Великий комбинатор и путешественник


Вернувшись в Бишкек, Виктор не мог выбросить из головы Сергея Мельникоффа. Этот человек заставил говорить о себе весь Кыргызстан где-то в 2002 году. Виктор помнил помпезную рекламу на телевидении: компания Мельникоффа IPV берет на себя продвижение Киргизии в туристическом плане. Это совпадало с доктриной первого президента республики Аскара Акаева, рассчитывавшего, что туризм станет главнейшей отраслью страны. Тут и подвернулся русский американец с грандиозными проектами. Мельникофф предлагает снимать на Иссык-Куле серию передач о поисках подводных сокровищ. Настоящих поисков, а не киношных. То есть Сергей обязуется найти сокровища затонувших Атлантид горного озера и заснять на пленку все действо. Все найденное добро Мельникофф презентует киргизскому государству – его лично древние сокровища не интересуют. Ведь Мельникофф миллионер, все его проекты приносят баснословные прибыли. Он – киношник, зарабатывает деньги на съемках приключенческих путешествий и программ. Сергей привезет на Иссык-Куль небольшую субмарину – и успех поисков гарантирован. У него в распоряжении мощная техника зондирования, любой цветной металл будет обнаружен и вытащен на поверхность. Плюс ко всему Мельникофф обещал показ своих фильмов по каналу «Дискавери», передачи по ВВС и ССN. Мир ахнет от незнакомого до сих пор Кыргызстана, и в страну ринется огромный поток туристов. Возникнет киргизский бум. Туристические агентства будут захлебываться от работы, отели не будут знать, где селить людей. В общем, Москва-Васюки. У нашей верхушки, видимо, челюсти отвалились от такого подарка судьбы. Как же, такой знаменитый человек, принимавший, по его словам, участие в подводных поисках легендарного «Челюскина», – и тут, у нас – в Кыргызстане!
Конечно же, Мельникофф получил все карты в руки. Ему дали информацию обо всех подводных исследованиях археологов, познакомили со всеми мифами, которые связаны с Кыргызстаном. В первую очередь – с мифом о захоронении святого апостола Матфея на берегах озера Иссык-Куль. Дело в том, что в атласе карт, который издавался в Каталоне в 1375 году, была карта Центральной Азии, где возле озера Иссык-Куль был нарисован дом с крестом и рядом стояла надпись: «Исикуль, монастырь армянских братьев-несториан, где хранятся мощи святого Матфея». Сам атлас являлся копией с более древних карт. Очевидно, монастырь существовал в четвертом–пятом веках нашей эры, возможно, что он продолжал существовать и в начале тринадцатого века, когда в эти земли пришли монголы Чингисхана.
Несториане – последователи еретического направления в христианстве – считают, вслед за своим духовным учителем Несторием, что Бог вселился в человека – Иисуса Христа. Они не поклоняются Марии, не считая ее Богородицей, ибо она родила обычного младенца, которому была уготована необычная судьба. Это осуждалось в Римской империи и на первых Вселенских соборах, и несториане вынуждены были бежать на Восток. Так они появились и на территории, которую ныне занимает Киргизия.
Мельникофф узнал и о Курментинском кладе и о его поисках.
Еще более сильно укрепилась дружба Мельникоффа с киргизским правительством и президентом в сентябре 2002 года, когда Акаев, с подачи американца, сделал Бушу поистине царский подарок – «гору», которую накануне первого визита киргизского президента в Америку покорила киргизско-американская группа альпинистов и назвала «11 сентября» в память о событии 2001 года, разорвавшем мир на две части: воинствующий ислам и все остальные. Причем Мельникофф умудрился буквально за два месяца организовать экспедицию в Талас, где была непокоренная безымянная вершина, снять и смонтировать фильм о восхождении в формате, пригодном для показа по американскому телевидению. Кассету с фильмом и подарил Акаев растроганному Бушу. Фильм показали по нескольким каналам телевещания.
Было заявлено еще несколько проектов, которые постоянно рекламировало киргизское телевидение. Это – «Миллион за вершину» и «Ставка больше, чем жизнь». Оба проекта сильно не понравились Виктору. Если первые идеи Мельникоффа, в случае успеха, сулили Киргизии популярность, то последние поражали цинизмом и профанацией.
Миллион долларов обещал Мельникофф человеку без альпинистских навыков, который рискнет взойти на семитысячник Победа. Сам он обещал вести съемку восхождения в режиме он-лайн и передавать по всем мировым каналам телевидения. В случае непредвиденного ЧП участник восхождения не получал никакой помощи и должен был выжить или умереть перед лицом телекамеры. Виктор когда-то занимался альпинизмом и знал, насколько суров и опасен этот семитысячник, сколько жизней замечательных спортсменов он забрал. Решится на его восхождение без соответствующей подготовки может только самоубийца либо абсолютный профан. Результат заведомо известен. Как может шоумен предлагать такой проект? Это же чистое безумие.
Второй проект – «Ставка больше, чем жизнь» предполагал одиночное восхождение Эльвиры Насоновой на Эверест. Зная ее возраст, Виктор не сомневался, что это путь в один конец. Накакую высоту она поднимется и где умрет – будет зависеть только от физического состояния Насоновой. Да, в прошлом она была отличным спортсменом, Эверест для нее – недосягаемая мечта. Может быть, смерть на склонах Джомолунгмы будет венцом всей ее жизни, но зачем это снимать на пленку?!
Через некоторое время Виктор услышало том, что Мельникофф нашел мощи святого Матфея, но все специалисты говорили, что это «утка». В Киргизии это вполне возможно.
Как-то по новостям прошла информация, что киргизская экспедиция собирается штурмовать Эверест и уже разбила базовый лагерь. Виктор бросился по знакомым альпинистам в надежде разузнать подробности. Все пожимали плечами: по всей вероятности, кто-то у кого-то взял немалые деньги на эту экспедицию и теперь пытался «отмыться». Деньги, естественно, уплыли в неизвестном направлении, а на штурм горы никто и не собирался идти.
Потом налетела революция, жизнь закрутила так, что Виктор на время забыл о фантастических проектах Мельникоффа.
Однажды, когда Виктор вернулся из очередной поездки по Киргизии, ему сообщили, что его разыскивает Сергей Мельникофф. Теряясь в догадках о возможных интересах богатого американца, Виктор просмотрел оставленные шоуменом материалы. В них говорилось об открытии в Нью-Йорке художественной галереи-выставки знаменитого путешественника и фотографа Сергея Мельникоффа.
Прилагалась ксерокопия фотографии выставки. Виктор был директором издательства, которое специализировалось по выпуску фотоальбомов и книг. Его наметанный глаз сразу определил, что фото выставки – фальшивка, то есть сделанная в компьютерной программе модель. Сейчас сплошь и рядом используются такие модели в рекламных буклетах, если, скажем, реклама опережает само событие. Но, по словам персонала издательства, Мельникофф утверждал, что выставка существует уже давно, поэтому отсутствие обычного снимка галереи настораживало Виктора. Тем не менее, интерес со стороны известной личности несколько польстил издателю. Может быть, Мельникоффа привлекли какие-то издания или фотографии Виктора? Это было бы приятно.
Вскоре в его кабинете появился и сам Мельникофф в сопровождении симпатичной секретарши.
Шоумен оказался мужчиной довольно внушительного роста и размеров. На его лице застыла маска утомленно-скучающего интеллектуала-экстремальщика, мол, сколько прошли, сколько видели, а вот рутина жизни заставляет заниматься скучными, мелкими делишками. Прихлебывая предложенный кофе, Мельникофф изучал Виктора сквозь прищуренные, словно амбразуры, глаза. Тот поймал испытующий взгляд, но не подал вида, решив занять выжидательную позиции. В конце концов, он нужен для чего-то американцу, а не наоборот.
Слушая о грандиозных проектах Мельникоффа, которые тот пространно изливал, Виктор полюбопытствовал о поисках мощей святого Матфея. Насколько он знал, академик Плоских до сих пор разыскивает армянский монастырь.
– Милый мой, – фамильярно обратился Мельникофф к Виктору, – о чем вы спрашиваете? Я давным-давно нашел раку с мощами Матфея и вывез из Кыргызстана.
– Но это же мировое открытие. Весь мир бы говорил о вашей находке, – усомнился в достоверности сказанного Виктор.
– Дорогой мой, – небрежно бросил американец, – вы не знаете мир. Я предложил мощи Ватикану и Патриарху всея Руси, теперь они рядятся, кто больше мне даст. А мне что, я подожду.
– Но как же вы смогли вывезти раку из Киргизии?! – не унимался Виктор. – Тут безделушку не вывезешь без бумажки из Министерства культуры.
– Неужели ты думаешь, что это дело обошлось без участия Акаева? – перешел на ты шоумен. – Да Аскар Айтматов, тогдашний министр иностранных дел, лично помогал мне грузить раку в самолет в Тамчи.
– А где же вы нашли ее? – спросил несколько ошарашенный Виктор, – под водой? Я слышал, вы подводную лодку собирались привезти на Иссык-Куль.
– Не только собирался, но и привез, – тон собеседника не допускал возражений. – Мы столько тогда со дна вытащили! Под водой, где-то на глубине пятнадцати-двадцати метров, есть терраса, сплошь усеянная бронзовыми мечами, кинжалами, топорами, котлами саков, скифов, усуней.
– Я знаком с академиком Плоских, он на протяжении многих лет проводит археологические подводные экспедиции. Есть, конечно, находки, но чтобы столько, сколько вы говорите… – недоверчиво проговорил издатель.
– Господи, что ты всё Плоских, да Плоских? Да я этого академика подвел к горе наших находок, выбирай, говорю ему, что тебе надо. Я ведь сокровища искал, золото и серебро. Кое-что нашли, но мало. Поэтому я проект свернул. А всю бронзу эту обратно в Иссык-Куль выбросил. Пусть академик обратно достает. Ему тоже свой хлеб зарабатывать надо.
– А мощи вы все же где нашли? – напомнил свой вопрос Виктор.
– Где, где, в пещере. Про Курменты слышал?
Получив утвердительный ответ, Мельникофф продолжал:
– Я реку отвел, пещеру выкопал. Там рака стоит, деревянный такой гроб, весь серебряными пластинами покрытый. Мне со спутника американского зондирование сделали, и я знал точно, где копать. Рака, между прочим, двести кило весила. Если ты помнишь, Виктор, легенду о кладе, так там двести верблюдов фигурируют. Оказалось, что это туфта – не двести верблюдов, а двести килограммов. Вот о чем гласила легенда.
– И все же, такая находка, и совершенное молчание прессы, – осторожно усомнился в правдивости информации Виктор.
– Ты на мой сайт зайди, там все есть. Или в Курменты поезжай, там до сих пор обводной канал воочию увидеть можно.
Мельникофф вытащил из портфеля большой календарь с фотографиями гор.
– Вот мои снимки. Я все горы мира фотографировал. Хочу теперь издать шикарный альбом. Его давно ждут в свете. Подписаны крупные контракты, фотоальбом будет уходить по баснословным ценам. Многие миллионеры уже в очередь записываются на него.
Виктор имел дела со многими людьми и уже мог предугадывать, что им от него надо. Раз Мельникофф не интересуется работами Виктора и вряд ли американцу интересен рынок Киргизии для реализации его бесценного шедевра, значит, остается одно – Мельникоффу нужны деньги. И раз он пришел в небольшое издательство Виктора, следовательно, дела его очень плохи. Видимо, из других мест Мельникоффа уже турнули. Виктору сразу стало неинтересно, и он выжидал, когда собеседник начнет просить деньги.
– Понимаешь, на издание надо около десяти миллионов долларов, – Мельникофф продолжал следить за реакцией Виктора сквозь амбразуру глаз. – Сам понимаешь, проблем с деньгами нет. Загвоздка с издателями. Им срочно требуется предоплата, чтобы тираж был готов к сроку. У меня же ответственные контракты. Просрочу, надо платить штрафы. Мои деньги придут через месяц. Я вынужден предложить кому-нибудь супервыгодную сделку. Мне сейчас нужно тридцать тысяч баксов, через месяц я плачу втрое.
Мельникофф замолк, устремив взгляд на Виктора.
– Да, предложение заманчивое, – ответ Виктора был готов заранее, – но вы же понимаете, издательство имеет свой портфель изданий. На всё нужны средства. Все расписано заранее на год вперед. Чулка, набитого баксами, у нас, к сожалению, нет.
Мельникофф тут же потерял интерес к дальнейшим разговорам и начал собираться. Он прихватил и свой календарь, который Виктор ожидал получить в презент. Виктор обещал помощь в подготовке издания, в организации съемок. Мельникофф любезно улыбался и торопился проститься.
Сейчас, после знакомства с Оманом, вся эта история всплыла в памяти Виктора. А вдруг все это правда и Мельникофф нашел пещеру? Неужели Оман тратит время и деньги зря?
<< | >>
Источник: Кадыров Виктор. Золото Иссык-Куля. — Б.,2008. — 256 с., илл.. 2008

Еще по теме Великий комбинатор и путешественник:

  1. О режиме путешественников Общее рассуждение о режиме путешественника
  2. Традиционная жизнь европейцев глазами русских путешественников
  3. КОЧЕВНИКИ ВЕЛИКОЙ СТЕПИ И ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ
  4. О том, как уберечься путешественнику от вреда различной воды
  5. АРАБСКИЕ ГЕОГРАФЫ И ПУТЕШЕСТВЕННИКИ XII-XIVвв.
  6. АРАБСКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ ПО ВОСТОЧНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ X в.
  7. ГЛАВА 7. ПЕРВЫЙ АРАБСКИЙ ПУТЕШЕСТВЕННИК по восточной ЕВРОПЕ: ИБН ФАДЛАН
  8. ИЛИЯ И ЕЛИСЕЙ, КАК СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ АППЕРЦЕПЦИИ ОСНОВАТЕЛЯ ХРИСТИАНСКОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ ВЕЛИКОГО ЦАРЯ (ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО) И ЕГО ЛЮБИМОГО УЧЕНИКА ИОАННА ЗЛАТОУСТА (БОГОСЛОВА).
  9. Великие ошибки великого Галилея
  10. О РАЗМЕРАХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В «ПИСЬМАХ ИЗ ФРАНЦИИ» Д.И. ФОНВИЗИНА И «ПИСЬМАХ РУССКОГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА» Н.М. КАРАМЗИНА
  11. НЕСКОЛЬКО ЗАМЕЧАНИЙ О ПОРЯДКЕ СЛОВ В «ПИСЬМАХ ИЗ ФРАНЦИИ» Д. И. ФОНВИЗИНА И В «ПИСЬМАХ РУССКОГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА» Н* М. КАРАМЗИНА
  12. КЛЯТВЕННА ПРИСЯГА HA ТИМЧАСОВИЙ МИР, постановлений через нас, великих послів його королівської величності, короля польського та Річі Посполитої з великими повноважними послами його царської величності, виконана в Андрусові, дня 30 січня, 1667 року.
  13. К ИСТОРИИ СТИЛЕЙ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА («Письма из Франции» Д. И. Фонвизина и «Письма русского путешественника» Н- М. Карамзина)
  14. Карты событий:Нападение фашистской Германии на СССРРазгром фашистской ГерманииКоренной перелом в ходе Великой Отечественной войныПобеда над милитаристской ЯпониейМатериалы видеоархива:А. ГитлерПакт Риббентропа-Молотова22 июня 1941 г.Начало Великой Отечественной войныТанковое сражение у села ПрохоровкаСталинградБерлинская операцияТегеранская конференцияЯлтинская конференцияПодписание Акта о капитуляции ГерманииПарад Победы.
  15. Великая Холархия
  16. Великий раскол
  17. БОРЬБА ЗА ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕНИЕ
  18.   «ВЕЛИКАЯ МУЗЫКА» 
  19. Великий курфюрст