6. Политическая мысль античности

Политическая мысль в Древней Греции и Древнем Риме развивалась как форма теоретического обобщения интенсивной политической жизни, характерной для этих обществ. Функционирование институтов полисной демократии невозможно без активного участия граждан в политике, что предполагает выбор оптимальных для этого форм государственного устройства, существование механизма разрешения политических конфликтов, возникающих между гражданами, наличие представлений о путях обеспечения единства общества при наличии очевидных и острых социальных различий. Многие идеи, возникшие в то время, не потеряли своей актуальности по сию пору.

Великий греческий философ Платон (427—347 гг. до н. э.) в своих произведениях (“Государство”, “Политик”, “Законы”) создал интересную версию происхождения государства: оно возникает потому, что каждый из людей не в силах удовлетворить свои потребности в одиночку и нуждаться в помощи.

Он сформулировал представление об идеальном государстве, т.е. реально не существующем идейном образе, и его особенностях:

власть здесь принадлежит людям способным, присутствие социальной иерархии выражается в неравенстве властных полномочий, которыми обладают разные социальные группы; политические отношения в таком государстве подчиняются принципу справедливости, смысл которого Платон видит в том, что каждый выполняет определенные обязанности и получает за них вознаграждение; “коммунизм” как принцип равенства потребления осуществляется в высших классах и служит условием сохранения их сплоченности перед лицом классов низших.

Платон дал характеристики реальных типов государственного устройства, бытовавших в его время и служивших искажением задаваемого идеальным типом образца: тимократия — власть честолюбцев; олигархия — господство немногих над большинством; демократия — власть большинства (один из недостатков данной формы правления он видел в том, что здесь обостряются противоречия между бедными и богатыми); тирания — власть одного над всеми (наихудший вид правления, по мнению Платона).

Другой великий греческий философ Аристотель (384—322 гг. до н.э.) обращается к исследованию проблем политической жизни в таких трудах, как “Политика”, “Афинская полития”, “Этика”.

Он разделяет формы государственного устройства на правильные (монархию, аристократию, политик) — здесь власть осуществляется во имя общего блага) и неправильные (тиранию, олигархию, демократию, где механизм власти подчинен интересам тех, кто правит). Лучшим типом государственного устройства Аристотель считал политика, сочетающую в себе качества аристократии и демократии.

Философ обращает особое внимание на социальную сторону политических процессов, указывая на имущественное неравенство как основу общественных потрясений.

В созданной им теории “среднего элемента”, под которым понимается слой не бедных и не богатых людей, дорожащих своим положением и независимостью и удерживающих общество от социальных потрясений, явно прослеживается идея, положенная в основу широко распространенной в современном обществе теории “среднего класса”.

Столь же актуальные для современности многие идеи высказал великий римский мыслитель, оратор, политический деятель Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.).

Вслед за Аристотелем наиболее привлекательной он считал форму правления, сочетающую в себе черты демократии и аристократии. Он предложил версию права как естественного, неотъемлемого качества природы человека и общества.

В “Кратком пособии для претендентов на выборные должности” Цицерона немало полезных советов, которые вполне годятся для использования и в современной политической практике.

ЛИТЕРАТУРА

Баскин Ю.Я. Очерки по истории политических учений. Л., 1991. Демидов А.И.,

Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. С. 30—49. Краснов Б.И.

Введение в историю политической науки // Социально-политический журнал. 1995. № 2.

Луковская Д.И. Политические и правовые учения: Историко-теоретический аспект. Л., 1985.

Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 2. § 1.

Политология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 28—31.

Сморгунов Л., Семенов Л. Политология. СПб., 1996. Гл. 2. § 1.

<< | >>
Источник: Конспект лекций Политология. 2016

Еще по теме 6. Политическая мысль античности:

  1. § 1. Античная мысль и бесконечность.
  2. 2. Истоки арабо-мусульманской философии: античная мысль
  3. 1.3. Античные корни политической науки
  4. 8. Политическая мысль Нового времени
  5. 8. Российская политическая мысль: истоки, социокультурные основания, основны
  6. Основные социально-политические идеи античности.
  7. Античная этика как философия добродетели. Этический рационализм античных философов. Основные направления античной этики.
  8. Общественно-политическая мысль в период образования и развития Московского государства (XIV-XVII вв.)
  9. II.1. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ. НАТУРФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ. ПЕРВАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ФОРМА ДИАЛЕКТИКИ
  10. Общественно-политическая и религиозно-философская мысль: основные идеи представителей мусульманской общины (АбдулЛатиф, Карман Али, Сеид Ахмад-Хан).
  11. Мысль экономическая и мысль утопическая