<<
>>

§ 3. Возникновение человеческого сознания. Сознание и язык

Какие факты вы можете привести в подтверждение положения о том, что сознание не является продуктом только биологического развития человека, а является социально-историческим продуктом?
  • Является ли способность изготовлять орудия труда и применять их в процессе производства главной причиной возникновения мышления и сознания у человека?
  • Почему именно труд привел к возникновению сознания? Почему «труд» муравьев, бобров не привел к развитию у них сознания? Разберите в связи с этим несколько вариантов возможных разумных существ, встречающихся в фантастической литературе, например, дельфины (Мерль), муравьи (Обручев), обезьяны (Буль), лошади (Свифт).
  • Как вы понимаете известное положение К. Маркса о том, что язык есть непосредственная действительность мысли? Какие положения, которые приводятся ниже, идентичны, тождественны этому высказыванию К. Маркса?
    1. Мысль не существует вне языковой оболочки.
    2. Язык — это только внешняя материальная форма мысли.
    3. Мысль доступна познанию и пониманию только будучи облеченной в языковую форму.
    4. Язык и мышление взаимосвязаны.
  • Обладает ли только что родившийся ребенок сознанием?
  • В каком отношении находятся понятия «речь» и «язык»?
  • Как мыслят слепоглухонемые?
  • К числу элементов структуры знака относятся: знаковая форма — материал знака; денотат — объект, который замещается знаком; значение знака.

  • Какие из этих элементов имеют материальную природу, а какие — идеальную?
    1. Проанализируйте описание А. Эйнштейном процесса своего мышления с точки зрения связи языка и мышления. Опровергается ли здесь тезис о невозможности мышления без языка?

    «Слова, как они пишутся или произносятся, по-видимому, не играют какой-либо роли в моем механизме мышления... У меня вышеупомянутые элементы мышления — зрительного и некоторого мышечного типа. Слова и другие символы я старательно ищу и нахожу на второй ступени, коща описанная игра ассоциаций уже установилась и может быть по желанию воспроизведена...» (Цит. по: К у з н е ц о в И. В. А. Эйнштейн. М., 1963. С. 99).
    1. «Чтобы наблюдать процесс горения, недостаточно поднести спичку, нужно поместить предмет в воздушную среду. Чтобы наблюдать появление искры мысли, нужно взаимодействие таких слагаемых: объекта, субъекта и социальной атмосферы. Мозг не полотно художника, на котором жизнь рисует сама себя» (С п и р к и н А. Г. Сознание и самосознание. М., 1972. С. 52).

    Можно ли заключить из этого рассуждения, что сознание не столько функция мозга, сколько функция социальной среды?
    1. Дайте философский анализ следующих суждений:
      1. «Граница моего языка означает границы моего мира» (Витгенштейн JI. Логико-философский трактат. М., 1959. С. 80).
      2. «Мир предстает перед нами как калейдоскопический поток впечатлений, который должен быть организован нашим сознанием, а это значит в основном — языковой системой, хранящейся в нашем сознании» (У о р ф Б. Наука и языкознание // Новое в лингвистике. 1960. Вып. 1. С. 174).
    2. Р. Киплинг сочинил сказку о Маугли, который грудным младенцем оказался в джунглях и был вскормлен и «воспитан» дикими зверя- ми. Коща Маугли вырос, он наряду с повадками животных усвоил и человеческое сознание и мышление. Возможна ли такая история в реальной жизни?
    3. На семинаре по философии обсуждалась концепция трудового антропогенеза Ф.
      Энгельса. Один из студентов обратил внимание на то, что эта концепция складывалась до возникновения генетики и основывалась на ламаркистской теории упражнений, которая допускала передачу по наследству приобретаемых организмом признаков. Формирование человеческого тела, прямохождение, руки и т. п. не могли быть продуктом постоянных упражнений в процессе труда, так как генетика исключает такую возможность. Изменения могут передаваться по наследству лишь в тех случаях, когда они зафиксированы в генах. Если бы дело обстояло иначе, тоща дети кузнеца, например, рождались бы с мозолями на руках!

    Другие студенты возражали ему, заявляя, что в таком случае процесс превращения обезьяны в человека вообще невозможен или он становится чудом, поскольку для его осуществления требуется сочетание невероятно большого числа абсолютно случайных мутаций.
    Дайте оценку высказанным суждениям и продолжите дискуссию.
    1. «Язык и мышление диалектически воздействуют друг на друга. Однако вначале была все же мысль (а не слово), неразрывно связанная с делом» (Ветров А. А. Семиотика и ее основные проблемы. М., 1968. С. 242).

    Согласны ли вы с автором?
    1. «Как может естествознание объяснить тот очевидный факт, что психический образ действительно управляет телесными процессами? Мое желание взять предмет обусловливает то, что я протягиваю к нему руку...» (Дубровский Д. И. Загадочные явления психики в зеркале философской публицистики // Филос. науки. 1987. № 10. С. 69).

    Рассмотрите возможные ответы на этот вопрос, которые даны в современной науке. В какой мере они раскрывают диалектику взаимосвязи материального и идеального?
      1. Психические образы существуют в мозгу в виде своего рода химических копий (Ч у п р и к о в а Н. И. Психика и сознание как функция мозга. М., 1985).
      2. Образ в сознании существует в форме голограммы, соответствующей пространственному контуру предмета, несущей информацию о его свойствах (см.: Вопр. психологии, психофизиологии, социологии труда в угольной промышленности и психоэнергетика. М., 1980. С. 328).
      3. «Психика, мышление, сознание представляют собой идеальную форму, образ внешнего мира. Эта идеальная форма не содержит в себе ни грана, ни грамма вещества или какого-либо поля; в то же время она адекватно отражает свойства веществ и полей. Авторы... решили «укрепить» материалистическое учение, придав идеальной форме естественнонаучную реальность в виде биологического поля. В результате они склонились к вульгарному материализму и спиритуализму» (Ж данов Ю. А. Новые «плоды просвещения» / / Вопр. философии. 1986. №6. С. 113).

     
    << | >>
    Источник: Кочергин А. Н.., Плесский Б. В., Уемов А. И.. Философский лабиринт: Сборник задач и упражнений по философии.-- М.: Изд-во МГУ,1992.— 173 с.. 1992

    Еще по теме § 3. Возникновение человеческого сознания. Сознание и язык:

    1. Глава IIIМЕНТАЛИТЕТ И ЯЗЫК
    2. Язык и сознание человека.
    3. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ И ЯЗЫКА В ТРУДАХ Г. В. ЛЕЙБНИЦА, И. КАНТА, Ф. В. ШЕЛЛИНГА И Г. ФРЕГЕ 
    4. § 3. Возникновение человеческого сознания. Сознание и язык
    5. Вильгельм фон Гумбольдт— основоположник теоретического языкознания
    6. Свойства и происхождение менее совершенного языкового строения
    7. О СРАВНИТЕЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ ЯЗЫКОВ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К РАЗЛИЧНЫМ ЭПОХАМ ИХ РАЗВИТИЯ [93]
    8. Е.В. ЗОРИНА МИФ И МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
    9. ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВЕТСКУЮ ЭПОХУ
    10. 2.3. Характеристики активных языков
    11. О ЗАДАЧАХ ИСТОРИИ ЯЗЫКА*
    12. РАЗДЕЛ III ЛЕКСИКОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА