<<
>>

ПРЕДИСЛОВИЕ

Объектом исследования является поэтика оценочных значений в идио­стиле Игоря Северянина (Игоря Васильевича Лотарева). Художественная речь этого «короля поэтов», талантливого и самобытного мастера слова, занимает особое место в истории русского литературного языка XX столетия.

Языковое сознание личности, народа, эпохи отражается в текстах поэта как наиболее яр­кого выразителя национальной индивидуальности, оригинального интерпрета­тора фактов культуры, расширяющего представление о языковой «картине ми­ра» России предреволюционного и первых послереволюционных десятилетий.

Предметом исследования избраны ключевые семантические поля, ме­тафорические конструкции и неологизмы как средства выражения оценочного значения (иронического и эмоционального), их семантические и стилистиче­ские функции, принцип организации их в поэтических текстах Игоря Северя­нина.

Актуальность исследования определяется тремя причинами: во-первых, общенаучным стремлением завершить систематизацию представлений об оценке и оценочности, выявить их взаимодействие со смеж­ными языковыми процессами и отражение в языке художественной литературы на материале семантически неисчерпаемых поэтических текстов. В последние годы многогранная и сложная аксиологическая проблематика рассматривается . не только в традиционных аспектах: логическом (Н.Д. Арутюнова, И.И. Ивин), функционально-семантическом (Е.М. Вольф, Н.М. Лукьянова, Т.В. Маркелова, М.А. Ягубова), функционально-грамматическом (Г.А. Золотова, Е.В. Клобуков, П.А. Лекант, В.В. Лопатин, Т.В. Шмелева, А.Н. Шрамм), функционально-стилистическом (Ш. Балли, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Т.Г. Винокур, Л.А. Новиков, И.А. Стернин, В.Н. Телия, В.И. Шаховский), национально-культурном (Ю.Д. Апресян, А. Вежбицкая, Т.И. Вендина, Ю.С. Степанов, А.Д. Шмелев), но и в свете получивших широкое распространение когнитивных и прагматических (Ю.Д. Апресян, В.Г.

Гак, В.Н. Цоллер) и текстовых исследова­ний (В.П. Григорьев, Е.И. Диброва, В.В. Леденева, Т.С. Монина, О.Г. Ревзина,

Г.Я. Солганик). Предпринимаются попытки системного изучения оценочных единиц, функционирующих в рамках дискурсов разного типа (Л.Т. Елоева, А.Ю. Кузнецов, О.И. Рыбальченко, О.В. Новикова). Значимость этих исследо­ваний детерминирована важностью аксиосферы в национальном, культурном, языковом сознании говорящей личности;

во-вторых, своевременным обращением к когнитивно-коммуникативному принципу исследования художественного текста, вклю­чающему три измерения: языковую личность — творца текста, содержательную структуру текста и его формальную структуру. Образные средства в поэтиче­ской речи с позиций этих параметров недостаточно исследованы в русистике, в том числе в текстах, закрепленных в лучших художественных образцах литера­туры. В нашем исследовании - это метафорическая и неологическая систе­мы и их моделирование в русской поэзии «серебряного века» - лирике Игоря Северянина. Предпринята попытка изучения новых аспектов оценочной мета­форы в художественном тексте - когнитивного, семиолого-семантического, психобиологического, коммуникативно-прагматического (наряду с традицион­ными семантико-стилистическим и функциональным) - не получивших до на­стоящего времени комплексного описания в лингвистической науке, но чрез­вычайно важных для выражения отношений творческой личности и мира. Важ­ность этой проблемы поддерживается неугасающим интересом других смеж­ных с лингвистикой отраслей науки к человеческой личности, различным ее проявлениям;

в-третьих, описание языкового портрета автора актуально, ибо является неотъемлемой составной частью языкового портрета нации в переломную (как в нашем случае) эпоху ее социально-экономического и культурного развития. Язык оценок раскрывает индивидуальный способ осмысления картины мира, ценностные ориентации автора и выражается стратегией использования слова в высказывании. Языковые средства интерпретации семантики оценки формиру­ют индивидуальный творческий стиль автора, несущий обязательный биогра­фический отпечаток.

Выявление этих средств и их описание дают представле­ние о неисчерпаемых возможностях слова в поэтическом тексте, «преображен­ных» оценивающим субъектом - «лириком» и «ироником» Игорем Северяни­ным. Наблюдения над языком оценочных метафор и индивидуально-авторских неологизмов поэта освещают некоторые аспекты языка лирической и ирониче­ской поэзии начала - первой трети XX века.

Цель работы состоит в исследовании и описании средств выражения оценки в идиостиле Игоря Северянина, в установлении взаимосвязи содержа­тельной стороны и языковой ткани художественной речи с учетом своеобразия авторского чувственного и иронического осмысления действительности.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

• выявить семантические доминанты творческой языковой личности, описать реализацию авторского иронического осмысления действительности языковыми средствами;

• систематизировать языковые средства выражения оценки в идио­стиле Игоря Северянина;

• представить динамическое взаимодействие когнитивного, эмоцио­нального и коммуникативного аспектов шкалы оценки;

• продемонстрировать динамику оценочных значений как отражение творческой эволюции поэта, связанное с контекстом его биографии;

• пронаблюдать зависимость шкалы оценки и «шкалы» иронии (со­чувствующая (добрая) - романтическая — язвительная — злая - саркастическая) с точки зрения градации ценностного отношения на уровне поэтического тек­ста;

• определить ключевые семантические поля, реализующие художест­венный мир поэта;

• выявить семантические, когнитивные и сензитивные механизмы оценочной метафоры в поэтике Игоря Северянина;

• проиллюстрировать специфику взаимодействия сенсорных моду­сов, лежащих в основе оценочной метафоры Игоря Северянина;

• исследовать синтаксические позиции знаков-коннотаций в процессе становления оценочной метафоры;

• установить специфику метафорики Игоря Северянина;

• показать окказиональное словотворчество поэта с позиций выраже­ния оценочных значений в его идиостиле;

• описать специфику образования поэтических неологизмов как экс­прессивное средство художественной эстетики Игоря Северянина.

Основная исследовательская гипотеза заключается в том, что в по­этических текстах Игоря Северянина отражается соотношение эмоциональной и иронической оценки, реализуемое номинацией ключевых семантических по­лей, спецификой метафоры и индивидуально-авторских неологизмов в комму­никативно-прагматическом контексте художественной речи.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Многоаспектность оценочного значения и его субъективное начало позволяют говорить о языке оценок поэта как о важнейшей составляющей ху­дожественного речемышления, объективированного в языковых средствах ин­дивидуального поэтического языка.

2. В текстах Северянина ирония участвует в формировании концепту­альной информации, составляя глубинный план текста и реализуется комплекс­ным использованием различных языковых средств, в том числе и тропов.

3. В образной системе Северянина к специфическим для идиостиля поэта стилистическим приемам выражения иронической оценки относятся ок­сюморон и хиазм.

4. Основанием оценки в поэтических текстах Игоря Северянина явля­ется чувство или ощущение (интуиция), поэтому «эмотивная» шкала подчиняет себе аксиологическую сферу идиостиля автора.

5. Коммуникативная природа иронической оценки строится на кон­трасте речевых намерений «голоса автора» и «голоса персонажа», то есть раз­личных форм несобственно-прямой или несобственно-авторской речи: вер­бально выраженного одобрения и не выраженного, но вытекающего из подтек­ста неодобрения (осуждения).

6. В основе самооценки-самоиронии лежит основной принцип эгофу-туристических деклараций Северянина: не столько самопохвала и самодоволь­ство под маской арлекина, сколько эпатирующий разрыв с традиционной эти­кой, основанный на непризнании социальной функции искусства.

7. Эмоциональные разновидности иронической оценки - добрая (ро­мантическая) — горькая (критическая) — злая (саркастическая) - эксцентриче­ская (парадоксальная) отражают градацию пространства художественной речи Игоря Северянина.

8. Имплицитные оценки дореволюционного периода творчества обу­словлены биографическим контекстом и представлены, как правило, имплика-циональным значением слова.

9. Одним из признаков идиостиля автора являются номинации «мира растений», преимущественно флористики, реализующие живописность и моза-ичность поэтических текстов Северянина и приобретающие в контексте поло­жительные и отрицательные оценочные коннотации.

10. Ядерные слова в ключевых семантических полях способны выпол­нять функцию как объекта оценки, так и оценочного предиката.

11. В основе оценочной метафоры Игоря Северянина лежат сенсорные модусы; ведущее место в идиостиле поэта занимает синкретическая метафора с базовыми зрительным, вкусовым, слуховым, одоральным модусами перцепции, что отражает отношение между оценкой и эмоцией: оценочная эмоция первич­на, возникающая на ее основе оценочная метафора - вторична.

12. Окказиональный словарь Северянина отличается сочетанием тра­диции и новаторства: автор расширяет узуальное словообразовательное гнездо ключевых слов; практикует образование деривата от нехарактерной для него основы с помощью форманта иной категориально-семантической природы.

13. Индивидуально-авторские неологизмы детерминированы не только приемом эпатажа как наиболее эффективным способом овладения вниманием

публики, но и стремлением Игоря Северянина к экспрессивному воздействию на читателя.

Теоретической основой исследования являются функционально-семан­тический и коммуникативно-прагматический подходы к категории оценки (Н.Д. Арутюнова, Е.М. Вольф, Т.В. Маркелова и мн.др.), которые предполагают описание языкового знака с точки зрения его использования, функционирова­ния в речевой деятельности, в нашем случае в поэтическом тексте. Приоритет­ными в лингвопоэтике и общей теории текста для автора были труды М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, В.П. Григорьева, Ю.М. Лотмана, Л.А. Новикова, О.Г. Ревзиной, Г.Н. Скляревской, Б.А. Успенского, Р. Якобсона и других ученых.

Основными методами, применяемыми в процессе исследования, явля­ются описательный и структурно-семантический. Использованы также лин­гвистическое наблюдение, филологический анализ художественного текста, коммуникативно-прагматическое описание, метод компонентного семантиче­ского анализа в рамках текста и контекста. Работа проведена на основе индук­тивного метода анализа: от конкретных языковых фактов к установлению сис­темных отношений между ними и обобщения на этой основе теоретических по­ложений и выводов.

Выводы исследования основываются на анализе поэтических текстов книг «Громокипящий кубок», «Классические розы», «Уснувшие весны» (пуб­ликации: Северянин И. Стихотворения. М., 1988; Северянин И. Стихотворения. М., 1990; Северянин И. Лирика. Минск, 1999; Северянин И. Тост безответный: Стихотворения. Поэмы. Проза. М., 1999. Исследовано около 3000 примеров, извлеченных из поэтических текстов автора.

Определения значений слов даются по Толковому словарю русского языка СИ. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. М., 1999 (СОШ).

Теоретическая значимость исследования заключается в углубленном анализе языковой категории оценки с функционально-семантических и стили­стических позиций, в раскрытии специфики функционирования в художествен­ном тексте различных языковых единиц, выражающих оценочные смыслы. Представляется важным описание интегративных параметров метафоры и окка­зионального слова, их экспрессивно-деятельностных функций, интенциональ-но-прагматической направленности и эмоционально-оценочной значимости в контексте творчества Игоря Северянина.

Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при обучении лингвистическому (филологическому) анализу текста как студентов-филологов, так и учащихся профильных классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Обучение филологическому анализу формирует творческую языковую личность, развивая чувственно-интеллектуальное восприятие художественного произведения, способствуя этическому и эстетическому воспитанию нации. Исследование метафоры вхо­дит в научную парадигму современности: человек — язык — культура, разви­вая самостоятельность творческих начал молодого поколения и обогащая его духовность. Материалы настоящей диссертации могут быть использованы при чтении курсов стилистики языка и речи, лингвистического анализа художест­венного текста, теории художественной речи, истории русского литературного языка, спецкурсов по проблемам аксиологии, а также по изучению идиостиля писателя.

Научная новизна работы состоит в том, что комплексный анализ взаи­модействия оценочной системы языка и ее реализации (авторских текстов) рас­пространяет сферу изучения «динамического» аспекта языка на систему рече­вых средств в идиостиле автора. В работе впервые представлена классификация оценочных средств (лексических, синтаксических, стилистических), а также образных средств - метафоры и окказионального слова как компонентов со­держательной информации поэтических текстов Игоря Северянина.

Метафоры и неологизмы рассматриваются также как основы художест­венного мировосприятия и манифестанты творческого кредо поэта. Комплекс­ное описание метафоры диктуется направлением современной научной мысли — лингвистика в интеграции наук. Поэтические тексты Игоря Северянина впер­

вые подвергаются лингвистическому комментированию, в котором выявляется имплицитный характер авторских оценок, определяющий совмещение негатив­ного и позитивного в доброй — язвительной и злой иронии как специфическом признаке идиостиля поэта «с открытой душой» (А. Блок), для которого поэзия была способом существования в реальном мире.

Апробация работы. Основные положения исследования отражены в пя­ти опубликованных работах. Отдельные положения излагались на конференци­ях профессорско-преподавательского состава Мичуринского государственного пединститута, Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, Воронежского государственного университета.

Структура диссертации. Работа состоит из предисловия, трех глав, за­ключения, списка сокращений, библиографического списка.

<< | >>
Источник: Портнова Светлана Юрьевна. ЛИНГВОПОЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ ЗНАЧЕНИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ ИГОРЯ СЕВЕРЯНИНА (ИГОРЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ЛОТАРЕВА). Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Москва - 2002. 2002

Еще по теме ПРЕДИСЛОВИЕ:

  1. Йозеф Шумпетер. "Капитализм, социализм и демократия" > Предисловие ко второму изданию, 1946 г.
  2. Декарт ПИСЬМО АВТОРА К ФРАНЦУЗСКОМУ ПЕРЕВОДЧИКУ «ПЕРВОНАЧАЛ ФИЛОСОФИИ», УМЕСТНОЕ ЗДЕСЬ КАК ПРЕДИСЛОВИЕ 2  
  3.   Предисловие [к работе К. Маркса «К критике гегелевской философии права. Введение»]
  4. М. ГРИГОРЬЯН ПРЕДИСЛОВИЕ к первому изданию собрания сочинений
  5. ПРИМЕЧАНИЯ. УКАЗАТЕЛИ ПРИМЕЧАНИЯ [**************************************************] Предисловие
  6. Предисловие к первому изданию
  7. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ИСКУССТВА К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ (ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ)
  8. ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ.
  9. ПРЕДИСЛОВИЕ
  10. Предисловие