Глава седьмая РАЗДЕЛЕНИЕ СУБСТАНЦИИ: ПРОТИВ ПОРФИРИЯ 88 И ДРУГИХ
(7) Я не привожу примеры других родов и видов, так как это Порфириево подразделение едва ли подлинное, хотя бы в одной из его частей. Ибо даже если я умолчу, что высший род есть «вещь» (которую Ульпиаи 00 пазы- вал «всеобщим именем»), которая подразделяется на «субстанциальную» и «несубстанциальную», то почему может случиться так, что душу, если она должна быть «субстанции нетелесной», я смогу обнаружить относящейся к «субстанции телесной», как если бы я нашел холод в содружестве с теплом и свет, пребывающий вместе с тьмой? (8) «Тело одушевленное», например человек, состоит из телесной и нетелесной субстанции, что теперь относится не к одному виду, но к противоположным. Например, если кто-нибудь отделит черные яйца от белых, то он не должен относить наполовину белые к черным и конечно же не причислять их к белым, но отделять их от тех и других. Ибо если ты захочешь ска- вать, что человек есть «тело», то это слово не относится к человеку, и хуже, чем если бы ты сказал «человек есть душа», потому что душа скорее окажется частью человека.
(9) Это не укрылось от этих, но они полагали, что душа не есть субстанция, вплоть до того, что утверждали, что и деревья и растения имеют душу (о чем пойдет речь немного ниже01), неразумно отделяя, как нетождественные, «одушевленное тело» и «одушевленное существо» (animal). Теперь же ни одно яшвое существо не следует называть «бессмертным»: ни из тех, которые существуют на небе, нп тех ангелов, что есть «живые существа» на подземном престоле, потому что они не есть «тела одушевленные», раз у них нет никакого тела.(10) Следовательно, «субстанцию нетелесную», т. е. «дух», подразделяют на дух «творящий» и «сотворенный», а «сотворенный» — на «ангельский» и «неангельский», «ангельский» (если угодно) — на «небесный» и «адский»; индивиды его: «Михаил», «Гавриил», «Сатан», «Левиафан». «Неангельский» — на тот, который создан по образу божьему, который именуют «человеческим», индивидами которого являются «мой дух» и «твой», и на тот, который не создан по образу божьему, который можно, пожалуй, подразделить на виды, его индивиды: «дух этой твари» и «той». (11) «Субстанция телесная», т. е. «тело», подразделяется на «живое» и «неживое»; «тело живое» скорее всего и само может быть подразделено на виды (индивиды его: «этот лавр», «эта олива»); «тело неживое» — на «золотое» и «пе золотое» п, пожалуй, также и дальше (индивиды его: «этот золотой», «этот серебряный перстень»), (12) «Одушевленное живое существо» мы отнесем в средний род, подобно тому как я сказал о черных яйцах и белых, а не к «духу» или «душе» и не к «телу», даже если оно состоит из того и другого. Следовательно, его само мы подразделим в себе на «человеческое» и «нечеловеческое». Христа я исключаю из существа одушевленного живого, он есть не только человек, но еще и бог. Индивиды «человеческие», как я теперь положил: «Сократ», «Платон», «нечеловеческие», т. е. «твари», если угодно, как я это показал, можно подразделить на многие виды. Следовательно, так как первая категория есть «субстанция» и ее подразделяют на «дух», или «душу», и на «тело», то мы увидим, как Аристотель понимает и то и другое 02.