<<
>>

Философия механистической картины мира

 
Научной философией Ньютона являлась экспериментальная философия. В ее основу были положены следующие правила философствования:
1. Не должно приписывать природных причин сверх тех, которые истинны и достаточны для объяснения явлений.


Современная научная картина мира
      1. Следует, насколько возможно, приписывать одним и тем же следствиям одни и те же причины.
      2. Основой научных доказательств является эксперимент, причем непосредственный, а не мысленный, как это предлагал Декарт.

Принципы построения «Начал», где изложена механистическая картина мира, Ньютон заимствовал у Евклида: сначала формулируются аксиомы, или законы, затем из них выводятся следствия, которые можно проверить на опыте. Декарт развивал гипотетическую физику, в основе которой лежали умозрительные предположения, не следующие непосредственно из опыта. Физика принципов Ньютона основана на введении аксиом, которые могутнє иметь логического обоснования, но истинность которых доказывается опытом.
Символом метафизики Ньютона является сформулированный им основной закон динамики:
I              F = та,              (8)
где F — сила, действующая на тело с массой m, а — ускорение, которое она сообщает этому телу. В этой формуле введены три метафизические категории: во-пер- вых, масса как мера инертности тел, во-вторых, сила — фактор, который изменяет состояние покоя или равномерного и прямолинейного движения, и ускорение — характеристика свойств пространства и времени.
Эти свойства, согласно Ньютону, парадоксальны: речь идет об абсолютно пустом пространстве и абсолютном времени. Оба метафизических понятия всегда вызывали большие споры. Сам Ньютон вкладывал в них теологический смысл. «Бог, — писал он, — это бестелесное существо, живое, разумное, всемогущее, которое в бесконечном пространстве, как бы в своем чувствилище, видит все вещи вблизи, прозревает их насквозь и понимает их благодаря непосредственной близости к ним». Ко времени Лапласа эти теологические рассуждения Ньютона были прочно позабыты.
Введенная Ньютоном в законе всемирного тяготения сила гравитации также явилась метафизической категорией: речь шла о мгновенном взаимодействии тел, передаваемом на любые расстояния, причем без

каких-либо посредников. Это был загадочный принцип дальнодействия. Декарт пытался снять проблему, заполнив пространство эфирными вихрями. Ньютон опроверг эту гипотезу как необоснованную: «Причину свойств силы тяготения я до сих пор не смог вывести из явлений. Гипотез же я не измышляю».
Позднее стало ясно, что для гравитации и других сил можно ввести понятие потенциала, определенного в каждой точке пространства. А это уже понятие поля, которое и можно рассматривать в качестве переносчика взаимодействия. Ключевыми метафизическими категориями в механистической картине мироздания были понятия массы и инерции. Загадкой, не имевшей никакого объяснения, оставалось равенство гравитационной и инертной масс, которое с высокой точностью было доказано в конце XVIII в. в опытах Г. Кавендиша. Что касается инерции, то Ньютон мог дать о ее природе всего лишь тавтологический комментарий: «Врожденная сила материи есть присущая ей способность сопротивления, по которой всякое отдельно взятое тело, поскольку оно предоставлено самому себе, удерживает свое состояние покоя или равномерного и прямолинейного движения».

В этих достаточно неясных рассуждениях скрывалась еще одна метафизическая тонкость: по существу речь шла о состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения относительно абсолютного пространства, причем в абсолютном времени. Существовал только один способ определить систему координат, связанную с абсолютным пространством, — связать ее со сферой неподвижных звезд. Во времена Ньютона это могло казаться приемлемым, но для нас лишено смысла. Пространство и время в классической картине мира — абсолютно самодостаточные категории, существующие безотносительно чего-либо и никак не зависящие от присутствия в них материи.
Абсолютно пустое пространство механистической картины мира обладает свойствами однородности и изотропности, откуда следуют законы симметрии: изменение координат или их поворот не влияют на законы механики. В 1918 г. Э. Нетер показала, что отсюда следуют механические законы сохранения импульса mv и момента импульса mv2. Что касается закона сохранения кине-

тической энергии mv2/2, то он является следствием равномерности хода часов абсолютного времени.
Попытку объяснить свойство инерции предпринял Э. Мах, связав его с влиянием далеких звезд. Но это было объяснение ad hoc: речь шла о мгновенном воздействии на межзвездных расстояниях.
При всей своей загадочности инерция имела совершенно ясную количественную меру— массу. Со времен Ньютона ее принято рассматривать как основную характеристику материи. Напомним, что, согласно Аристотелю, материя не поддается количественному описанию, т. к. представляет собой изменчивую и текучую субстанцию, а по Декарту материя — это протяженный континуум, заполняющий все пространство и доступный математическому описанию. Существовала и еще одна точка зрения на сущность материи, которую отстаивал противник Декарта и сторонник материалистического сенсуализма П. Гассенди: материя состоит из атомов, обладающих свойствами неделимости, неизменности, тяжести и разделенных бестелесной пустотой. Близкую позицию занимал и Хр. Гюйгенс, который утверждал, что материя, состоящая из атомов, и пространство разделены, а действия на расстоянии быть не может.
Физическая модель мироздания, построенная в рамках механистического мировоззрения, явилась плодом свободного творения человеческого разума. Это была превосходная материалистическая модель, позволяющая решать большое количество практических задач, включая освоение космического пространства, и в наше время.
<< | >>
Источник: С.А. Лебедев. Основы философии науки / под ред. проф. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект,2005.— 544 c.. 2005

Еще по теме Философия механистической картины мира:

  1. Философия как методология
  2.   ЗАЩИТА И ПРОПАГАНДА АТОМИСТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА ЭПИКУРА  
  3.   § 31. Эволюция представлений о сознании 
  4.   2.1.2. Онтологические проблемы физики  
  5.   2.7. Философские проблемы медицины 2.7.1. Философия медицины и медицина как наука  
  6. СОВРЕМЕННАЯ НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА
  7. Механическая картина мира
  8. Философия механистической картины мира
  9. ФИЛОСОФИЯ И РАЗВИТИЕ НАУКИ
  10. И.З. Шишков ФОРМИРОВАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ И ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  11. Кораблева Т.Ф. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ XYIII ВЕКА
  12. § 1. Наука, философия, религия
  13. Философия как методология
  14. Биофилософия - в чем ее суть?
  15. 4. Философия и развитие науки
  16. Механистическая картина мира и связь души и тела
  17. III.4.3. Вторая научная революция. Создание классической механики и экспериментального естествознания. Механистическая картина мира