<<
>>

§ 5. Функциональные стили речи

Вопросы:

1. Что такое функциональные стили? Какова их классификация?

2. Какие специфические особенности разговорного стиля вы знаете?

3. В чем состоит специфика научной речи?

4.

Каковы основные функции публицистики и особенности газетно-публицистического стиля?

5. Что такое художественная литература и каковы особенности художественного стиля?

Учение о стилях речи столь же древнее, как и наука о красноречии – риторика.

Стиль связан с выбором средств языка в зависимости от условий порождения речи, ее целей, жанра произведения, индивидуальной манеры автора, например: разговорный стиль, стиль торжественный, стиль басни, ораторский стиль, стиль газетной статьи, стиль небрежный, стиль «Горе от ума».

Преобладающая часть языкового материала является общей для всех стилей, что обеспечивает единство языка как системы. Однако в языке можно выделить особые единицы, характерные по преимуществу для данного конкретного стиля, несмотря на то, что стили не отграничены друг от друга, не замкнуты, а взаимопроникают и взаимодействуют. Такие специфические черты особенно четко различимы при сопоставлении стилей, наиболее отдаленных друг от друга (например, разговорного и научного, и т. д.). Сравним:

I. Имя числительное – это часть речи, которая включает слова, обозначающие количество (один, два, три, одиннадцать, сорок, сто) и слова, обозначающие порядковый номер предмета (первый, второй, третий, одиннадцатый, сороковой, сотый).

Числительные, которые обозначают количество, называются количественными. Они, как и существительные, изменяются по падежам (три, трех, трем), но не изменяются по числам и не имеют значение рода (за исключением числительных один – одно – одна – одни, два – две, оба – обе, полтора – полторы).

Числительные, которые обозначают порядковый номер предмета, называются порядковыми. По своим грамматическим признакам они не отличаются от прилагательных.

Следовательно, в одну часть речи числительные объединены на основании не грамматической, а лексической их общности: они связаны с обозначениями числовых понятий. (М.В. Панов, Р.Б. Сабаткоев. Русский язык. Л., 1982, с.442)

II. Ну, числительные – они бывают количественные и порядковые. А еще числительные могут быть собирательными. Это когда обозначают совокупность предметов. Вот такие, например, собирательные числительные: двое, трое, четверо и другие. Количественные – это число, а порядковые – это количество предметов при счете. Например, два – второй, три – третий. Падеж могут иметь все числительные, а вот число не все. Ну, что еще сказать о числительных? Да, о роде. Порядковые имеют род, а из количественных – только «один» и «два». (Ответ студента)

Каждый стиль характеризуется ведущими стилевыми чертами, которые проявляются как в содержании высказывания, так и в его языковом оформлении.

Научный стиль, свойственный научной сфере человеческой деятельности, отличается отвлеченностью, строгой логичностью изложения, значительным числом специальных терминов, определенными особенностями предложений с разветвленными синтаксическими связями. В этом стиле используется преимущественно книжная или же стилистически нейтральная лексика. Отчетливо выражена тенденция к однозначности употребляемых слов и терминов. Некоторые словесные сочетания используются в научном стиле особенно часто и поэтому приобретают свойства оборотов:

анализ данных показывает; рассмотреть проблему; на основании приведенных фактов; из сказанного следует и т.п.

В научном стиле можно выделить такие речевые жанры: статья, монография, диссертация, рецензия, обзор, аннотация, научный комментарий текста, доклад на специальную тему, лекция и некоторые другие.

Этот стиль используется в научных трудах, докладах, лекциях. К нему прибегают в тех случаях, когда надо сообщить существенные признаки понятий, установить зависимость между явлениями, указать на причину явления.

Научный стиль имеет разновидности по отраслям наук: стиль математических трудов существенно отличается от стиля исторических исследований.

В математике много буквенных символов, формул, в истории – хронология, имена деятелей, и в каждой науке своя сложная система терминов.

В каждом стиле могут быть выделены варианты: в научном стиле – научно- популярный, стиль школьного учебника…

Официально-деловой стиль языка обычно характеризуют как стиль наиболее устойчивый, даже консервативный, и замкнутый в себе.

Официально-деловой стиль обслуживает многообразную сферу общественных отношений: хозяйственно-административных, юридических, дипломатических. Основная его функция – сообщение, информация. В официально-деловом стиле выделяется значительное число речевых жанров: закон, резолюция, коммюнике, дипломатическая нота, договор, инструкция, объявление, рапорт, объяснительная записка, жалоба, заявление; различные виды судебно-следственной документации: протокол, обвинительное заключение, акт экспертизы, приговор и т. п.

Несмотря на различие в языке разных документов (в зависимости от их назначения), данному стилю в целом свойственно много общих специфических именно для него черт.

К основным внутристилевым чертам этого стиля следует отнести ясность, точность, полноту и объективность высказывания, конкретность, четкость формулировок, что определяется основным назначением документов – информировать о бесспорных фактах. Официально-деловой стиль отличается логичностью и лаконизмом изложения, особыми формами расположения материала. Стандартизация, единообразие речевых средств, речевые стандарты и даже известный шаблон, присущие ряду документов, необходимы для удобства общения в данной сфере.

Публицистический стиль – это сложное, многоаспектное речевое единство; в нем органически сливаются черты разных функциональных стилей: научного, официально- делового, художественного, разговорного… Специфика публицистики объясняется многофункциональной природой стиля. Для нее, как и для художественного стиля, характерна не только функция сообщения, но и воздействие на чувство, и воздействие на волю. Информация в этой сфере общественной деятельности адресуется не только узкому кругу специалистов, как, например, в сфере науки, а широким массам, всем носителям языка. Адресатом воздействия являются массы, объединенные общими социально-политическими интересами (сфера общественного сознания, обслуживаемая публицистическим стилем – общественная жизнь политика).

Особый характер в публицистическом стиле имеет и функция убеждения: если в научном стиле говорящий (пишущий) апеллирует лишь к разуму адресата, аргументирует какие-то положения с помощью логических доводов или точных расчетов, то публицист убеждает путем эмоционального воздействия на читателя (слушателя) и поэтому в явной форме выражает свое отношение к сообщаемому.

Функция воздействия на волю и обращенность к массам сближает его с официально-деловым стилем, с языком приказов, инструкций. Отсюда тенденция к штампу, языковому шаблону, клише, характерная для публицистического и официально-делового стиля.

Итак, требование осуществления воздействия на массового читателя (слушателя) создает такую специфическую особенность газетно-публицистического стиля, как его эмоционально-экспрессивный характер, а требование быстроты передачи информации, общественно-значимой, – такую особенность его, как стандарт.

Язык художественной литературы – составная часть общелитературного языка, который обслуживает все области человеческого общения. В языке художественной литературы нередко используются языковые элементы минувших эпох (историзмы), внелитературные элементы (диалектизмы, просторечные слова) и другие.

Такая точка зрения не единственная в языкознании. Ученые – лингвисты А.Н. Гвоздев, Р.А. Будагов, А.И. Ефимов и многие другие относят язык художественной литературы к одному из функциональных стилей, характеризуя его как художественный или художественно-беллетристический.

Существует и другая точка зрения, другое понимание места языка художественной литературы по отношению к функциональным стилям русского литературного языка как явления более сложного и принципиально иного порядка, выходящего за рамки функциональных разновидностей современного русского литературного языка. Такая концепция (она нашла отражение в трудах лингвистов Д.Н. Шмелева, Н.А. Мещерского, Л.Ю. Максимова, Н.М. Шанского и др.) базируется на следующих аргументах: в тексте художественного произведения возможны элементы разных стилей (публицистического, научного, официально-делового), а также ненормированной, некодифицированной сферы языка, что обуславливает отсутствие в языке художественной литературы специфических языковых элементов, характеризующих каждый функциональный стиль.

Художественная литература – это особый способ отражения и познания действительности. В художественном произведении, по словам академика В.В. Виноградова, происходит эмоционально-образная, эстетическая трансформация средств общенародного языка.

Отличительными чертами художественного произведения является художественная образность, смысловая емкость и эмоциональность. Все языковые средства и стилистические приемы в художественном произведении подчинены раскрытию идейно-художественного замысла, и именно замыслом произведения определяется целесообразность и мотивированность примененных автором языковых средств и стилистических приемов. Слово в художественном произведении употребляется писателем не только с целью сообщить что-либо, сколько с определенными художественными целями: оно выполняет эстетическую функцию, которая понимается при этом как эстетическая мотивированность языковой формы: языковая форма – знак зафиксированного словарем содержания, смысла, и носитель новых смыслов, семантических обертонов, особых оттенков значения, не известных словарям.

Разговорный стиль относится к устной форме существования языка. Разговорный стиль отличается непринужденностью изложения, экспрессивностью, выражением субъективного отношения к излагаемому, непосредственным влиянием внеязыковых элементов и т.д. Для разговорного стиля речи характерно использование общенародных разговорных слов и разговорно-бытовых слов, социально или диалектно ограниченных. К ним относятся диалектизмы, разговорные профессионализмы и арготизмы, просторечные слова, вульгаризмы.

Упражнение 7.

Прочитайте тексты, укажите, в каком стиле они написаны.

1. Театр (от греч. theatron – место для зрелищ; зрелище). Род искусства, особенностью которого является художественное отражение жизни посредством сценического действия, осуществляемого перед зрителями. Сочетает выразительные средства драматургии, музыки, пения, танца, живописи.

Специфика театра заключается в изображении исполнителем событий, которые как бы непосредственно происходят перед зрителем. Драматическое произведение составляет основу театрального представления, определяет его содержание.

В процессе исторического развития определились различные виды театра, отличающиеся специальными формами и средствами художественной выразительности.

Действенную природу театра выражает актер, сущностью искусства которого является дар сценического перевоплощения, т.е. способность создавать образ другого человека – персонажа, разыгрываемого драмой. Важнейшее средство актерской выразительности – речь, словесное действие непосредственно доносящее до зрителя идею, замысел пьесы. Принцип актерского перевоплощения, находящий свое наиболее полное выражение в реалистическом театре, проявляется в умении актера создавать на сцене разносторонний, целостный в своей внутренней и внешней характеристике образ.

Театр органически связан с общим развитием художественной культуры народа и несет на себя печать ее национального своеобразия.

(из Энциклопедического словаря)

2. Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла, все кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит. (А.С. Пушкин)

3. Театр! ...Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра, больше всего на свете, кроме блага и истины? И в самом деле, не сосредоточиваются ли в нем все чары, все обаяния, все обольщения изящных искусств? Не есть ли он исключительно самовластный властелин ваших чувств, готовый во всякое время и при всяких обстоятельствах возбуждать и волновать их? ...Какое из всех искусств владеет такими могущественными средствами поражать душу впечатлениями… Лиризм, эпопея, драма: отдаете ли вы чему-нибудь предпочтение или все это любите одинаково? Трудный выбор? Не правда ли?

(В. Г. Белинский)

Упражнение 8.

Определите, к какому стилю относится отрывок, и докажите это.

Зима на исходе. Сонно хмурится солнце в лесу, сонно ресницами игл щурится лес. Снег на дорогах чернеет, и в полдень на них маслянисто блещут лужи. Пахнет снегом и березовыми почками.

(По Б. Пастернаку)

Составьте текст для сводки погоды, охарактеризовав в нем день, подобный тому, о котором говорится выше. Какие признаки зимнего дня из числа тех, что содержатся в данном отрывке, вы сохраните в сообщении о погоде и какие дополнительные сведения вы введете в него? Каким стилем вы воспользуетесь?

Упражнение 9.

Определите, к какому стилю относится текст. Выполните задания, данные после текста.

Литература и наука.

В течение многовековой жизни и деятельности людей возникли различные искусства: музыка, живопись, художественная литература, графика, скульптура, архитектура, театр, кино…

Художественная литература, как и наука, обладает огромной познавательной силой. Она способствует распространению среди народа просвещения и культуры. Выдающиеся художественные произведения по своему познавательному значению в ряде случаев не уступают научным трудам.

И все же наука и литература имеют свои предметы познания, особые средства изложения и свои цели. Предметом познания науки являются законы природы и общества. Например, ботаника изучает жизнь растений, астрономия – строение и законы вселенной, медицина – человеческий организм, история – ход развития человеческого общества.

Основным предметом изображения в литературе являются люди конкретной исторической эпохи, их мысли, чувства, взаимоотношения друг с другом, их жизненные идеалы – словом, внутренний, духовный мир человека и общественная жизнь людей.

Литературные произведения интересны и поучительны в том случае, когда в них правдиво изображены люди с их поисками смысла жизни, истины, добра и справедливости, с их мыслями и эмоциями.

Разнообразна деятельность людей, богат и обширен духовный, эмоциональный мир. Поэтому и содержание художественной литературы многогранно и многосторонне.

Задания к тексту:

1. Определите предмет познания, средства изложения и цели литературы.

2. Найдите главную информацию в тексте.

3. Составьте краткую аннотацию текста.

Упражнение 10.

Прочитайте тексты, укажите, в каком стиле они написаны. Составьте планы пересказов.

I. Волк – наиболее крупный представитель семейства псовых, широко распространенный в северном полушарии Северной Америки. Встречается он от арктических тундр на Крайнем севере, не исключая и некоторых полярных островов, до южных границ, населяя все природные зоны до альпийского пояса гор включительно. Наиболее многочислен волк в тундре и лесотундре, в степи, лесостепи, полупустыне. В лесных районах этот хищник обычен лишь там, где много диких копытных и где снежный покров не достигает большой высоты.

Волк потребляет главным образом животную пищу, поедая диких копытных, птиц, зайцев и многие виды грызунов.

II. Волки достигли дороги метров в ста позади саней и, вытянувшись цепочкой, стали быстро нагонять. Иван крепко вцепился в передок саней и смотрел на волков.

Впереди отмахивал крупный, грудастый, с паленой мордой… Уже только метров пятнадцать-двадцать отделяло его от саней. Ивана поразило несходство волка с овчаркой. Раньше он волков так близко не видел и считал, что это что-то вроде овчарки, только крупнее. Сейчас он понял, что волк – это волк, зверь. Самую лютую собаку еще может в последний миг что-то остановить: страх, ласка, неожиданный властный окрик человека. Этого с паленой мордой могла остановить только смерть. Он не рычал, не пугал… Он догонял жертву. И взгляд его круглых, желтых глаз был прям и прост…

(В. Шукшин)

III. Вдруг слышит он: впереди его, в лесу, волк затрубил, да так затрубил, что с дерева иней посыпался. И в ту же минуту со всех концов леса откликнулись сотни, тысячи волчьих голосов…

Пришел, наконец, Омельчук на большую поляну и видит: стоит посередине большой бело-серебристый волк, а к нему со всех сторон бегут другие волки. Сбежались, прыгают вокруг него, визжат, ластятся к нему, шерсть на нем лижут. А потом принялись играть между собою, совсем как молодые собаки. Гоняются и воют на месяц, поднявши острые морды кверху.

Смотрит старик и глаз отвести не в силах. Вдруг где-то далеко по дороге колокольчик зазвенел. Мигом вскочили все волки на ноги, уши торчмя поставили, а сами в ту сторону морды повернули, откуда звонок…

Но послушали, послушали немного и опять принялись играть вокруг старшего- белого. Кусают снег, прыгают один через другого, рычат, а шерсть у них на месяце так и переливается, и зубы блестят, как сахар…

Опять на дороге колокольчик зазвякал, но теперь совсем с другой стороны, и опять поднялась вся стая. Прислушались волки на минуту и ринулись все сразу, как один, понеслись по лесу и пропали.

Не долго ждал старый Омельчук. Услышал он вскоре, как вдруг забился неровно и торопливо отдаленный колокольчик – понесли, должно быть, испуганные кони. Потом крик человеческий по лесу разлетелся, такой страшный и жалкий крик, что у Омельчука сердце обмерло и упало от ужаса. Потом где-то близко на «шляху» раздался бешенный топот, и долго было слышно, как на раскатах разбитые в щепки сани колотились о сосновые корневища.

(А. Куприн)

IV. По охотничьим наблюдениям нам известна одна сторона волчьей натуры, но всякий зверь многосторонен, а волк в особенности. Чем больше узнаешь о нем, тем менее точным делается привычный эпитет «волчий», которым принято обозначать жестокость, преступный эгоизм, ненависть к себе подобным. Ведь хищное животное убивает не оттого, что оно жестоко.

Мы с увлечением читаем о львах, гепардах, крокодилах, о всяких экзотических хищниках. Одного привыкли мы считать благородным, другого – добродушным, третий удивляет нас мудреной повадкой. Мы не догадываемся, что волк, самый обыкновенный волк, – одно из самых необыкновенных животных. Все, что относится к его жизни, связано для нас с привычными и предвзятыми впечатлениями. Произнесите два слова: «волчий вой», – и перед большинством возникает ночь, трескучий мороз, луна в вышине. И устремленные к небу голодные морды, и поджатые хвосты, и зловещий звук, от которого леденеет кровь…

У волков есть много видов воя: радостно-общительный, траурный вой, низкий, дикий, охотничий вой, призывный вой. Все они красивы. Голос волка всегда чист, если только волк не раздавлен отчаянием… Подобно спевке у певцов-любителей, вой для волков не шумный базар, а приятное общественной событие…

(«Наука и жизнь»)

Упражнение 11.

Прочитайте текст. Определите стиль. Приведите доказательства правильности своего вывода. Выполните задания, данные после текста.

Русские происходят от славян, которые все когда-то говорили на одном языке. Относительно одном, потому что этот праславянский язык был внутренне неоднородным. С расселением славян на все больших территориях единство вообще разрушилось. Новые условия обитания рождали новые слова, произношение, попадая под влияние разноязычных соседей, географическая разобщенность даже общие тенденции направляла по неодинаковым путям. Все это происходило тем легче, что язык жил в устной форме, не фиксировался, не упорядочивался: первобытные славяне не знали письменности. Различия в фонетике, словаре, грамматике стали такими, что славяне перестали понимать друг друга: праславянский язык умер, расколовшись на новые языки, из которых нас интересует восточнославянский, называемый обычно древнерусским.

Разные языки – страшная угроза утраты кровного родства, и патриотически настроенные ревнители славянства предприняли дерзновенную попытку (не без религиозной подоплеки) восстановить взаимопонимание. 24 мая 863 года в граде Плиске, тогдашней столице Болгарии, солуньские братья Кирилл и Мефодий провозгласили изобретение славянской азбуки. Идеалисты, они шли против природы и хода истории, но замысел их был великолепен, труд поразителен, а результаты выше самых смелых ожиданий. Претерпев ряд изменений, кириллица живет и по сей день у русских, болгар, сербов и других народов. Еще удивительнее роль, которую сыграл в славянском мире закрепленный его рукотворный язык, получивший название СЛОВЪНЬСКЪ – славянский, церковнославянский, старославянский.

Детище мудрецов, этот книжный язык не был механической записью древнеболгарского – одного из новых славянских языков, развившегося на юге и взятого за основу, ни тем более оживлением и письменным закреплением забываемого праславянского. Первоучители славян старательно отбирали «краснейшие» слова из разных славянских народов, по возможности, понятных всем славянам. В ходе переводов византийско-греческих богослужебных книг они не просто передавали понятия, но, мастерски творя их, приспосабливали язык к отвлеченным рассуждениям, выразительным описаниям, повествованиям.

Естественное и искусственное творение, этот язык был по замыслу священно- ученым. Как средство живого общения он если существовал, то весьма условно. И конечно, не объединил он славян, но своевременно и уместно напомнил им о родстве и приобщил их к богатству античной культуры. Его успех не столько в возрождении общих черт, сколько именно в устроении: ведь славянские языки в бесписьменной доистории были без порядка, стройности, устойчивости. Не зря чтят Кирилла и Мефодия в Болгарии, где ежегодно 24 мая устраивается фестиваль письменности и культуры – праздник в их честь и где утвержден правительственный орден их имени.

Восточный и другие наследники праславянского языка развивались вполне самостоятельно. Как часто бывает, каждый унаследовал разные черты родителя, приобрел собственный опыт. Роль славянской книжности в жизни древнерусского языка была значительной, будто не замечалось южное ее происхождение, но она не подавила его самобытности и даже дала ему мощный толчок. Ученые сравнивают культурную миссию книжного языка в истории природного русского языка с прививкой плодового дерева: дичок – подвой сразу стал от нее плодоносящим растением, когда привой – черенок, веточка благородной яблони срослась с ним в едином организме.

Комментарии к тексту:

дичок – непривитое плодовое дерево;

подвой – растение, на которое прививают часть (черенок, почку) другого растения;

привой – прививаемая часть растения (черенок).

Задания к тексту:

I. Ответьте на вопросы:

1. Какие новые сведения вы извлекли из данного текста?

2. Расскажите, как шло развитие русского языка?

3. Какую роль в создании русского языка сыграл Кирилл и Мефодий?

II. Составьте свой вариант текста об истории развития русского языка.

Упражнение 12.

Допишите текст, приведя свои примеры, подтверждающие мысли К.Чуковского.

Когда читаешь биографии слов, окончательно утверждаешься в мысли, что русский язык, как и всякий здоровый и сильный организм, весь в движении, в динамике непрерывного роста.

Одни его слова отмирают, другие рождаются, третьи из областных и жаргонных становятся литературными, четвертые из литературных уходят в просторечие, пятые произносятся совсем по-другому, чем произносились лет сорок назад, шестые требуют других падежей, чем было, скажем, при Жуковском и Пушкине.

(Чуковский. «Живой, как жизнь»)

К какому стилю речи вы отнесете написанный вами текст?

Упражнения для обобщения и повторения.

1. Составьте терминологический словарь по разделу «Понятие о стилистике языка»

2. Прочитайте текст, в котором А.С. Есенин рассказывает о своей жизни. Используя схему описания функциональных стилей речи (см. приложение) докажите, что это не деловая, а литературная автобиография поэта. Выполните задания, данные после текста.

Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове.

С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство… Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос.

Но и масло мало помогало. Всегда я орал и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.

Так протекло мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую я должен был поступить с Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось.

Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в «Радунице».

Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и поехал в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй – Городецкий. Городецкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. С Клюевым у нас завязалась при всей нашей внутренней распре большая дружба.

В эти годы я поступил в Университет Шанявского, где пробыл всего 1,5 года, и снова уехал в деревню.

В университете я познакомился с поэтами Семеновским, Наседкиным, Колоковым и Филипченко.

Из поэтов – современников нравились мне больше всего Блок, Белый и Клюев. Белый дал мне много в смысле формы, а Блок и Клюев научили меня лиричности.

В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину.

Что касается остальных автобиографических сведений, – они в моих стихах

(по Есенину)

Комментарии к тексту:

Губерния, уезд, волость – так назывались административно-территориальные единицы в России; гарный – предназначенный для горения; гофрить – здесь: смазывать.

Задания к тексту:

1. Определите, какие данные из литературной автобиографии поэта необходимо отразить в автобиографии служебной. Подумайте, надо ли говорить так подробно о своем детстве, о детских увлечениях. В каких случаях это необходимо, а в каких об этом не следует писать?

2. Расскажите о себе по плану, который поможет вам написать деловую автобиографию:

а) Когда и где вы родились? В какой семье?

б) Кто по профессии ваши мать и отец? Где и кем они работают?

в) Есть ли у вас братья и сестры? Чем они занимаются?

г) Где вы учились, где учитесь в настоящее время и какую получите специальность?

д) Почему выбрали профессию учителя русского языка?

3. Вспомните, как вы знакомились друг с другом во время поступления в университет. Что вы рассказывали своим будущим сокурсникам о себе, о своей семье? Составьте диалог.

3. Прочитайте текст. Определите стиль текста, опираясь на схему описания функциональных стилей (см. приложение)

Лицо Ноздрева, верно, уже сколько-нибудь знакомо читателю. Таких людей приходилось всякому встречать не мало. Они называются разбитными малыми, слывут еще в детстве и в школе за хороших товарищей и при всем том, бывают весьма больно поколачиваемы. В их лицах всегда видно что-то открытое, прямое, удалое. Они скоро знакомятся, и не успеешь оглянуться, как уже говорят тебе: ты. Дружбу заведет, кажется, навек, но всегда так случается, что подружившийся подерется с ними того же вечера на дружеской пирушке. Они всегда говоруны, кутилы, ловкачи, народ видный. Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в восемнадцать и в двадцать: охотник погулять.

( По Н.В. Гоголю)

Кого называют «разбитными малыми»? Приходилось ли вам встречаться с такими людьми?

4. Представьте себя в роли классного руководителя, беседующего с родителями одного из учеников. Что вы можете рассказать о нем, о его поведении в школе? (Используйте данные ниже материалы).

1. Медлителен. Походка неторопливая. Говорит медленно, но обстоятельно, последовательно. На уроках сидит с равнодушным лицом, сам руки не поднимает, но на вопросы учителя отвечает правильно. Его трудно рассмешить или рассердить. Сам обычно не обижает товарищей, к ссорам относится равнодушно. В разговор вступает редко, больше молчит. Понимает материал не быстро. Любит порядок.

2. Безгранично увлекающийся. Часто берет работу не по силам. Очень подвижный. Крайне вспыльчивый. Усваивает материал быстро и правильно, но часто от торопливости дает не точные ответы. Редко переходит от смеха к гневу и наоборот. Очень любит получать хорошие отметки.

3. Очень впечатлительный. Малейшая неприятность выводит его из равновесия. Плачет по каждому пустяку. Очень обидчив. Долго помнит обиды и болезненно их переживает. Мечтательный, нередко задумчиво смотрит в окно, вместо того, чтобы играть с товарищами. Пассивен в коллективе. Часто не верит в свои силы, но если настоять на выполнении задания, выполняет его не хуже других.

5. Используя стандартизированную форму, приведенную ниже, дайте характеристику своего сокурсника.

Характеристика.

Кого (Имя, фамилия, отчество; год рождения; национальность, образование).

Фамилия, имя, отчество

С какого года учится в данном учебном заведении

Проявил(а) себя (как проявляет себя, чем занимается, как учится, общественная нагрузка, каких успехов достиг в учебе)

Имеет склонность к (какие склонности имеет; чем интересуется; какими качествами обладает, как относится к людям, как ведет себя с сокурсниками)

Характеристика выдана

(Куда, с какой целью)

Занимаемая должность, Ф.И.О. подпись.

Дата.

6. Прочитайте текст. Определите стиль текста. Подтвердите правильность выводов, опираясь на схему описания функциональных стилей (см. приложение). В какой литературе можно встретить подобные тексты?

Десять лет.

Есть такое понятие – возрастные особенности детей. Оно означает, что дети одного возраста во многом похожи при всех индивидуальных различиях. И учителям надо знать эти черты.

У десятилетних большая физическая активность, у них потребность побеждать, взобраться на дерево, прыгнуть, покататься на велосипеде. Они ощущают возросшую мускульную силу. В десять лет человек предпочитает действовать, а не сидеть спокойно.

У десятилетних еще нет чувства постоянных обязанностей. В один день они хорошо выполняют домашние задания, в другой плохо. Они работают лучше коллективно и вместе со старшими.

Характерная яркая черта – вспыльчивость. Добрый, дружественный мальчик вдруг раздражается, впадает в гнев и обидчивость. Он мгновенно вспыхивает и может ударить. Правда, они уже делают усилие над собой, чтобы не плакать.

Мальчикам нравятся игры, похожие на занятия мужественных людей: пограничников, летчиков, космонавтов. Девочки продолжают играть в куклы.

В десять лет ценят внимание старших. Детям нравится, чтобы учитель был не слишком строг, но и не слабохарактерный. Они любят веселых и добрых.

Десятилетние правдивы, покладисты. Но вместе с тем, они особенно чувствительны к несправедливости.

С ними работается легко, если выбрать верный тон в обращении и правильно подыскать дела. (По В.Матвееву)

Составьте аналогичный данному текст, в котором раскройте характерные черты, свойственные молодым людям вашего возраста.

7. Прочитайте текст. Актуальны ли размышления А.П.Чехова в наши дни?

Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои кости, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других. Но человека с молоточком нет, счастливый живет себе, и мелкие житейские заботы волнуют его слегка, как ветер осину, и все обстоит благополучно.

(А.П. Чехов)

Напишите заметку в газету «Народное слово» «Почему нужно помнить о милосердии к несчастным».

<< | >>
Источник: Дмитрусенко Н.Е., Плешакова С.В.. Практический курс русского языка Ч. I. Учебник для студентов педагогических высших учебных заведений по специальности: «Родной язык и литература» (Н.Е. Дмитрусенко, С.В. Плешакова – Ташкент,2002). 2002

Еще по теме § 5. Функциональные стили речи:

  1.   § 5. Функциональные стили речи Общая характеристика стилей
  2. Функциональные стили литературногоЯзыка
  3. Членение литературного языка. Понятие стиля и жанра. Функциональные стили языка
  4. План практического занятия по теме «Функциональные стили современного русского языка. Научный стиль»
  5. Темы 1, 2. «Функциональные стили современного русского языка. Научный стиль»
  6. Раздел 3 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ
  7. § 5. Функциональные стили речи
  8. Роль функционально-закрепленной и стилистически окрашенной лексики.
  9. Тема 4. функциональные стили
  10. § 5. Типы и стили речи
  11. 3.1. Функциональные стили современного русского литературного языка
  12. Глава 3 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ
  13. Стили речи.