ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

§ 63. Позиционная мена и позиционные изменения согласных

Согласные русского литературного языка в том их составе, который был определен выше, выступают в положении перед гласными, причем перед [а], [о], [у] могут употребляться все согласные, т.

е. в русском языке есть сочетания всех согласных с этими тремя гласными; перед [и] выступают только мягкие согласные, а перед [ы] — только твердые. Что же касается позиции перед [е], то она требует специального рассмотрения, так как в современном литературном языке она превращается из позиции, в которой происходит позиционная мена твердого согласного на мягкий, в позицию, в которой могут выступать все согласные, что связано с распространением произношения твердых перед [е] в заимствованных словах и аббревиатурах (см. подробнее ниже). Однако в целом можно сказать, что позиция согласных перед гласными является такой позицией, в которой не происходит ни позиционной мены (за исключением частично позиции перед [е]), ни позиционных изменений согласных.

Позиционная мена согласных в русском литературном языке связана'прежде всего с отношениями глухих-звонких шумных в положении перед шумными. Согласно синтагматическим законам, в русском литературном языке в положении перед глухими шумными звонкие шумные позиционно меняются на глухие (лу[пк]а (от лубок), ла[фк]а, гря[тк]а, ся[т’-к]а сядь-ка, нй[ск]о, лё[с’т’] лезть, ло[шк]а, но[кт’]и), а глухие шумные перед звонкими — на звонкие (о[дг]адать, [Зд]ать, [здІелать, [г-дому]); в абсолютном конце слова выступают только глухие шумные (бо[п], сы[п’], кро[ф], кро[ф’], су[т], ся[т’], во[с], ле[с’], му[ш], до[ш’], сне[к]), т. е. происходит мена звонких на глухие.

Таким образом, если в положении перед гласными равно могут выступать глухие и звонкие [п] — [б], [п’] — [б’], [ф] — [в], [ф’] — [в*], [ті — [д], [т’] — [д’І, [с] — [з], [с’] — [з’], [ш] — [ж], [ш’] — [ж’], [к] — [г], [к’] — [г’], то в положении перед глухими шумными выступают только [п], in’], [ф], [ф’], [т], [т’], [с], [с’], [ш], [in’], [к], [к’], а в положении перед звонкими — только [б], [б’], [в], [в’], [д], [д*], [з], Із’], [ж], [ж’1, [г], [г’].

В абсолютном конце слова возможны только те же глухие, что и перед глухими шумными, за исключением [к’], который отсутствует в современном литературном языке в этой позиции.

Надо иметь в виду, что в словарном составе русского языка и в его морфологических формах могут отсутствовать образования с сочетаниями некоторых глухих согласных, особенно глухих мягких, перед глухими шумными: в одних случаях это отсутствие связано с нерас- пространенностью сочетаний мягких согласных с последующими согласными, в других — со случайным отсутствием таких образований; сказанное относится и к звонким согласным в положении перед звонкими шумными.

В результате позиционной мены в русском литературном языке образуется перекрещивающийся тип позиционно меняющихся глу- хих-звонких шумных согласных, когда в одной позиции — перед гласными — выступают глухие и звонкие, а в других — или только глухие, или только звонкие. Этот ряд позиционно меняющихся согласных образуют следующие группы глухих-звонких:

п              б п’ —б’ ф — в ф’ —в’ т — д т’—д’
\/ \/ \/ \/ \/ \/
п

1

п’

1

ф ф’

1

т т’
1

б

1

б’

в 1

в’

д д’
С              3 с’ — з’ ш—ж 1*

1

Га

к — г к’ — г
\/ \/ \/ \/ \/ \/
с

1

с’

1

ш ш’ к к’

1

1

3

1

3’

ж і г 1

г’

ж’

Позиционная мена согласных в русском литературном языке связана также с отношением твердых мягких согласных перед [е].

Это значит, что если с гласными [а], [о], [у] равно сочетаются как твердые, так и мягкие согласные (например, [мол] — [м’-ол], [пат] — [п’-ат]ый, [бал] — [б’а]зь, [форт] — [ф’-о]дор, зат[вор] — ко[в’-6р], [тот] — [т’б]тя, [дол] — [д’-орн], [сор] — [с’-б]ла, [зов] — [з’о]рна, [шолк] — [жо]ны, [ш’-о]тка, [5к’-от], [ч’-о]лка, яй[цом], [нбр]ы — [гн’-от], [рот] — в[р’-о]т, [ло]б — [л’-о]г, [кол] — [к’більн), то в сочетании с [е], как правило, выступают только, мягкие согласные (например, *по[ра]— за[р’-а], но по[р’ё]— за[р’ё]; ви[ном] — ко[н’-ом], но ви[н’ё1 — ко[н’ё], се[лу] — ру[л’-у], но се[л’ё] — ру[л’ё] и т. д.). При такой позиционной мене образуется также перекрещивающийся тип позиционно меняющихся твердых-мягких согласных, когда в одних позициях — перед [а], [о], [у] — выступают как твердые, так и мягкие согласные, а в другой — перед [е] —• только мягкие. Этот тип позиционно меняющихся согласных образуют следующие группы твердых-мягких согласных:
п — п’ б—б’ ф—ф’ в — в’ м — м
\/ \/ \/ \/ \/
п’ б’ ф’ в’ м’
т—т’ д—д’ с—с’ 3 — з’ н —н’
\/ \/ \/ \/ \/
т’ д’ с’ з’ н’
л- — л’ р -р’

\/ \/ л’ р’

В силу малой распространенности в русском литературном языке мягких [к’], [г’], [х’] заднеязычные в образовании рядов позиционно меняющихся твердых-мягких согласных не участвуют.

Однако вопрос о позиционной мене твердых-мягких согласных перед [е] осложняется тем, что в современном литературном языке такой мены перед данным гласным может и не быть: во-первых, перед [е] выступают твердые шипящие [ш] и [ж] и аффриката [ц] (например, [шэ]сть, [жэ]сть, [цэ]лый), а во-вторых,— и это главное — в широко распространенных заимствованных словах и аббревиатурах в сочетании с lei выступают и другие твердые согласные, например: [пэр], [купэ], [бэк] (футбол.), [вэф] ВЭФ, [мэр], [клфэ], бре[тэл’], мо[дэл’], шо[сэ], каш- [нэ] и т.

д. Это обстоятельство приводит к тому, что позиция перед [е] перестает быть такой, в которой могут выступать только мягкие согласные. Следовательно, синтагматический закон, диктующий необходимость позиционной мены твердых-мягких перед [е], в современном ’ языке действует ограниченно: ему абсолютно подчинена такая позиционная мена только на стыке морфем (прежде всего — на стыке основы и флексии, корня и суффикса); внутри морфем позиционной мены твердых-мягких перед [е] может и не быть.

Позиционные изменения согласных в русском литературном языке связаны прежде всего с соотношениями тверд ых- м_я г к и х согласных при их сочетаемости в потоке речи. Конкретно с.тем, что твердые согласные, попадая в положение перед следующим мягким, испытывают влияние этого согласного и произносятся мягко, однако при этом не все согласные смягчаются перед мягкими согласными, так же как не перед любыми мягкими согласными происходит подобное смягчение: одни согласные больше поддаются такому смягчению, другие — меньше, перед одними согласными смягчение наблюдается чаще, перед иными — реже.

Кроме того, смягчение согласных перед мягкими согласными в современном русском литературном языке во многом уступило место произношению твердых согласных, тогда как в старомосковском произношении, характерном для литературного языка второй половины XIX — начала XX в., смягчение согласных перед мягкими согласными было распространено гораздо шире. Так, например, нормой современного литературного языка является сохранение твердости [р] пцред мягкими губными и перед мягкими зубными звуками, а также перед [ч’] и [ш’]: ко[рп’]ёть, ско[рб’]ёть, ко[рм’]йть, со[рв’]ёшь, в ша[рф’]е, ка[рт’]йна, се[рд’]йтый, фо[рс’]йть, ко[рз’]йна, вто[рн’]ик,

у.мс[рл’]и, го[рч’]йца, нату[рШ’]ик и т. д. Точно так же обстоит делоЩ с произношением губных перед мягким заднеязычным [к’]: в совре«|и менном литературном языке они произносятся твердо, тогда как ранЫЙ ше они произносились мягко; ср.: ла[пк’]и, ля[мкЧи, ла[фк’]и, гри*Щ 1пк’]Й.              Щ;

Что касается существующего в современном литературном язык^Щ смягчения согласных перед мягкими согласными, то оно наблюдаетсдЖ прежде всего при произношении зубных [т], [д], [с], [з], [и] перед мягЗЁ ктгми зубными [т’], [д’], [с’], [з’], [и’],, [л’], а также перед [ч’]( ІШ’Ьд такое смягчение наблюдается чаще всего в корнях слов: [з’д’]есь, вЩ ка[с’сЧе, [с’н’]ег, ка[з’кЧи, по[с’л’]е, кб[з’л’]ик, мё[с’тЧи, пё[т’л’]и;Щ баїн’т Чик, о[д’н’]й, пё[н’с’]ия, бе[н’з’]йн и т.

д. То же самое наблюда-Я стся и на стыке корня и суффикса: за{д’нЧий, пу[т’н’]ик, карма[н’чЧик|В Реже такое смягчение осуществляется на стыке согласных [з], 'ЩЩД kojphh й Суффикса -л-: сле[з’л’]йвый и сле[зл’]йвый, га[дтл’]йвый и» гаТдлЧйвый и т. п.

Смягчение согласных перед мягкими отмечается и на стыке пристав-» ки и корня, хотя и непоследовательно. Так, всегда мягко произносится Я к гаечный согласный в приставках раз-(рас-), из-(ис-), без-(бес-)/Щ еоз-(вос-), чрез-(чрес-) перед мягкими [с’І, [ЗЇ корня: ра[с’с’]ёять,Щ бЧз'зЧемёльный, чре[с’с’]едёльник, бе[с’с’]йльный, во[с’с’]едал и» т. д. Перед иными же мягкими зубными конечный согласный этих:» приставок может произноситься и мягко, и твердо: ра[с’т’]ирать иgt; ра[ст’]ирать, бе[з’д’]ёлка и бе[зд’]ёлка, ра[з’л’]ёчься и ра[зл Чёчьсщщ воІз’нЧйк и во[зн’]йк. В отличие от указанных приставок приставка щ lt;¦- перед всеми мягкими зубными произносится мягко: (з’д’]ёлать, Я Іс’нЧимать, [с’л’]ивать.              Ж

Точно так же всегда мягко произносится и предлог с перед на-‘Ж чальным мягким зубным последующего слова: [с’-т’]ёми, [з’-д’]ёлоь},';ж ’]йми, [с’-л’]йпой, [з’-з’]имы, к’-с’]ёном и т. п.. В предлогах же'Ж из, без, через (так же как "и в приставках подобного типа) конечный Ж согласный всегда мягко произносится лишь перед начальными [с’]_и Щ [з’1 корня, а перед остальными мягкими зуб:іьі.ми;-которме начинают Щ слово,— то мягко, то твердо: и [с ’ -с ’ Тебя. бёТс’~-с~’ Ієна .^беїз’-з' Іемлйг Ж чере[с’-сЧёть, но: бе[с’-т’)ебя и бе[с-т’]ебя, чере[з’-дЧёнь’ и чере-[з- дЧёнь, и[з’-нЧйх и и[з-нЧйх и т. д.

Что касается сочетаний [т] и [д] с последующими мягкими зубными щпстыке приставки и корня, то в сочетании с [т’] и [дЧ конечные согласные. приставок могут произноситься и мягко, и твердо, в зависимости от чего при образовании долгого согласного на стыкеАзозникает мягкий или твердый затвор (пауза перед размыканием органов речи): о!т’тЧеснйть, о[д’дЧирать, о[т’тЧянуть, о[д’дЧёлать и о[ттЧеснйть, оІддЧирать, о[ттЧянуть, о[ддЧёлать.

При сочетании же [т], [д] с [сЧ,

[зЧ первые произносятся твердо: по[тсЧёсть, на[дзЧирать и т. д.

Смягчение зубных перёд мягкими губными наиболее последовательно происходит внутри корня слова, ср.: вё[т’вЧи, чё[т’вЧерть, (д’вЧе, ме[д’вЧёдь, [з’вЧерь, и[з’бЧё, [з’мЧей, [с’вЧет, [с’вЧинья, [с’п’Ійчка, [с’пЧегь, [с’мЧеть. Однако отмечается и твердое произношение согласных перед мягкими губными.

Приставки с-, раз-(рас-), из-(ис-), без-(бес-), чрез-(чрес-) перед | мягкими губными обычно произносятся с мягким конечным соглас- I ным: [с’п’]илйть, [с’в’]ернуть, [с’м’]ёрить, и[з’б’]йть, и[з’в’]инйть,У бг[з’м’]ёрный, чре[з’м’]ёрный, ра[з’в’]ёл и т. п. Наоборот, приставки под-, над-, пред-, от- перед мягкими губными в современном литературном языке произносятся твердо: по[дб’]ежал, на[тп’]исать пре[дв’]ещать, о[дб’]йть, о[тп’]исаться. Очень слабо представлено смягчение зубных перед мягкими губными на стыке предлога и корня. В основном в данном положении смягчается предлог с: [с’-в’]едрбм, [з’-б’]едбй, [с’-м’]ёста. Предлоги же из, без, через чаще произносятся с твердым зубным: и[с-п’]ёсни, и[з-б’]ёлки, бе[з-в’]ёса, чере[с-п’]ёнь и т. д. (хотя, впрочем, возможно и смягчение зубного в конце предлога). Наконец, предлоги от, над, под, перед произносятся перед мягкими губными твердо: о[т-м’]еня, на[д-м’]йром, на[т-п’]исьмбм, по[т- п’]ёной, пере[д-м’]ёстью.

Смягчение губных перед мягкими губными в современном русском языке очень редко. В старомосковском произношении такое смягчение наблюдалось шире. Так, твердый губной произносится/п/ред мягким на стыке предлога и корня: о[б-б’]ёрег, о[п-п’]ёнь; почтй всегда твердо произносится первый согласный в сочетаниях [фм’], [мб’], [мп’1: ри[ф- м’]е, бо[мб’]йт, ла[мп’]е. Сочетание [бв’] на стыке приставки и корня произносится с твердым [б]: о[бв’]ёл, о[бв’]йл, Но внутри рорня — с мягким: лк)[б’в’]й. Всегда смягчается [м] перед [м’1: га[м’м’]е, су[м’- м’]е; приставка или предлог в всегда смягчается перед [в’], [ф’], [м’1: [в’в’]ёл, [ф’-ф’]йльме, [в’м’]ёсте, но перед [п’] и [б’] чаще произносится твердо: [в-б’]едё, [фп’]ерёд, [в-б’]ёлой, [ф,-п’]ёсне.              \ /

Колебания^ смягчении согласных пёред согласными, разнажсте- j пень этого смягчения (мягкость, иногда полумягкость или сохранение/ твердости), его неустойчивость — все это свидетельствует о том, что: в данном явлении обнаруживается не позиционная мена согласных, обусловленная синтагматическими законами, а позиционные их изменения, вызванные возможным влиянием соседних звуков.

К позиционным изменениям принадлежат и изменения глухих аффрикат [ч’] и [ц] в звонкие [д’ж’] и [дз] и глухого фрикативного [х]в звонкий фрикативный [у] на стыке двух слов перед звонкими шумными, например: [доч’] — [дод’ж’-бы] дочь бы, [лт’ёц] —¦ [лт’ёдз-бы] отец бы, [плтух] — [плтуу-бы] потух бы. Подобные позиционные изменения, возникающие при слитном произношении двух слов, могут и не возникать, если между этими словами будет хотя бы незначительная пауза.

Наконец, позиционным изменением является оглушение сонорных согласных в конце слова после глухого шумного и в начале слова перед глухим шумным: пухл [пухл], рыхл [рыхл], пёстр [п’остр], драхм [драхм], вопль [вопл’], вепрь [в’ёпр’], рта [рта], мха [мха] и т. д.              ~              ~              ~

Позиционная мена воспринимается и осознается слушающими и говорящими, так как она отражает законы функционирования фонетический системы: нарушение этих законов означает разрушение фонетической системы данного языка. Позиционные же изменения не воспри- j нимаются и не осознаются, так как они не связаны с синтагматике- скими законами фонетической системы и поэтому могут осуществляться или не осуществляться: для функционирующей фонетической системы# позиционные изменения в принципе безразличны. Характер позицион-,^ кых изменений согласных, описанных выше, вполне это подтверждает/*?

<< | >>
Источник: Н. М. Шанский, В. В. Иванов. Современный русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» В 3 ч. Ч. 1. Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография /Н. М. Шанский, В. В. Иванов.— 2-е изд., испр. и доп.— М.: , Просвещение,1987.—192 с.. 1987

Еще по теме § 63. Позиционная мена и позиционные изменения согласных:

  1. 64. Звуковые изменения в современном русском литературном языке
  2. Типологические черты русской фонологической системы на фоне иноязычных систем
  3. ПОЗИЦИОННЫЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ ЗВУКОВ И ФОНЕМА
  4. Вопросы к зачетам и экзаменам по разделам дисциплины «Современный русский язык» Демонстрационные варианты экзаменационных билетов Раздел «Фонетика»
  5. Изменения звуков в речевом потоке
  6. Понятие позиционной мены. Типы позиционной мены
  7. Позиционная мена гласных
  8. Позиционная мена твердых и мягких согласных
  9. § 63. Позиционная мена и позиционные изменения согласных
  10. § 64. Позиционные изменения и позиционная мена гласных
  11. § 75. Произношение согласных
  12. 64. Звуковые изменения в современном русском литературном языке