер концепций свободы: авторитарной, либеральной (полной свободы), социальной ответственности. Современные подходы решения.
  3. 2. Юридические и этические аспекты свободы журналистики.
  4. Экономические аспекты свободы журналистики.
  5. Условия и причины возникновения калама – рационалистической (спекулятивной) теологии. Учение мутазилитов о единобожии. Мутазилитская концепция свободы воли. Ее отношение к аналогичной коранической концепции. Рационализм у мутазилитов.
  6. Возникновение ислама как религии, провозгласившей «знание» в качестве компонента веры. Мировоззренческие проблемы в Коране: учение о происхождении человека, концепция предопределения и свободы воли. Концепция знания в исламе.
  7. Концепция ответственной свободы СМИ
  8. Концепция полной свободы печати
  9. Юридически аспект свободы журналистики. Современное российское законодательство в сфере СМИ. Законодательно закрепленные права и обязанности различных субъектов массово-информационной деятельности.
  10. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ ЖУРНАЛИСТИКИ И ПСИХОЛОГИИ ЖУРНАЛИСТИКИ
  11. Глава 2. Социология журналистики в системе теории журналистики (С.Г. Корконосенко)
  12. Теория журналистики и социология журналистики
  13. Функции журналистики. Понятие функцию Многообразие социальных и информационных потребностей общества – объективная основа функций журналистики.
  14. Журналистика в системе социальных институтов общества. Особенности журналистики как социального института.
  15. Статья 314. Уклонение от отбывания ограничения свободы, лишения свободы
  16. 429 ГК). Во-вторых, свобода договора состоит в свободе определения характера заключаемого
  17. Свобода как основание нравственности. Свобода воли и моральная ответственность личности.
  18. В этом случае до известных пределов ограничивается свобода доминирующего субъекта в выборе контрагента, принцип свободы договора по
  19. Расширяется сфера свободы для капитала, при этом сужаются свободы личности