<<
>>

Сатира Воейкова "Дом сумасшедших"

Личность Александра Федоровича Воейкова, так же как

его творчество, никогда не была предметом пристального

монографического исследования, хотя многочисленные упо-

минания его имени встречаются почти во всех работах,

посвященных литературе и журналистике начала XIX в.

Од-

нако, если выбрать из всех источников все достойное

внимания, что мы знаем о Воейкове, перед нами окажется

рассыпающийся набор мнений, а не единый, органический

образ: тираноборец в речах Дружеского литературного об-

щества, мелкий домашний тиран и доносчик на кафедре,

каким он предстает в материалах, связанных с биографией

В. Жуковского, и в освещении Н. Греча, партизан 1812г.,

арзамасец, защитник М. Сперанского в обстановке всеоб-

щей к нему неприязни, человек, вызывающий своим свобо-

домыслием устойчивые симпатии П. А. Вяземского, враг Ф.

Булгарина, Греча, О. Сенковского и журналист, похваляв-

шийся своей беспринципностью, - таков далеко не полный

перечень "ликов" Воейкова, который, в первую очередь,

был мистификатором. Не случайно он широко прибегал к

печатанью собственных произведений под вымышленными

именами (так, он выдумал якобы рано умершего поэта Ста-

линского, под именем которого печатал свои стихотворе-

ния) или к использованию имен реальных, но уже скончав-

шихся литераторов, которым приписывал плоды своей музы

(так было, например, с А. Мещевским), создавая тем са-

мым многочисленные трудности для будущих историков ли-

тературы. Мистификация, игра в жизни и литературе, сме-

на масок доставляли ему, видимо, не лишенное цинизма

удовольствие. Это заставляет с особой осторожностью от-

носиться к свидетельствам современников, которые часто

- лишь протокольные показания жертв мистификации.

Добавочные трудности связаны с тем, что исследователь

Воейкова оказывается перед проблемами самого первичного

характера: не выявлен корпус текстов, подлежащих изуче-

нию в связи с данным вопросом, не исследованы самые

элементарные текстологические задачи. В этих условиях

представляется более оправданной не попытка синтетичес-

кой переоценки позиции и значения Воейкова, а исследо-

вание частных, отчетливо выделенных проблем.

Предметом настоящей работы мы избрали центральное

произведение Воейкова - "Дом сумасшедших".

<< | >>
Источник: Лотман Ю.М.. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста/ Ю.М.Лотман; М.Л.Гаспаров.-СПб.: Искусство-СПб,1996.-846c.. 1996

Еще по теме Сатира Воейкова "Дом сумасшедших":