<<
>>

20. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII в.

В Европе философия XVIII в. продолжает и развивает идеи XVII в. В этот период происходит дальнейшая разработка философской мыслью достижений науки и общественной практики.
Философские сочинения пишутся и издаются на языке народа, который знакомится с сочинениями мыслителя.
Основные мысли философии XVIII в.:
— исходный пункт философствования — человек разумный;
— законы природы и разума не отличаются, потому что законы природы переходят в законы разума;
— философия в первую очередь — это искусство жить в соответствии с законами разума;
— философия — основание всех наук;
— понятие теории познания определяется как теоретико-познавательный сенсуализм;
— главная причина неудач человека — в недостатке морального сознания;
— человек не свободен в своих действиях, потому что он включен в систему необходимых связей;
— религия и мораль не совместимы, совместимы только атеизм и мораль.
Онтологические проблемы рассматриваются философами XVIII в.:
— в материалистическом аспекте;
— в атеистическом аспекте.
В философии XVIII в. большое развитие получает материализм во взглядах на объяснение явлений природы. Выдающееся историческое значение имеет французский материализм, потому что он:
— выступал против средневековой схоластики и всех тех учреждений, которые несли на себе печать антигуманизма Средневековья;
— обосновывал свое миропонимание и человеческие интересы.
Самым ярким выразителем философских взглядов французского материализма был Поль Генрих Дитрих Гольбах (1723–1789). Он написал поучительные атеистические памфлеты: «Система природы», «Разоблаченное христианство», «Религия и здравый смысл», «Карманный богословский словарь» и др. Его произведение «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного», появившееся в печати в 1770 г., содержало изложение важнейших онтологических проблем: материи; природы; движения; пространства; времени; причинности; случайности; необходимости и др.
Дени Дидро (1713–1784) дает свое понимание важнейших онтологических проблем в работах: «Философские принципы материи и движения», «Мысли об объяснении природы», «Письмо о слепых в назидание зрячим», «Сон Д'Аламбера». Дидро ввел диалектику в рассмотрение проблем бытия. По мнению Дидро, чувствует вся материя (это точка зрения гилозоизма), но различают:
— «чувствительность инертную»;
— «чувствительность деятельную». Французский материализм попытался преодолеть разрыв между природой (растительным, животным миром) и человеком.
Проблемы гносеологии наряду с онтологическими являются важнейшими в философии XVIII в. Источником знаний философы XVII в. называют внешний и внутренний мир человека.
Материалисты видели роль как чувственного, так и рационального моментов в познании: разум не может отрываться от чувств, но он и не должен чрезмерно доверять им.
Методами познания являются:
— наблюдение;
— эксперимент.
Переход от мышления чувственного к абстрактному, по мнению философов-материалистов, происходит как непрерывный процесс: вслед за желанием, памятью возникает сравнение и суждение.
<< | >>
Источник: Жаворонкова А.С.. Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты. 2009

Еще по теме 20. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII в.:

  1. 20. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII в.
  2. Глава VЕвропейская философия XVIII в.
  3. 1. Просветительский характер философии XVIII в.
  4. 3. Проблема человека и общества в философии Просвещения
  5. Философия Просвещения
  6. И.З. Шишков ФОРМИРОВАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ И ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  7. Кораблева Т.Ф. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ XYIII ВЕКА
  8. Античная философия
  9. Тема 2.  Проблемы  истории  философии (5 часов)
  10. Проблема судеб европейской культуры. Понятие «жизненного мира»
  11. Список имен I. Западноевропейская философия
  12. Глава V Европейская философия XVIII в
  13. 1. Просветительский характер философии XVIII в.
  14. 3. Национальные особенности философии. Русская философия XIX - XX вв.: ее смысл, основные направления и этапы развития