<<
>>

Массовая культура как феномен глобализации Mass culture as a phenomenon of globalization

Кузнецова Е.В.

Набережночелнинский филиал Университет управления ТИСБи, г. Набережные Челны E-mail: kuznetzova.evgeniya2012@yandex.ru

Теории Просвещения с культом равенства всех, с отказом от религиозных традиций и формированием доктрины рационализма легли в основу идеи самодостаточности бытия от­дельного человека.

Однако по своей сути человек, провозгласив себя Господином на Земле, наедине самим с собой оставался слабым и нуждался в психологической защите, функцию которой ранее выполняла религия. В Новое Время религиозные традиции были разрушены, и функция защиты передана массовой культуре, создавшей и подарившей человеку новый иллюзорный мир. Впервые в философских работах и социально-психологических исследо­ваниях конца XIX в. и рубежа XIX - XX веков были осмыслены феномены массы и массо­вой культуры, элиты и элитарной культуры. Но массовая культура 1990-2000-х гг. отличает­ся от массовой культуры 1950-1980-х гг. Благодаря СМК, а также ряду других технических средств, массовая культура в ее современном варианте создает новую реальность - вирту­альную, подменяя подлинную. И все, с чем мы имеем дело в современной массовой культу­ре - «симулякры» по Ж. Бодрийяру. При этом данная культура представляет собой набор отдельных эпизодов, фрагментов, клипов, когда каждый человек выстраивает из предложен­ных ему фрагментов свою «картинку-puzzle». И элитарная культура, исчезающая по мнению многих исследователей сейчас, сохранится в качестве культурного образца. Если же этого не случится и элитарная культура будет окончательно размыта под давлением массовой, то, к сожалению, содержание культуры будущего сохранится прежним и будет нести агрессию и удовлетворение телесных желаний и потребностей публики, т.е. удовлетворение инстинктов Эроса и Танатоса по З. Фрейду. Говоря о необходимости сохранения элитарной культуры отметим, что сохранение элитарной культуры означает во многом сохранение этнонацио- нальных культур. Не только понимание и уважение других этнокультурных традиций и цен­ностей, но и осознание своих собственных может и должно явиться условием дальнейшего развития диалога культур.

<< | >>
Источник: Философия в современном мире: диалог мировоззрений: Материалы VI Российского философского конгресса (Нижний Новгород, 27-30 июня 2012 г.). В 3 томах. Т. I. — Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского,2012. — 565 с.. 2012

Еще по теме Массовая культура как феномен глобализации Mass culture as a phenomenon of globalization: