<<
>>

Слог

Различительные признаки объединяются в пучки, на­зываемые фонемами; фонемы соединяются в последователь­ности; элементарная модель, лежащая в основе любой группировки фонем, есть слог. Фонемная структура слога определяется некоторым набором правил, и любая рече­вая последовательность основана на регулярном повторе­нии этой продуктивной модели. Любая свободная языко­вая форма (т. е. последовательность звуков, которая мо­жет быть ограничена паузами) должна содержать целое число слогов. Очевидно, число различных слогов в языке составляет небольшую часть от числа свободных форм [186], так же как число фонем составляет небольшую часть от числа слогов, а число различительных признаков — не­большую часть от числа фонем.

Основой слоговой структуры является контраст после­довательно соединенных признаков в пределах слога. Одна часть слога выделяется из прочих. В основном для выделения одной из частей слога используется кон­траст «гласная — согласная». В некоторых языках каждый слог состоит из согласной и последующей гласной (СГ); в таком случае в любой точке последовательности можно предсказать, к какому классу будет относиться сле­дующая фонема. В языке с большим разнообразием типов слога появление тех или иных классов фонем может иметь различные степени вероятности. Помимо схемы СГ, могут использоваться другие схемы: СГС, Г, ГС. В противопо­ложность компоненту С компонент Г не может ни опу­скаться, ни повторяться дважды в пределах одного слога.

Контраст «гласная — согласная» может быть либо единственным, либо преобладающим: иногда он мо­

жет заменяться другими, близкими ему контрастами. И компонент С, и компонент Г могут содержать более чем одну фонему. Фонемы, составляющие компоненты Г и С слога, называются, соответственно, фонемами «вершины» и фонемами «склона». Если вершина содержит две или бо­лее фонем, то одна из них, называемая фонемой «пика» (или «силлабической»), выделяется из числа прочих на основе контраста «компактный — диффузный» или «глас­ный — сонорный».

Артикуляционный коррелят фонологического слога был наиболее удачно описан Стетсоном как выталкивание воздуха вверх по голосовому тракту с помощью сжатия межреберных мышц. В соответствии с этим описанием произнесение каждого слога обязательно включает три последовательные фазы: начало толчка (импульса), куль­минацию, конец толчка.

Средняя фаза является центральной в слоге, тогда как две другие — периферийными. Обе периферийные фазы— начальная и заключительная — реализуются либо в про­стом движении легочной мышцы, либо в виде звуков речи, обычно согласных. Если обе периферийные фазы реали­зуются только в движении мышц, то лишь центральная фаза слога является слышимой; если же начало или конец толчка (или и то, и другое) реализуются также в звуках речи, то центральная часть слога слышится наиболее от­четливо. Иными словами, центральная часть слога конт­растирует с его периферийными частями, так же как вер­шина со склонами.

С акустической точки зрения вершина обычно прево­сходит склоны по интенсивности и во многих случаях об­наруживает увеличение основной частоты. С точки зрения восприятия вершинные фонемы отличаются от фонем склона большей громкостью, часто сопровождаемой повы­шением тона. Как правило, вершинные фонемы сами по себе являются более громкими, чем фонемы склона в том же слоге: обычно вершину образуют гласные, тогда как склоны состоят из других фонем; реже контраст между слоговой вершиной и склонами основывается на различии между плавным и простым согласным или на различии между носовым и неносовым согласным, и в исключитель­ных случаях — на различии «фрикативный — смычный» (ср. разд. IV, § 1 и сл.). Если склон слога представлен це­лой группой фонем, а внутри такой группы встречается фонема, громкая сама по себе, но в менее громком окру­жении, то ее громкость в целях сохранения единства слога заметно сокращается. Ср. чешское /jdu/, /jsem/, /rti/, /Ірі/ или польское односложное слово /krvi/ по сравнению с сербохорватским двусложным /krvi/.

2.

<< | >>
Источник: В.А ЗВЕГИНЦЕВ. НОВОЕ В ЛИНГВИСТИКЕ Выпуск II. ИЗДАТЕЛЬСТВО ИНОСТРАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Москва 1962. 1962

Еще по теме Слог:

  1. § 4. Слогораздел и вокалическая точка
  2. 2.5. Слог
  3. § 24. Слог
  4. СЛОГ. СЛОГОРАЗДЕЛ И ТИПЫ СЛОГОВ
  5. Понятие фонетического слога. Теории слога
  6. СЛОГ И ВИДЫ СЛОГОВ
  7. 2. Суперсегментные единицы русского языка и их признаки (структура слога и слогораздел, ударение, интонация).
  8. 3, Слог. Фонетические признаки слога. Правила слогообразования.
  9. VIII ФИЛОСОФИЯ СЛОГА
  10. §11. Слог и слогоделение.