<<
>>

Революция в ценностях.

Со дня своего формирования концепция устойчивого развития постоянно находится «между молотом и наковальней». С одной стороны ее критикуют экономисты за использование понятия «пределов роста», с другой стороны - экологи за признание необходимости экономического роста.
Действительно, в концептуальном содержании устойчивого развития есть некоторая неопределенность, связанная с недостаточным прояснением аксиологических предпосылок, определяющих саму постановку проблемы устойчивого развития. На наш взгляд, недостаток концепции устойчивого развития (в том виде, в каком она представлена в официальных политических документах ООН) состоит в том, что в ней проблема устойчивого развития понимается как техническая проблема, то есть как проблема выбора соответствующих средств для реализации данных целей (270. Р.247-265). И в «Brundtland Report» и в «Повестке дня на XXI век» предлагается рассматривать устойчивое развитие как

такой способ сочетания экономического роста и экологического здоровья, при котором, с одной стороны, сохраняется долгосрочный потенциал для удовлетворения потребностей людей (настоящего и будущих поколений), с другой стороны - признаются экологические ограничения. На наш взгляд, требование устойчивого развития значит гораздо больше, чем просто стремление найти компромисс между устойчивостью экосистем и экономическим ростом: это революция в человеческих ценностях и общественных целях. Главным содержанием этой революции является смена потребительских приоритетов на духовно-экологические ценности.

Господствующая ныне система ценностей оправдывает развертывание непрерывной спирали роста потребления: считается, что ограничение потребления может негативно повлиять на экономический рост. В связи с этим следует заметить, что экономический материализм (как философия капиталистического рынка) руководствуется упрощенным представлением о человеке как «хомо экономикус», который всегда и во всем преследует материальный интерес и собственную выгоду, стремится к максимизации прибыли.

Ущербность этой рыночной идеологии состоит в том, что она как бы узаконивает алчность, жадность - самые низменные животные инстинкты человека. Именно человеческая алчность лежит в фундаменте рыночного капитализма. Устойчивое развитие требует ограничения рынка. Рыночная система предполагает, что все издержки и выгоды отражаются в денежных ценах. Но это заведомо ложное предположение; расчет некоторых издержек и выгод, связанных с экономическим ростом, должен производиться вне рынка. «Распределительная справедливость, экологическое равновесие и ограничение роста - слишком важные вещи, - пишет Г. Дейли, - чтобы оставлять их на волю рынка, который просто неспособен дать сознательный расчет таких издержек, поскольку обычно они не очевидны, отсрочены и падают в основном не на тех, кто принимает решения» (Цит. по: 20. С.37). В противоположность этой утилитарно-монетаристской идеологии рыночного капитализма, философия устойчивого развития делает упор на социальной справедливости и

гуманистической солидарности. По сути дела, мы имеем дело с двумя контрадикторными ценностными парадигмами - ныне еще господствующей и новой, фактически только зарождающейся. Схематичное представление о них дает таблица 1, которая составлена американским ученым Лестером Милбрасом (229).

Таблица 1.

Две ценностные парадигмы Новая Господствующая 1. Самоценность природы

а) благоговение перед природой

б) взаимосвязь человека и природы

в) защита окружающей среды важнее экономического роста 1. Утилитарное отношение к природе

а) использование природы как фактора производства

б) господство человека над природой

в) экономический рост важнее защиты окружающей среды 2. Стремление избежать риска

а) наука и технология не всегда благо

б) отказ от дальнейшего развития ядерной энергетики

в)государственное регулирование в целях защиты природы и человека 2. Приемлемость риска ради максимизации богатства

а) абсолютизация науки и технологии как высшего блага

б) форсирование ядерной энергетики

в) дерегулирование, рынок, индивидуальная ответственность за риск 3.

Пределы роста

а) ограниченность ресурсов

б) демографическая угроза

в) сбережение ресурсов 3. Отрицание пределов роста

а) ресурсы практически неограниченны

б) проблема роста населения разрешится сама собой

в) упор на производство и потребление 4. Новое общество

а) открытость и участие

б) упор на общественные блага

в) сотрудничество

г) более простой стиль жизни

д) удовлетворение работой 4. Да - существующему обществу

а) иерархия и эффективность

б) упор на рынок

в) конкуренция

г) погоня за новыми благами

д) работа - средство удовлетворения экономических потребностей

5. Новая политика

а) консультации и участие

б) предвидение и планирование

в) демократия прямых действий

г) новая партийная структура - вдоль экологической оси

5. Старая политика

а) все решают эксперты

б) рыночный контроль

в) против прямых действий - использование обычной практики

г) лево-правая партийная структура - спор о собственности на средства производства

Среди политиков и экономистов распространено мнение о том, что основная идея устойчивого развития есть требование охраны природы. С этим никак нельзя согласиться. Опыт западных стран показывает, что борьбы с загрязнением природы совершенно недостаточно для выживания человечества. Она лишь отодвигает во времени и пространстве последствия «грязных» производств. Загрязнение природы - это следствие природопотребительской стратегии человечества. Причина - не в дымящих трубах, а в самой природе человека, в потребительской ориентации его ценностей. Следовательно, нет и не может существовать чисто технических средств решения этой проблемы. Сам технический прогресс должен разумно регулироваться в соответствии с требованиями коэволюции общества и природы, то есть в целях их взаимной адаптации, их совместного согласованного развития. Такая позиция не имеет ничего общего с призывом вернуться «назад к природе»; это означает лишь, что более важной задачей, чем создание и внедрение новых технологий, является изменение сознания человека, его системы ценностей, его отношения к природе.

Сущность современной «проблематики устойчивости» состоит в том, что порожденный индустриальной революцией образ жизни удобен с точки зрения материального комфорта, но он не соответствует глобальной шкале ценностей.

Абсолютно ясно, что давление на окружающую среду шести миллиардов человек, живущих по стандартам потребительского образа жизни, будет столь мощным, что ни одна экосистема на Земле его не выдержит. Система ценностей устойчивого развития поощряет ограничение свободы потребления с учетом

экологических требований. Одновременно утверждается идея о необходимости удовлетворения основных потребностей большей части населения планеты (за счет ограничения удовлетворения капризных желаний богатого меньшинства). Богатым людям и странам предлагается изменить свой неустойчивый стиль жизни, переориентировать экономику на качество жизни (благодаря ограничению круга потребительских желаний). Признается экологическая несостоятельность и тщетность попыток удовлетворить все желания человека. Здесь предлагается распространить понятие устойчивости на качество жизни, потребление и производство.

Под устойчивым производством имеется в виду переход к производственным процессам, основанным преимущественно на использовании возобновляемых и экологически безопасных источников энергии (солнечной, ветровой), эффективных способов ресурсосбережения, безотходных технологий, рециклировании отходов и т.п. Это новые требования, предъявляемые к промышленной продукции: меньшая материалоемкость и энергоемкость, большая экологическая безопасность, надежность в эксплуатации, возможность более длительного использования, восстановительного ремонта, безопасной утилизации. Это экономика, ориентированная не на количественные показатели, а на качество жизни.

Смысл устойчивого потребления раскрывается в противопоставлении феномену сверхпотребления.

Потребительское общество ориентирует на максимизацию потребления, на стремление «иметь больше». В основе устойчивого потребления лежит принцип «достаточности». Рационализация потребления в соответствии с критерием «достаточности» предполагает соответствующие изменения в ценностной ориентации, в стиле жизни. Требование смены способов потребления адресуется в первую очередь промышленно развитым, богатым странам.

Под устойчивым качеством жизни в данном случае понимаются такие жизненные блага, которые а) покрывают минимальные базовые потребности, б) превосходят их в той мере, в какой это улучшает качество жизни (избыточное количество не будет устойчивым и в конечном счете вызовет ухудшение, в) включают такие

элементы, как здоровый образ жизни, возможность трудоустройства, доступность образования и медицинских услуг, благоприятная окружающая среда, личная безопасность, участие в общественных делах, самореализация личности (20. С.32-33). Речь идет о новых концепциях процветания, которые позволили бы обеспечить более высокий стандарт качества жизни путем изменения образа жизни, о новых моделях экономического роста, которые зависели бы в меньшей степени от ограниченных ресурсов Земли, и лучше соответствовали бы ее возможностям жизнеобеспечения. Концепция устойчивого развития выдвигает на первое место качество жизни. Для качественной жизни прежде всего требуется гарантированное удовлетворение базисных потребностей. Как показывает практика, после удовлетворения этих потребностей качество жизни все меньше зависит от материального стандарта уровня жизни - все больше от духовных факторов. Соответственно, потребительские ценности отходят на задний план по сравнению с потребностью в духовном творчестве.

Устойчивое человеческое развитие возможно только при условии формирования разумных потребностей человека. Разумна такая система потребностей, где материальные и духовные потребности сбалансированы в соответствии с экологическим императивом. Оптимизация потребностей человека предполагает «перенацеливание» вектора общественного развития на развертывание сущностных сил человека, его творческого потенциала. Именно с развитием способностей человека связано духовное возвышение его потребностей. Только неразвитый человек одержим страстью материального обогащения («комплекс неполноценности»).

Одной из причин экологического кризиса является максимизация вещного потребления людей, рост удовлетворяемых материальных потребностей.

В отличие от естественных потребностей (потребностей в качественной пище, чистом воздухе или воде и т.д.) потребности человека в вещах (товарах) потенциально безграничны. В своем стремлении удовлетворить эти потребности, общество столкнулось с жесткими экологическими ограничениями. Ведь источником материального богатства является природа и только природа.

Мы же ведем расточительный образ жизни и живем потреблением капитала естественных ресурсов. Гуманистическая стратегия устойчивого развития основана на признании необходимости полного удовлетворения естественных потребностей всех людей и ограничения статусно- престижного потребления. Однобокий гипертрофированный интерес к материальным ценностям делает их «одномерными существами», неспособными адекватно ответить на «вызов» окружающей среды, осмыслить разнообразие жизненных возможностей. Основной вопрос устойчивого развития - как возродить духовную ценность природы, как утвердить разумный образ жизни людей. Реализация этой задачи невозможно без духовного возвышения человеческих потребностей.

Вершиной пирамиды человеческих потребностей является потребность в духовном возвышении, - прежде всего потребность в свободном творчестве. Устойчивое развитие есть переход из фазы потребления в фазу самоотдачи, переход от потребительского общества, где человек является рабом вещей, к духовному обществу, основанному на свободном самоограничении людей. Предполагается, что по мере духовного возвышения потребностей людей, будет снижаться энергоемкость человеческой жизнедеятельности и, в конечном счете, энтропия окружающей среды.

Решающее значение для возвышения потребностей человека имеет вопрос об институционализации единой для всех современных сообществ системы ценностей. Нам представляется, что в понимании ценностного образца устойчивых сообществ фундаментальную роль играет эйдос гармонии. В соответствии с этим эйдосом ценностные ориентиры устойчивого развития можно охарактеризовать следующим образом: а) гармония человека с природой, для чего человечество должно остановить свою экспансию в природу; б) гармония человека с обществом, для чего индивид должен уравновешивать свои эгоистические притязания с интересами коллектива, социума, государства; в) гармония человека с самим собой, что предполагает обретение смысла жизни и счастья. Основным условием гармонизации общества является социальная справедливость: соразмерность и согласованность,

равновеликость и мера, равное участие и солидарность. Следует особо подчеркнуть, что реализация стратегии устойчивого развития требует отказа от тех социальных институтов, которые поощряют и поддерживают несправедливое распределение ресурсов. Общество должно предоставить всем людям - сейчас и в будущем - равные возможности для использования своего потенциала и расширения своих способностей, чтобы применить их в полной мере и наилучшим образом в политической, экономической, социальной, экологической и культурной сферах жизни.

Смысл устойчивого развития информационного общества заключается в том, чтобы все люди, как этого, так и будущих поколений - имели бы равные возможности для самосовершенствования, получили бы равный доступ к благам и ресурсам. В этом отношении нынешние модели развития, увековечивающие и усиливающие неравенство и раскол в обществе - особенно «разрыв в знаниях» - не являются ни поддерживающими, ни устойчивыми. Нам еще предстоит борьба за устойчивое человеческое развитие - здесь и по всему миру. Это развитие, которое не только способствует экономическому преуспеванию, но справедливому распределению прибыли; оно восстанавливает, а не разрушает окружающую среду; оно дает людям надежду и силу, а не оттесняет их; оно расширяет их выбор и предоставляет возможность людям участвовать в принятии решений, влияющих на их жизнь. Оно означает не только улучшение окружающей среды, но и увеличение занятости, рост равенства людей и их полномочий, рост их ответственности и солидарности.

Гуманистическая концепция устойчивого развития указывает на непосредственную связь между социальной солидарностью и экономическим развитием. Подразумевается, что экономический рост имеет смысл и оправдание только при том условии, если он способствует достижению социальной справедливости, удовлетворению жизненных потребностей всех слоев населения. Устойчивое развитие рассматривается экспертами ООН как реализация принципа социальной солидарности; в экономическом отношении - оно позволяет перейти к цивилизованному (этически ориентированному)

рынку и создавать рабочие места; в социальном плане - оно позволяет добиться справедливости в распределении богатства и снизить напряженность, возникающую из-за распределения ресурсов; в политическом - предоставляет каждому человеку право выбора в решении своего собственного будущего (268. Р.2). Цель устойчивого развития состоит в обеспечении высокого качества жизни людей путем сбалансированного, научно обоснованного, комплексного решения экологических, социальных и экономических проблем региона, страны и человечества. Никогда раньше в истории человечества не ставилось такой задачи; экономика всегда развивалась за счет эксплуатации природных и человеческих ресурсов. Известно, например, что каждой единице прироста материального производства соответствует снижающийся процент прироста общественного благосостояния. Сейчас в мире производится за один день столько же товаров и услуг, сколько было произведено за весь 1900 год. В то же время сегодня 4,3 млрд. человек живут на 1-2 доллара в день. Катастрофически быстро растет разрыв в доходах между богатыми и бедными людьми (и странами). Перефразируя Сервантеса, можно сказать, что сегодня в мире существуют два рода людей, несовместимых друг с другом, - богатые и бедные.

Перед падением Римской Империи говорили: «Роскошь хуже, чем война». Роскошь одного человека рождает нищету миллионов людей, а массовая нищета порождает демографический кризис и экологическую катастрофу - в этом мире все взаимосвязано. Поэтому главной задачей устойчивого развития на современном этапе становится поддержка бедных и ограничения сверхпотребления богатых. На Саммите тысячелетия в Нью-Йорке и Всемирном Саммите в Йоханнесбурге (2002г.) мировые лидеры пришли к согласию относительно необходимости сокращения уровня нищеты в мире к 2015 г. в два раза (посредством устранения трудноизлечимых причин). Бедные люди в бедных странах не просят подачек - они просят поддержки и требуют справедливости. Никакое общество на свете не сможет долго просуществовать, если законы имеют тенденцию создавать быстрое накопление богатства в немногих руках, оставляя

большую часть населения в нищете - таков закон справедливости.

Большим препятствием на пути к устойчивому развитию является также рыночный фундаментализм. «Горькая правда состоит в том, - пишет Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, - что рынки вознаграждают успех и стремятся наказать бедных лишь за то, что они бедные» (268. Р.2). На Международной конференции ООН по финансированию развития (Монтеррей, Мексика), на Всемирном Саммите по устойчивому развитию (Йоханнесбург 2002г.) лидеры Севера и Юга рассмотрели пути преодоления этого дефекта рыночного механизма, обсудили вопрос о том, каким образом привлечь частные инвестиции для борьбы с нищетой и для перехода к устойчивому развитию в бедных странах: речь шла о необходимости разумного сочетания экономических стимулов, политических установок и этических обязательств. Проблема бедности стала главной темой дискурса на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002г.). И это вполне справедливо: как мы можем требовать сохранения природы от людей, чья жизнь висит на волоске? Окружающая среда не может быть улучшена в условиях бедности и недопотребления, а бедность не может быть ликвидирована без развития экономики. Необходимо согласовать проблемы охраны окружающей среды с социальными приоритетами и целями, с повышением уровня и качества жизни населения. Необходим новый подход к проблеме устойчивого развития, который мы с возрождением духовности и справедливости в общественных отношениях.

Постановка проблемы устойчивого развития неразрывно связана с обострением социального вопроса, в основе которого лежит обогащение меньшинства за счет большинства. Философский образ мыслей не может останавливаться на констатации такого положения вещей, но должен проникнуть вглубь знаний того, чем вызвано к жизни само это положение вещей, какие ценности и ориентации лежат в основе. С точки зрения философии, социальное расслоение стало возможным, в частности, потому, что все общественные отношения построены на личном своекорыстии людей. В человеке - все начала и все

концы, - говорили древние мудрецы. Буддизм учит, что все социальные бедствия есть исключительно следствие человеческого эгоизма. Л. Толстой видел причину человеческих страданий в бездуховности. Рудольф Штайнер требовал перестройки человеческой души. «Условия, в которых мы живем, созданы самими людьми, - писал он, - и мы никогда не создадим лучших, если не будем исходить из других мыслей, воззрений и ощущений, чем какие были у людей, создавших эти условия... Человечество подошло к кризису, необходимо помочь ему, вернуть ему здоровье и равновесие, а здоровье может вернуться только через духовность» (171. С.162,195).

Р. Оуэн в 1824 году задумал создать в Северной Америке маленькое образцовое государство. Здесь рабочим были созданы наилучшие материальные условия жизни. После долгих усилий Оуэн был вынужден признать, что осуществление подобных идей всегда будет терпеть неудачу, если сначала не будут преобразованы нравы людей, и что скорее следует действовать на человечество теоретическим путем, чем путем практики. Действительно, хорошие социальные учреждения могут вообще существовать лишь при условии, что участвующие в них люди, абсолютно свободно, то есть по своей внутренней природе склонны сохранять их, если они нравственно подготовлены к ним. Возможно, не каждый согласится с таким выводом, но вот что не вызывает сомнения: общественного счастья тем больше, чем меньше индивидуального эгоизма, чем возвышеннее потребности людей, чем больше духовности в обществе. Следовательно, мы обязаны вносить духовное начало в жизнь общества; мы должны понимать, что необходимо сначала пробудить в себе духовную жизнь, прежде чем совершенствовать социальные технологии. Человек не может поклоняться чему-то большему, чем он сам в себе чувствует и переживает. Для одного высшая ценность - вещи, для другого - деньги, для третьего - техника и т.д. Каждый видит образ высшего блага таким, каков он сам. «Подобен духу ты, какого постигаешь», - говорил великий Гете. Но в каждом человеке дремлет «высшее я», которое может быть пробуждено; но и оно может быть освобождено из своей дремоты только усилием духа, в процессе непрерывной нравственной работы.

<< | >>
Источник: Мантатова Л.В.. Стратегия развития: Ценности новой цивилизации. - Улан-Удэ: издательство ВСГТУ,2004. - 242 с.. 2004

Еще по теме Революция в ценностях.:

  1. Глава 1 Четвертая революция
  2. Общество высоких технологий и ценностей.
  3. Революция в ценностях.
  4. РОССИЯ И ЗАПАД: МИР ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ИЛИ ПЛАНЕТАРНОЙ РАЗОБЩЕННОСТИ?
  5. 4.3. Идеи консервативной революции в западноевропейской философии
  6. 3.2. Николай Бердяев: техническая контрреволюция
  7. “Сраффианская революция”
  8. Многообразие и виды ценностей
  9. Онтологический смысл революции и насилия. Попытки восстановления христианского гуманизма
  10. 18.7. Рост научного знания. Научный прогресс, научные революции
  11. ЦЕННОСТЬ ЧАСТНОГО ПРАВА 1
  12. ГЛАВА II. Церцовь в период Февральсцой революции до собора 15 августа І9І7 года.
  13. Последствия культурной революции 1968 г. и возвращение консерватизма
  14. КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ
  15. 5. Научные революции и смена типов рациональности
  16. § 3. Причины социальной революции
  17. Глобальные научные революции: от классической к постнеклассической науке