<<
>>

Астрология - дочь мифологии

"Астрология - способ дурачить легковерных и слабоумных людей в целях корысти и наживы "

Автор

Основные понятия - Критика астрологии античными мыслителями - Обезличенность сил природы и космоса

Основные понятия

Астрология (от греч.

astron звезда + logos слово, понятие, учение = ложное учение о звездах, основанное на слиянии архаичной астрономии с мифологией; один из видов лженауки) - учение, с помощью которого по расположению небесных светил, главным образом планет, якобы возможно предсказывать будущее отдельных людей, целых народов и стран, а также исход предпринимаемых человеком действий. Различают универсальную (предсказания для стран в целом),

индивидуальную (предсказания судьбы конкретного человека по его дате рождения), катархальную (от греч. katarchein начинать; предсказание благоприятного момента для начала политического или частного дела) и другие виды астрологии [1

4] .

Астрология возникла в древности в Южной Месопотамии (Шумере, Халдее) при астрономических наблюдениях Солнца, Луны, планет, звездного неба и тесно связана с астральной мифологией и культами астральных божеств. Профессиональным названием астрологов в античные времена стал этнический термин “халдей" (в 626-538 гг. до н.э. в Вавилоне правила Халдейская династия, основавшая Нововавилонское царство, и западные народы часто называли вавилонян халдеями). Одни исследователи полагают, что астрология породила астрономию подобно тому как мифология породила науку, т.е. “астрономия является дочерью астрологии"", а потому должна уважительно относиться к своей “матери" (ошибочность такого взгляда

заключается в том, что наука возникла не благодаря, а вопреки мифологии - из ежедневной трудовой практики человека, направленной на самосохранение и самообеспечение своей жизни). Так, например, одна из древнейших астрономий - вавилонская - рассматривается в [3] как вспомогательная дисциплина астральной религии, изучавшая движения небесных тел, представляя их “жизнью бога солнца, бога луны” и т.д..

Другие же ученые считают как раз наоборот: вначале были астрономические наблюдения в практических целях (например, для навигации на море, в пустынях и степях, для составления календаря, для определения времен года и дат наступления важнейших природных явлений - солнечных и лунных затмений, дней равноденствия, периодических разливов великих “священных” рек, определявших жизнь целых народов: Нила в Египте, Тигра и Ефрата в Месопотамии, Инда в Индии, Хуанхэ и Янцзы в Китае, и т.д.), а затем уже их мифологическая интерпретация, т.е. астрономия породила астрологию, причем ”астрология является глупой дочерью умной матери астрономии”.

В конечном итоге не столь важно, кто кого породил, но важно то, что еще в древности астрономия отделилась от астрологии, и главная заслуга в этом принадлежит греческой астрономии. В противоположность религиозной, или феноменологической, астрономии вавилонян, греческая астрономия выдвинула на первый план идею естественного происхождения и движения небесных тел, философский тезис о различии явления и сущности в процессе познания небесных явлений, а также сделала первые шаги в описании движения небесных тел с помощью геометрических моделей и измерений. Астрология своими корнями нисходит в мифологию, основывается на обожествлении первобытными народами небесных светил, наделении их сверхъестественными свойствами и силами, которые якобы способны влиять на земную жизнь (еще в древнем Шумере, в 3 тыс. до н.э. начали связывать богов с отдельными звездами и созвездиями, причем в шумерском письме клинописная пиктограмма звезды стала служить одновременно обозначением понятий “небо” и “бог” - шум. “Ан ” [5]). Недаром в мифологии всех народов большое место занимают

теокосмогонические, астральные, солярные и лунные мифы, а также соответствующие им астральные божества и их культы.

Астрология приписывает тем или иным небесным светилам (а ее объектами являются Солнце, Луна, пять планет, кометы и зодиакальные созвездия), как божествам, по аналогии с людьми, характерные нравственно-этические свойства, которые якобы определяют их отношения друг к другу и к людям.

Так, например, Венера признается источником любви, счастья, милости богов (в 295 г. до н.э. в Риме был даже учрежден ее государственный культ [3]), Марс - источником войн и несчастий, а Юпитер - предвестником добра и победы. “Волю” светил и их влияние на события земной жизни, согласно астрологии, можно предсказать на основе их видимого движения и взаимного расположения на небесной сфере в определенные моменты времени. На протяжении многих столетий астрология, развивая архаичные мифологические представления (например, еще в начале 3-го тыс. до н.э. древневавилонская медицина фантастическим образом связывала заболевания мозга и крови человека с влиянием богов, демонов и созвездий [6]), выработала свои эмпирические правила, имеющие вид догм и домыслов, не соответствующих научным данным. Индивидуальная астрология делает предсказания обычно в рамках составления личных гороскопов (от греч. horoskopos наблюдающий время) - условных чертежей расположения светил в момент рождения (или зачатия) человека [2].

<< | >>
Источник: Гуртовцев А.Л.. Думать или верить? Ода человеческой ослиности. Философия реального мира, или новые философские очерки о многовековых общечеловеческих заблуждениях, глупостях и преступлениях против разума и жизни. Минск 2015. 2015

Еще по теме Астрология - дочь мифологии: