Юридическая
консультация:
+7 499 9384202 - МСК
+7 812 4674402 - СПб
+8 800 3508413 - доб.560
 <<
>>

1.2. Исторический материализм (марксистская парадигма)

В отношении внимания к неравенству, отчуждению и конфликтам альтернативной структурному функционализму парадигмой является исторический материализм. Это подход, опираю-щийся на концепцию современного общества как системы отношений, основывающихся на неравном распределении экономически значимых ресурсов между людьми, чью жизнедеятельность данная система организует и упорядочивает.
Все отношения в системе - экономические, правовые, политические, религиозные, семейные и пр. - рассматриваются как формы закрепления неравенства, господства привилегированных категорий людей и эксплуатации обездоленных и дискриминируемых. Исследование причин неравенства и эксплуатации должно дать знание, которое можно использовать для организации коллективной борьбы за преобразование системы в справедливый и гуманный социальный порядок.
Образцом для исследователей, придерживающихся концепции исторического материализма, служат работы основоположника этого направления в социологии немецкого философа и экономиста Карла Маркса (1818-1883). В своих работах «Экономиче- ско-философские рукописи» (1844), «Тезисы о Фейербахе» (1845), «Немецкая идеология» (1846), «К критике политической экономии» (1859) и др. Маркс противопоставил материалистическое понимание истории, под которой понимается процесс развития общества, «идеалистическим» социально-философским концепциям, объяснявшим исторический процесс, исходя из духовных факторов: эволюции идей, воли великих людей или целых народов, развития человеческого духа и т. д. Материалистический подход предполагает, что исходным моментом и движущей силой исторического процесса является производство материальных условий жизни людей. Чтобы иметь возможность творить историю, люди должны быть обеспечены хотя бы минимумом средств к существованию. Поэтому научный анализ устройства и развития
Людвиг Фейербах - немецкий философ XIX в., материалистическое учение которого оказало сильное влияние на идеи Маркса.
общества должен начинаться с анализа практической деятельности, обеспечивающей людей пищей, одеждой, жильем.
Наряду с «идеализмом», Маркс критиковал «созерцательность» предшествующей философии. Социально активная позиция исторического материализма отчетливо выражена в «Тезисах о Фейербахе»: «Философы лишь различным образом объясняли мир, в то время как дело заключается в том, чтобы изменить его». По мысли Маркса исторический материализм должен дать то знание законов общественного устройства и развития, используя которое можно преобразовать современную общественную систему в гуманное и процветающее сообщество свободных людей.
Исходной категорией исторического материализма является понятие труда. Труд определяется Марксом как сущностная функция человека. Именно в процессе труда, то есть целесообразной деятельности по преобразованию внешней материальной среды в средство для жизни, человек сохраняет и развивает свою сущность как разумного, деятельного и социального существа. Сущность человека, по Марксу, есть не абстракт, принадлежащий отдельному индивиду, а вся совокупность исторически сложившихся об-щественных отношений. Таким образом, труд - это не просто работа, затрата усилий или способ добыть средства к существованию, труд - это еще и социальное отношение.
Совокупный труд людей - это общественное производство.
Если в экономической науке это понятие имеет лишь один смысл - производство силами, в масштабах всего общества, то в историческом материализме оно выступает и в экономическом, и в социологическом значении - как производство общества. Технико- экономический процесс создания материальных благ одновременно является процессом создания и поддержания системы социальных отношений. В процессе общественного производства своей жизни люди, знают они о том или нет, с необходимостью вступают в отношения, которые Маркс определил как производственные отношения. Речь у Маркса идет не просто о технико-организа- ционных, а о социальных отношениях, которые возникают в процессе производства.
.Ядро производственных отношений образуют отношения собственности. Собственность как экономический институт Мар-
кса интересует лишь в той мере, в какой она является социальным отношением - основой классовой структуры общества. Социальный класс - это категория статусов, то есть устойчивых позиций, занимаемых людьми в системе отношений друг с другом, выделяемая на основе позиций, занимаемых ими в системе распределения функций и результатов материального производства. Классовую структуру образуют два основных класса: класс собственников экономически значимых ресурсов - средств производства и класс лишенных такого рода собственности. Собственность на средства производства определяет позицию господства в экономических отношениях. Господствующий класс осуществляет организацию производства и контроль над распределением его результатов. Отсутствие собственности на средства производства определяет позицию зависимости. Зависимый класс эксплуатируется в качестве источника рабочей силы, поскольку его представители для того, чтобы получить хотя бы небольшую часть резуль-татов использования средств производства, вынуждены работать на условиях, диктуемых представителями класса собственников.
Экономическое господство класса собственников средств производства приводит к превращению всех форм социальных отношений в отношения неравенства, господства и эксплуатации. Это объясняется тем, что совокупность производственных отношений составляет базис всей системы социальных отношений, а политические, правовые, семейные, религиозные и иные отношения, а также способы осознания и оценки людьми этих отношений образуют надстройку, структуры которой по-своему воспроизводят структуру производственных отношений (рис. 2, с. 14).
Схема «базис - надстройка» может служить универсаль-ным инструментом анализа социальных явлений.
Например, высшее образование придает различиям в классовой принадлежности форму различий в персональных качествах - в уровне знаний, таланта, профессиональной пригодности и т. п.
НАДСТРОЙКА

Рис. 2. Марксистская модель системы общественных отношений
Собственность на экономически значимые ресурсы (материальные активы предприятий, банковские счета, право на занятие высокооплачиваемой профессиональной деятельностью и т. п.) обуславливает высокий доход, часть которого можно использовать для покрытия необходимых расходов в тот период, когда человек только учится и не зарабатывает. В результате диплом о высшем образовании и право на более высокооплачиваемую работу выходцы из семей, принадлежащих к экономически господ-ствующему классу, получают - как правило, а выходцы из семей, принадлежащих к эксплуатируемому классу, - как исключение. Конечно, в целом высшее образование стало в последние десятилетия более массовым. Если 50 лет назад высшее образование имел примерно каждый 30-й житель России старше 22 лет, то теперь примерно каждый 5-й. Но при большей доступности высшего образования в целом в нем в последние 10-15 лет выделилась категория наиболее перспективных с точки зрения будущей карьеры и престижных вузов и факультетов - экономические (в том числе готовящие менеджеров), юридические, где процент учащихся - выходцев из семей с высоким уровнем доходов выше, чем на остальных факультетах. Таким образом, система высшего образова-
ния воспроизводит классовую структуру через поддержание соответствия между распределением собственности на экономически значимые ресурсы и распределением шансов получить профессиональные знания и сделать карьеру в определенных областях деятельности.
Вся совокупность общественных отношений, в которой структуры базиса и надстройки скреплены подобной цепью взаимных соответствий, называется у Маркса общественной формацией. История - это процесс развития и смены формаций. В работе «К критике политической экономии» Маркс выделил четыре формации - «азиатскую», «античную», «феодальную», «буржуазную». Каждая формация представляет собой историческую ступень в развитии производственных отношений и сменяется другой формацией только, когда разовьются принципиально новые производительные силы, то есть появятся новые технологии и новые ресурсы, исполь-зованию которых существующие производственные отношения препятствуют. В этот исторический момент начинается социальная революция - длительный (до 2-3 столетий) процесс вытеснения новыми производственными отношениями и новой классовой структурой старых отношений и структур. Социальная революция протекает как классовая борьба - конфликт сторонников старого образа жизни, олицетворяемого старым господствующим классом, и сторонниками нового образа жизни, представляющими новый класс собственников. Социальная революция завершается с созданием новой надстройки - новых систем государственной власти, законодательства, образования, соответствующих новому базису.
В форме классовой борьбы происходит и развитие социальных отношений внутри формации, то есть отношений, в основе которых лежит единый базис. Это борьба внутри установившейся классовой структуры за изменения в условиях труда и за перераспределение результатов производства. Такого рода классовую борьбу между буржуазией (предпринимателями-капиталистами) и пролетариатом (наемными работниками) в середине XIX в. Маркс принял за начало новой социальной революции. Поэтому он в написанном совместно с Фридрихом Энгельсом «Манифесте ком-
Фридрих Энгельс (1820-1895) - английский фабрикант немецкого происхождения, поддерживавший и пропагандировавший философские, экономические и политические идеи Маркса.
мунистической партии» (1848) провозгласил скорую гибель буржуазной, капиталистической формации и построение рабочим классом коммунистического общества, в котором не будет собственности, неравенства, эксплуатации и государственной власти. Однако коммунистическое общество до сих пор остается лишь идеей. Эта ошибка в прогнозе вызвана характерным для марксистской социологии преувеличением роли классового сознания и революционного потенциала эксплуатируемого класса, а также недооценкой общности ценностей, стереотипов мышления и поведения, интегрирующих и стабилизирующих современное общество.
<< | >>
Источник: Иванов Д.В.. Парадигмы в социологии: учеб. пособие. - Омск: Изд-во ОмГУ,2005.-72 с.. 2005

Еще по теме 1.2. Исторический материализм (марксистская парадигма):

  1. 1. Множественность чисто философских систематизаций мира как историко-философский факт
  2. 1.2. Исторический материализм (марксистская парадигма)
  3. 3.1. Дилеммы теоретической социологии
  4. Исторический материализм
  5. IV. СООТНОШЕНИЕ КАТЕГОРИЙ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА[87]
  6. Введение. Категории и их место в науке исторического материализма
  7. СООТНОШЕНИЕ КАТЕГОРИЙ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА
  8. ПРОБЛЕМЫ СТРУКТУРЫ, СУБОРДИНАЦИИ И СИСТЕМЫ КАТЕГОРИЙ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА
  9. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ
  10. Диалектика "Исторического материализма
  11. Итоги ревизии Исторического материализма