<<
>>

ГЛОССАРИЙ

А

Абсолютизм (абсолютная монархия), форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция.

Деятельность органов сословного представительства, как правило, прекращается. Расцвет абсолютизма в странах Западной Европы в XVII - XVIII вв. В России абсолютизм существовал в XVIII - начале ХХ вв.

Аверроизм, направление в западно-европейской философии ХШ- ХVI в., развивавшее идеи Ибн Рушда (Аверроэса) о вечности и несотворенности мира, о едином, общем для всех людей мировом разуме как субстанциальной основе индивидуальных душ (отсюда следовало отрицание их бессмертия), а также учение о двойственной истине

Академия платоновская, древне-греческая философская школа, основанная Платоном в 387 г. до н.э. в Афинах.

Англиканская церковь, протестантская церковь. В ее догматике сочетаются положения протестантизма о спасении личной верой и католицизма о спасающей силе церкви. По культу и организационным принципам близка католической*. Церковную иерархию возглавляет король.

Апперцепция - понятие философии и психологии нового времени, ясное и осознанное восприятие какого-либо впечатления, ощущения и т.п. введено Г.В. Лейбницем в отличие от бессознательной перцепции.

Апостериори (от лат. a posteriori - из последующего), происходящее из опыта. Понятие теории познания, противоположное априори.

Априори (от лат. a priori - из предшествующего), понятие логики и теории познания, характеризующее знание, предшествующее опыту и независимое от него. Введено в средневековой схоластике в противоположность апостериори. В философии И. Канта априорное знание (пространство и время как формы созерцания, категории) - условие опытного знания, придающее ему оформленный, всеобщий и необходимый характер.

Аскетизм (от греч.

asketes - упражняющийся в чем-либо), ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т.п., присущие практике философских школ (например, киников) и особенно различных религий (монашество и т.п.). Целью аскетизма может быть достижение свободы от потребностей, сосредоточенности духа, подготовка к экстатическим состояниям, достижение «сверхъестественных способностей» (йога), в христианстве - соучастие в «страданиях» Христа. Нередкий мотив аскетизма - отказ от пользования привилегиями в условиях общественного неравенства (толстовцы)

Атараксия, понятие древне-греческой этики о душевном спокойствии, безмятежности как высшей ценности. Развито Демокритом, Эпикуром, представителями стоицизма*, скептицизма.

Б

Богословие, то же, что теология.

Буддизм, мировая религия, возникла в Древней Индии и VI - V вв. до н.э. Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама. Основные направления буддизма - хинаяна и махаяна. В центре буддизма - учение о «четырех благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Буддизм отрицает потусторонность освобождения. В буддизме нет души как неизменной субстанции - человеческое «я» отождествляется с совокупным функционированием определенного набора дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта духа и материи, нет Бога как творца и безусловно высшего существа. В ходе развития буддизма в нем постепенно сложились культ Будды и бодхисатв, ритуал, появились сангхи (монашеские общины) и т. д.

В

Великая Россия, официальное название со 2-й пол. ХVII в. Европейской части Русского государства, населенной преимущественно русскими. В царском титуле употреблялось с ХVI в..

Как географическое понятие возникло в связи с присоединением Левобережной Украины (Малой России). С XIX в. Великороссия.

Великороссия, официальное название в XIX - начале XX вв. территории Европейской части России, вошедшей в состав Русского государства до середины XVII в., с преобладающим русским населением (ранее Великая Россия).

30 губерний.

Визит вежливости, протокольный визит, который глава делегации наносит принимающей стороне, прежде чем начать деловую часть пребывания. В ходе визита вежливости уточняется программа пребывания делегации.

Визитная карточка, карточка с именем, отчеством, фамилией, указанием служебного положения, адресом, телефоном и другими сведениями о лице, вручающем или оставляющем ее при официальном знакомстве, посещении кого-либо.

Вознесение, один из религиозных двунадесятых праздников, установлен в честь вознесения Христа на небо. Празднуется верующими на 40-й день после Пасхи.

Волюнтаризм, направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформилось у Шопенгауэра.

Восприятие, сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Г

Гедонизм (от греч. Иё^пе - удовольствие), направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения. В античности развит Аристиппом и киренской школой; у Эпикура и его последователей сближается с эвдемонизмом. В новое время характерен для утилитаризма

Генная инженерия, то же, что генетическая инженерия.

Генетическая инженерия, методы молекулярной биологии и генетики, связанные с целенаправленным конструированием новых, не существующих в природе сочетаний генов.

Гербера, травы семейства сложноцветных. Сорта с цветками различной окраски, напоминающие крупноцветную ромашку.

Гость, на Руси до XVI в. крупный купец, торговавший с другими городами или зарубежными странами. Гости некоторых крупных городов объединялись в особые привилегированные корпорации: «Московское сто», «Ивановское сто», «Сурожане» и др.

Грог (англ.

grog), напиток, приготовленный из рома (или коньяка) и кипятка с сахаром;

иногда добавляется лимонный сок.

Д

Даосизм (кит. дао цзя или дао цзяо), китайская религия и одна из основных религиозных школ. Возник в сер. 1 тыс. до н.э. на основе верований шаманского характера. Философии даосизма присущи натурализм, начатки примитивной диалектики и элементы религиозной мистики.

Дедукция, способ рассуждения, при котором новое положение выводится чисто логическим путем из предшествующих - от общего к частному. Противоположно - индукция*.

Деизм, (от лат. dues - бог), религиозно-философская доктрина, которая признает Бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы и не допускает иных путей к познанию Бога, кроме разума. Получил распространение среди мыслителей Просвещения, сыграл значительную роль в развитии свободомыслия в XVII - XVIII вв.

Деловая беседа, встреча, предполагающая обмен мнениями, информацией, предложениями. В отличие от переговоров беседа обычно не предполагает достижения договоренности.

Деонтология, 1) раздел этики, рассматривающий проблемы долга и должного. Термин введен Бентамом для обозначения теории нравственности в целом. 2) Учение о юридических, профессиональных и моральных правилах поведения медицинского работника главным образом по отношению к больному.

Диалектика, метод познания природы как вечно движущейся и развивающейся в борьбе внутренних противоречий и противоположностей.

Догма, положение, принимаемое на веру, как непреложная истина, признаваемая бесспорной без доказательств.

Догмат, утвержденное высшими церковными инстанциями положение вероучения, объявляемое церковью непреложной истиной, не подлежащее критике. Систему догмата имеют христианство, ислам, буддизм и др.

Доктрина, совокупность положений, принципов и взглядов из соответствующей области философии, морали, политики и др., свойственная данному мыслителю, общественному деятелю или школе и составляющая основополагающую программу их действия.

Е

Единое, центральное понятие неоплатонизма, трансцендентное безличное первоначало, превышающее все сущее и все мыслимое. Намеченное у Платона, развито Плотиным.

Епископ, в православной, католической, англиканской церквах высшее духовное лицо, глава церковно-административной территориальной единицы (епархии, диоцеза). Иерархическое деление епископов (с IV в.): патриархи, митрополиты (часть из которых имеет титул архиепископа) и собственно епископа.

И

Императив (от лат. imperatives - повелительный), требование, приказ, закон. У И. Канта в «Критике практического разума» - общезначимое нравственное предписание, в противоположность личному принципу (максиме); гипотетический императив имеет силу лишь при определенных условиях, категорический императив - всеобщий обязательный нравственный закон.

Императивность, понятие, фиксирующее повелительный, предписательный характер нравственных требований.

Индивидуация, выделение единичного и индивидуального из всеобщего. Принцип индивидуации - понятие философии Аристотеля, воспринятое томизмом; «первая материя» как основа пространственно-временного разделения, множественности вещей

Индуизм, религия наиболее распространенная в современной Индии. Возникла около V в.

Индуисты, приверженцы индуизма.

Иудаизм, религия, распространенная преимущественно среди евреев. Возникла во II тысячелетии до н.э., является монотеистической с культом бога Яхве. Иудаизм официальная религия государства Израиль.

Иудаисты, приверженцы иудаизма.

Индукция, способ рассуждения, при котором из частных фактов выводятся общие.

и

Йога, учение и метод управления психикой и физиологией человека, составной элемент религиозной и философской систем Индии, ставящих целью достижение состояния «освобождения» (мокши или нирваны). Признает существование в человеке неосознаваемых сил и возможности управления - через определенную организацию психики - органическими и неорганическими процессами и телами. Разработана система физических упражнений.

К

Категории (от греч. katеgoria - высказывание; признак), наибольшие общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения, явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания и практики (например, материя и сознание, пространство и время, причинность, необходимость и случайность, возможность и действительность и др.).

Католики, проповедующие католицизм.

Католицизм, одно из основных направлений в христианстве. Разделение христианской церкви на католическую и православную произошло в 1054 - 1204 гг. Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером. Центр католицизма - папство, глава - римский папа. Резиденция его - Ватикан. Источники вероучения - Священное писание и Священное предание. Особенности католицизма (по сравнению с православием): добавление к «символу веры» (в догмат Троицы) филиокве; наличие догматов о непорочном зачатии девы Марии и ее телесном вознесении, о непогрешимости папы; резкое разграничение между клиром и мирянами; целибат.

Квалификация, уровень подготовленности, степень годности к какому-нибудь виду

труда.

Киники, одна из сократических школ древне-греческой философии (Антисфен, Диоген, Синопский, Кратет и др.). Выдвинув идеал безграничной духовной свободы индивида, киники относились с демонстративным пренебрежением ко всяким социальным институтам., обычая и установлениям культуры. Оказала влияние на стоицизм.

Киренская школа, одна из сократических школ древне-греческой философии (IV в. до н.э.). Основана Аристиппом из Кирены. Развила принципы Сократа в направлении последовательного гедонизма.

Клир (от греч. kleros - жребий), в христианской церкви совокупность священнослужителей (священников, епископов) и церковнослужителей (псаломщиков, пономарей и др.); то же, что духовенство.

Конфуцианство, этико-политическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в VI в. до н.э. Конфуцием. Выражая интересы наследственной аристократии, конфуцианство объявляло власть правителя священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших - всеобщим законом справедливости.

Космогония (от космос и ...гония; греч. kosmogonia), раздел астрономии, изучающий происхождение и развитие космических тел и их систем (планет и Солнечной системы в целом, звезд,, галактик и т.д.). Наиболее развиты космогонии Солнечной системы (планетная космогония) и звездная космогония.

Л

Либерализм, идейное и общественно-политическое течение в европейских странах в ХVII - XVIII вв. и провозгласившее принцип гражданских, политических, экономических свобод.

Логика, наука о способах доказательств и опровержений; совокупность научных теорий, в каждой из которых рассматриваются определенные способы доказательств и опровержений.

Логос, одно из основных понятий древне-греческой философии.; одновременно «слово» («преложение», «высказывание», «речь»,) и «смысл» («понятие», «суждение», «основание»). Введено Гераклитом: логос как универсальная осмысленность, ритм и соразмерность бытия, тождественная первостихии огня. В стоицизме - эфирно-огненная душа космоса и совокупность формообразующих потенций («семенные логосы»), от которых в инертной материи «зачинаются» вещи. В христианстве логос отождествлен со вторым лицом Троицы.

М

Майевтика (греч. maieutike, букв. - повивальное искусство), метод Сократа* извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.

Материя (лат. material), вещество; субстрат, субстанция, содержание. В латинский философский язык термин введен Цицероном* как перевод греческого Ьуіе. Понятие материи как субстрата вещественного мира было выработано в греческой философии в учениях Платона* и Аристотеля*, при этом материя понималась как неформальное небытие (meon), чистая потенция. Сформулированное Декартом понятие материи как телесной субстанции (в противоположность «мыслящей» субстанции), обладающей пространственной протяженностью и делимостью, легло в основу материализма ХVII - XVIII вв. Материя -центральная категория диалектического материализма.

Меркантильность (от франц. и итал. mercantile - торгашеский, корыстный), излишняя расчетливость, торгашество; своекорыстие.

Метриопатия, понятие древнегреческой этики, означающее умеренность в страстях, противополагалось апатии. Развито Демокритом и Эпикуром, центральный принцип этики Аристотеля: добродетель как середина между двумя крайностями (например, щедрость - середина между скупостью и расточительностью).

Механицизм, мировоззренческий принцип, выдвинутый в ХVII - XVIII вв., объясняющий развитие природы и общества законами механической формы движения материи. Источник механицизма - абсолютизация законов механики. В широком смысле - сведение сложной, качественно своеобразной формы движения к более простой (например, социальной - биологической).

Милетская школа, условное обозначение первых древне-греческих натурфилософов и естествоиспытателей, живших в VI в. до н.э. в г. Милет (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).

Мировая душа, одно из центральных понятий в философии неоплатонизма, восходящее к учению Платона о мировой душе как движущем начале космоса. Выступает посредницей между идеальным (бестелесным) миром и созидаемым ею чувствительным миром. Учение о мировой душе было воспринято панпсихизмом эпохи Возрождения (итальянские неоплатоники, Д. Бруно), немецким романтизмом и идеалистической философией ХК в. (Ф.В. Шеллинг, Г.Т. Фехнер, Э. Гартман).

Мистика, религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе «непосредственного единения» с Богом, а также совокупность теологической и философской доктрин, оправдывающих и осмысляющих эту практику.

Н

Натурфилософия, философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности, Ранняя древне-греческая натурфилософия* досократовского периода (милетская школа и др.) явилась по существу первой исторической формой философии вообще. Интерес к природе в эпоху Возрождения вызвал новый расцвет натурфилософии (Д. Бруно, Б. Телезио, Т. Кампанелла, Д. Кардано, Парацельс, Ф. Патриции). Развитие экспериментального естествознания в новое время привело к вытеснению натурфилософии теориями природы, базирующимися на естественнонаучных данных.

Неокантианство, течение философии «-й пол. ХК - нач. ХХ вв., пытавшееся возродить философию И. Канта. Общие посылки неокантианства: преодоление кантовского дуализма, утверждение об априорном (внеопытном) характере познания. Объединяло ряд направлений: физиологическое Г. Гельмгольц, Ф.А. Ланге), психологическое (Л. Нельсон), критический реализм (А Риль), марбургская школа, баденская школа, фикционализм (Х. Файхингер), французский неокритицизм (Ш. Ренувье). В основе этики неокантианства - противопоставление бытия и долженствования. Социализм трактуется как недостижимый идеал, что послужило основанием этического социализма.

Неоконфуцианство, школа китайской философии, сложившаяся в основном в период Сунн (Х - ХШ вв.). В неоконфуцианстве значительное место занимают вопросы онтологии, натурфилософии и космогонии.

Неопифагореизм, мистическое направление древне-греческой философии I в. до н.э. - III в. н.э. (Нигидий Фигул, Аполлоний Тианский и др.). Развивалось в тесной связи со средним платонизмом (сближение числа с идеями Платона) и явилось одним из источников неоплатонизм и гностицизма.

Неоплатонизм, направление античной философии III - VI вв. , систематизировавшее учение Платона в соединении с идеями Аристотеля, неопифагореизма и др. В центре неоплатонизма - учение о сверхсущем Едином и иерархическом строении бытия, разработанное Плотином и завершенное Проклом. Основные школы: гимская (III в., Плотин, Порфирий), сирийская (IV в., Ямвлих), пергамская (IV в., император Юлиан), афинская (V - VI вв, Прокл), александрийская (V - начало VII вв.). Латинские неоплатоники - Марий Викторин, Марциан Капелла, Боэций. Неоплатонизм оказал широкое влияние на европейскую и восточную философию.

Нус, одно из центральных понятий древне-греческой философии, дух, разум, смысл, мысль. Учение о нусе как мироустрояющем принципе было сформулировано Анаксагором. В стоицизме нус сближался с логосом. Учение Аристотеля о космическом «уме»-нусе, созерцающем и мыслящем самого себя, т.е. являющемся «мышлением мышления», послужило главным источником концепции нуса в неоплатонизме* как одной из основных субстанций бытия. Латинский перевод термина «Нус» - интеллект.

О

Обычай, стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Устаревшие обычаи сменяются в процессе исторического развития новыми.

Онтология, раздел философии, учение о бытии (в отличие от гносеологии - учение о познании), в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности. Термин введен немецким философом Р. Гоклениусом.

Откровение, в монотеистических религиях непосредственное волеизъявление божества или исходящее от него знание как абсолютный критерий человеческого поведения и познания. Выражается в тексте «писания» (в иудаизме и христианстве Библия, в исламе - Коран) и в «предании», также получающем письменную фиксацию ( в иудаизме - Талмуд, в христианстве - сочинение «отцов церкви», в исламе - сунн).

П

Пантеизм, религиозное и философское учения, отождествляющие Бога и мировое целое. Пантеистические тенденции проявляются в еретической мистике средних веков. Характерен для натурфилософии Возрождения и Б. Спинозы, отождествившего понятия «Бог» и «природа».

Папство, руководство католической церкви, религиозный центр, возглавляемый римским папой. Папство сложилось на основе римского епископата. В V в. римские епископы, называвшие себя «папа», добились от римского императора эдикта о подчинении им других епископов. В VIII в. создание Папской области положило начало светской власти пап. После 2-й мировой войны, особенно с 60-х гг. папство взяло курс на приспособление церкви к современной эпохе в области догматики, культа, организации и политики.

Партикулярный, частный, неофициальный; обособленный, местный (не общегосударственный).

Патристика, произведения отцов церкви II - VIII вв., в которых изложены основы христианского богословия в философии.

Персонализм, философское направление, признающее личность первичной творческой реальностью, а весь мир проявлением творческой активности «верховной личности» - Бога. Сформировался в начале ХХ в. в России (Н.А. Бердяев, Л. Шестов) и США (Б.П. Боун, Дж. Ройс и их последователи - Э.Ш. Брайтмен, Р.Т. Флюэллинг).

Переговоры, встреча, цель которой, прежде всего, в том, чтобы, обсудив с партнером проблему, представляющую интерес, найти взаимоприемлемое решение (достичь договоренности). Это решение оформляется в виде договора или соглашения, где предусмотрены взаимные обязательства сторон

Перцепция, то же, что восприятие. У Г.В. Лейбница - смутное и бессознательное восприятие в противоположность ясному осознанию - апперцепции

Платонизм, в широком смысле - течения в философии, находящиеся под влиянием Платона (прежде всего его учения об идеях). В более узком смысле - направление в древнегреческой философии с IV в. до н.э. (Академия платоновская. Средний платонизм). С III н.э. главной формой платонизма стал неоплатонизм.

Позитивизм (франц. positivisme, от лат positivus - положительный), философское направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание - совокупный результат специальных наук. Наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно 2-й пол. ХК в.).

Политеизм, многобожие, вера во многих богов.

Православие, одно из основных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в 395 г. Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в Византии. В К - Х! вв. Окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1054 г. с началом разделения христианской церкви на католическую и православную.

Просвещение, идейное течение ХVIII - сер. ХК вв. , основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество и мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально- абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство.

Протестантизм, одно из основных направлений в христианстве. Откололся от католицизма в ходе Реформации ХVI в. Объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др.). Для протестантизма характерны отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества,

целибата. В протестантизме нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крещению и причащению). Основной источник вероучения - Священное писание. Протестанты, проповедуют протестантизм.

Р

Рассадка, порядок усаживания гостей в соответствии со старшинством, рангом, должностью и т.д.

Релятивизм (этический), способ интерпретации морали, основанный на абсолютизации условности, относительности, изменчивости нравственных представлений и, соответственно, этических понятий.

Рефлексия, форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.

Реформация (от лат. reformation - преобразование), общественное движение в Западной и Центральной Европе в XVI в., направленное против католической церкви. Реформация породила новую разновидность христианства - протестантизм.

Ростовщичество - предоставление денежных ссуд под высокий процент

С

Священное писание, религиозные книги, составляющие Библию. В иудаизме священное писание считается Ветхий завет, в христианстве - Ветхий и Новый заветы. В исламе роль, аналогичную священному писанию, играет Коран.

Священное предание, в теистических религиях (иудаизм, христианство, ислам) - совокупность форм (устнвая традиция, тексты, богослужение), в которых передается содержание веры, имеющее своим источником Откровение*; важнейшая часть Священного предания - Священное писание.

Секуляризация (от позднелат. Saecularis - мирской, светский), обращение государством церковной собственности в светскую. Секуляризация широко проводилась во время Реформации.

Силлогизм, умозаключение, состоящее из двух суждений (посылок), из которых следует третье суждение - заключение, вывод. (Например, всякое S есть М, а всякое М есть Р, следовательно, всякое S есть Р).

Силлогистика, исторически первое , созданное Аристотелем учение о логической дедукции*, в котором рассматриваются рассуждения в форме силлогизмов .

Символ веры, краткое изложение христианских догматов, безусловное признание которых православной и католической церкви предписывают каждому христианину. Был сформулирован 1 (325 г.) Никейским и дополнен 2 (381 г.) Константинопольским вселенскими соборами. В дальнейшем католическая церковь сделала к Символу веры* добавление филиокве, не признанное православием.

Скептицизм, философское направление, подвергающее сомнению возможность достоверного познания объективной действительности.

Сократические школы, древне-греческие философские школы, созданные учениками и последователями Сократа в IV в. до н.э.: Академия платоновская, мегарская школа, элидо- эретрейская школа, киренская школа и киники.

Социология (от лат. societas - общество и ... логия), наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей. Попытки объяснения общественной жизни и возникли в античности (Платон, Аристотель и др.), продолжались в философии истории. Создать «позитивную науку» об обществе в середине XIX в. пытался О. Конт (ввел и сам термин)

Соционика, наука о межличностных отношениях.

Средний платонизм, этап в развитии античного платонизма (I в. до н.э. - начало III в. ), характеризовавшийся отказом от скептицизма* Новой Академии платоновской и стремлением восстановить учение Платона и Древней Академии в первоначальной чистоте. Главные представители: Филон Александрийский, Апулей, Гален, Плутарх Херонейский. Средний платонизм тесно переплетался с неопифагореизмом, оказал влияние на неоплатонизм и патристику. Старообрядцы, сторонники старообрядчества.

Старообрядчество, совокупность религиозных групп и церквей в России, не принявших церковных реформ ХVII в. и ставших оппозиционными или враждебными официальной православной церкви. Сторонники старообрядчества до 1906 г. преследовались царским правительством. Старообрядцы делятся на ряд течений (поповцы, беспоповцы, беглопоповцы), толков и согласий. Имеет в своем составе 2 церкви: Белокриницкую иерархию, возглавляемую архиепископией Московской и всея Руси (центр - на Рогожском кладбище в Москве), а также Беглопоповскую архиепископию (центр - в г. Новозыбков Брянской обл.).

Стоицизм, направление античной философии. Древня Стоя (III - II вв. до н.э.) - Зенон из Китиона, Клеанф, Хрисипп; Средняя Стоя (II - I вв. до н.э.) - Панеций и Посидоний (стоический платонизм); Поздняя Стоя (I - II вв.), римский стоицизм - Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Стоицизм возродил учение Гераклита об огне-логосе; мир - живой организм, пронизанный творческим первоогнем, пневмой, создающей космическую «симпатию» всех вещей. Все существующее телесно. В этике стоицизм близок киникам, не разделяя их презрительные отношения к культуре. Мудрец должен следовать бесстрастию природы и лбюбить свой «рок». Все люди - граждане космоса как мирового государства.

Субстанция (лат substantia - сущность; то, что лежит в основе) объективная реальность; материя в единстве всех форм ее движения; нечто относительно устойчивое: то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого.

Субстрат (филос.), общая основа всех процессов и явлений.

Сунна, мусульманское священное предание, состоящее из хадисов.

Схоластика, тип религиозной философии, характеризующейся соединением теолого- догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формальнологическим проблемам. Получила наибольшее развитие в Западной Европе в средние века.

Т

Теизм, религиозное мировоззрение, исходящее из понимания Бога как абсолютной личности, пребывающей вне мира, свободно создавшей его и действующей в нем. Признание потусторонности Бога отличает теизм от пантеизма*, признание непрерывной активности Бога - от деизма*. Наиболее характерен для генетически связанных между собой религий - иудаизма, христианства и ислама. Термин впервые употреблен Р. Кедвортом.

Теократия, форма правления, при которой глава государства (обычно монархического) является одновременно его религиозной главой.

Теология (от греч. theos - бог и ...логия) (богословие), совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога. Предполагает концепцию абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении. В строгом смысле о теологии принято говорить применительно к иудаизму*, христианству и исламу.

Толстовцы, участники социально-философского и нравственно-религиозного движения, возникшего в России в 80-е гг. ХК в. на основе учения Л.Н. Толстого. Проповедовали «всеобщую любовь», непротивление злу насилием, религиозное и нравственное самосовершенствование как средство преобразования общества; создавали земледельческие общины, отказывались от уплаты податей и несения военной службы. Преследовались властями

Томизм, учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии и теологии, соединившее христианские догматы с методом Аристотеля. В ХШ в. занял господствующее положение в схоластике, оттеснив августиновский платонизм и противостоя аверроизму.

Традиция, элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

Трансцендентный, в идеалистической философии: выходящий за границы возможного опыта, лежащий за пределами опыта, недоступный познанию.

Троица, один из догматов христианства, согласно которому Бог един по своей сущности, но существует в трех лицах (ипостасях): Бог-Отец, Бог-Сын, Святой Дух. Термин появился в конце II в., учение о Троице развито в III в., вызвало острую дискуссию в христианской церкви, догмат о Троице закреплен на 1-м (325 г.) и 2-м (381 г.) Вселенских соборах.

Уложенные комиссии, временные коллегиальные органы в России в ХVIII. Созывались для кодификации законов, вступивших в силу после Соборного уложения 1649 г. Всего было 7. Крупнейшая (собрание всероссийских сословных представителей) созвана Екатериной II в 1767 - 1769 гг.

Универсум, философский термин, обозначающий «мир как целое».

Утилитаризм (от лат. utilitas - польза, выгода), 1) принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели; 2) основанное И. Бентамом позитивистское направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков; получило распространение в Великобритании в ХК в.

Ф

Факсимильная связь (фототелеграфная связь), электрический способ передачи графической информации - неподвижного изображения текста, таблиц, графиков, фотографий и т.п. Осуществляется при помощи факсимильных аппаратов и каналов электросвязи (в том числе и телефонной).

Фацзя («школа законников») - легистов), философская школа в Древнем Китае. Основные положения сформулировал Шан Ян. Программа фацзя была направлена на укрепление царской власти и создание централизованного деспотического государства.

Феноменология, философское направление, принципы которого в начале ХХ в. сформулировал Э. Гуссерль. Задача феноменологии - обнаружение изначального опыта сознания путем феноменологической редукции (эпохе), состоящей в исключении каких-либо утвеждений о бытии и достижении последнего неразложимого единства сознания - интенциональности (т.е. направленности на предмет). Феноменология явилась одним из истоков экзистенциализма и др. течений современной философии.

Филиокве (лат filioque - и от сына), добавление, сделанное в VII в. католической церковью к христианскому «Символу веры» IV в., в догмате Троицы: об исхождении Святого Духа не только от Бога-отца, но «и от сына». Филиокве не приняла православная церковь, что позднее послужило одним из поводов для разделения церквей.

Х

Хадис, предание о поступках и изречениях Мухаммеда. Совокупность хадисов, признанных достоверными, составляет сунну. Основная часть хадиса возникла в концеVII - начале VIII вв.

Христианство, одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), названа по имени ее основателя Иисуса Христа - богочеловека, сошедшего с неба на землю и принявшего страдания и смерть ради спасения людей, а затем воскресшего и вознесшегося на небо. Христианство возникло в I в. среди евреев Палестины и распространилось на другие страны.

Источник вероучения - Священное писание, Библия, особенно Новый завет.

Ц

Целибат (от лат. caelebs - неженатый), обязательное безбрачие католического духовенства. Оно узаконено папой Григорием VII (Х! в.), практически утвердилось в ХП в. В 1967 г. папа Павел VI подтвердил незыблемость целибата.

Э

Эвдомонизм, этическое направление, считающее счастье, блаженство высшей целью человеческой жизни; один из основных принципов древне-греческой этики, тесно связанный с сократовской идеей внутренней свободы личности, ее независимости от внешнего мира.

Эвтаназия, намеренное ускорение смерти или умерщвление неизлечимого больного с целью прекращения его страданий.

Эгоцентризм, отношение к миру, характеризующееся сосредоточенностью на своем индивидуальном «я».

Эдикт, в Древнем Риме программа деятельности римских магистратов, объявляемая при вступлении в должность. В период принципата и в ряде средне-вековых монархий Западной Европы - вид императорского закона.

Экзистенциализм, или философия существования, направление современной философии, возникшее в начале XX в. в России, после 1-й мировой войны в Германии, в период 2-й мировой войны во Франции, а после войны в других странах. Идейные истоки - учение Кьеркегора, философия жизни, феноменология. Различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Н.А. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А Камю). Центральное понятие - экзистенция (человеческое существование).

Экзистенция, существование. Основные модусы (проявления) человеческого существования - забота, страх, решимость, совесть. Человек прозревает экзистенцию как корень своего существ в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть). Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящее в мир.

Эманация, центральное понятие неоплатонизма, означающее переход от высшей онтологической ступени универсума (Единое) к низшим, менее совершенным. Эманация как убывание бытия противоположна восходящему развитию, совершенствованию.

Эпистолярный, свойственный письмам; написанный в форме писем; состоящий из писем.

Энтелехия, понятие философии у Аристотеля: нематериальная сила (форма), образующая материю.

Эстетика (от греч. aisthеtik6s - чувствующий, чувственный), философская наука, изучающая сферу эстетического как специфические проявления ценностного отношения между человеком и миром и область художественной деятельности людей.

Эсхатология, религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Различается индивид. Эсхатология, то есть учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирная эсхатология, то есть учение о цели космоса и истории и их конце.

Этническая общность (этнос), исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией. Термин «этническая общность» близок понятию «народ», в этнографическом смысле.

Язычество, традиционное обозначение нетеистических религий по их противоположности к теизму. В современной науке чаще употребляют термин «политеизм» («многобожие»).

<< | >>
Источник: Солоницина А.А.. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ЭТИКЕТ. 2005

Еще по теме ГЛОССАРИЙ:

  1. Глоссарий
  2. Глоссарий
  3. Глоссарий
  4. Глоссарий
  5. Глоссарий
  6. Глоссарий
  7. Глоссарий
  8. Глоссарий
  9. Глоссарий
  10. Глоссарий
  11. Глоссарий
  12. Глоссарий
  13. Глоссарий
  14. Глоссарий
  15. Глоссарий
  16. Глоссарий
  17. Глоссарий
  18. Глоссарий