<<
>>

§1.3. Методология теории государства и права

В переводе с греческого слово «метод» (methodos) означает путь, способ исследо-

вания или познания. Научная терминология под методом понимает приемы построения

и обоснования системы философского знания, объясняющего операции практического и

теоретического обоснования действительности6.

Вместе с тем в методологии познания государства и права наблюдается заметное

«отставание от общефилософского уровня разработок»7 теоретических способов прира-

щения нового знания. К сожалению, классическая отечественная юриспруденция, преодо-

лев монизм материалистической диалектики как единственно верного инструментария

эмпирического анализа объективной действительности, продолжает оперировать мировоз-

зренческими системами, игнорирующими биологические – генетические, анатомические,

инстинктивные и т.д. – факторы, влияющие на политическое развитие человечества.

Самыми популярными всеобщими (философскими) методами познания, выра-

жающими наиболее универсальные принципы мышления, распространяющиеся на все

области знания, являются: метафизический, феноменологический, диалектический, си-

нергетический, герменевтический и т.д.

1 См.: Ильин И.А. О сущности правосознания. Собр. соч. в 10 т. Т. 4. 1994. – С. 298.

2 См.: там же. С. 300.

3 Там же. С. 298.

4 См.: там же. С. 305–306.

5 Там же. С. 307–308.

6 См.: Иванников И.А. Теория государства и права. – С. 11.

7 Токарев Б.Я. Логический и исторический метод в теоретическом исследовании права. – Ростов-н/Д.,

1986. – С. 4.

Глава 1. Концептуальные основы

исследования теории государства и права

13

Обращение к философским основаниям, условиям и формам научного познания

социогенеза общества и государства задается контекстом культурно-исторического про-

цесса и относительно самостоятельными этапами его развития.

Более того, в условиях «размытых» ценностно-целевых структур переходного пе-

риода общества и недостаточной парадигмальной определенности правовой науки для

исследования предпочтительны предельно широкие рамки анализа проблем. Для про-

блем фундаментального уровня они могут задаваться общей методологией науки и кон-

текстом исторического развития политико-правовой мысли1.

Метафизическая философия исходит из того, что бытие не зависит от его частных

видов, оно не подвергается воздействию внутренних противоречий и существует незави-

симо от времени и субъекта познания.

Феноменологический метод базируется на описании важнейших процессов, явле-

ний и закономерностей исследуемой материи.

Ключевыми принципами диалектики признаются: объективность, всесторонность,

конкретность (восхождение от абстрактного к конкретному), историзм, противоречие,

единство качественной и количественной определенности, детерминизм, причинность,

отрицание и т.д.

К базовым законам диалектики относятся:

1. Закон единства и борьбы противоположностей.

2. Закон отрицания отрицания.

3. Закон перехода количественных изменений в качественные.

Герменевтическая философия фактически синтезирует правила интерпретации

письменных источников религиозного, юридического и иного характера.

Синергетика отрицает линейный путь исторического развития, монизм саморегу-

лирующихся систем и вариантов их эволюции.

По существу, вышеперечисленные методы познания фокусируют свое внимание

на самой материи, ее свойствах, генезисе, толковании или перманентно-поливариантном

способе воспроизводства различных структур бытия. Но все они игнорируют важнейшее

явление безграничной вселенной – жизнь, без сохранения которой абсурдна любая поли-

тическая теория.

Для учета условий, обеспечивающих развитие человеческой популяции в целом

или отдельного народа, необходимо использовать мировоззрение витальной филосо-

фии (от лат.

vita – жизнь), базовой основой которого служат биологические закономерно-

сти природной витальности, т.е. способности к выживанию.

Витальная философия использует виталогический (от лат. vita – жизнь и греч.

logos – знание) метод познания, признающий три аксиоматических принципа.

Во-первых, жизнь есть мера всех вещей.

Во-вторых, сохранение жизни осуществляется не только благодаря усложнению

организмов, но и в результате их упрощения.

В-третьих, жизнь – это единое непрерывное явление, проявляющееся во многих

поколениях одного вида, а не отдельный изолированный феномен конкретной особи.

Ключевыми признаками витальности являются:

1) обширность ареала обитания вида (для юридической науки – это размер террито-

рии государства),

2) численный показатель населения (динамика его развития),

3) физическое и духовное здоровье народа,

4) способность нации к воспроизводству.

1 См.: Тарасов Н.Н. Методологические проблемы современного правоведения: Автореферат дис. …

д-ра юр. наук. – Екатеринбург, 2002. – С. 3–4.

Элементарная материя юридического

познания теории государства и права

14

Виталогический метод позволяет проанализировать проблемы влияния биологи-

ческих факторов на политическое развитие механизма государства и народа, обеспечи-

вающего его существование, особенно в монархических державах, в которых остро стоит

вопрос о престолонаследии.

Кроме того, витальная философия может дать ответ на ряд вопросов, ставящих в

тупик другие способы познания. Например, почему непрерывные традиционные циви-

лизации Китая и Индии существуют более четырех тысяч лет, обеспечивая стабильный

рост своего населения, а в экономически благополучных странах Европы наблюдается

вымирание коренных национальностей и вытеснение их выходцами из Азии и Африки?

Почему женщины Древнего Рима в эпоху его расцвета перестали рожать детей и импе-

ратору Августу пришлось законодательным путем стимулировать заключение браков?

Целесообразно ли применение смертной казни и как обусловлены другие меры уголов-

ного преследования биологическими законами? Правомерно ли клонирование человека

и эвтаназия смертельно больных людей? При каких заболеваниях глава государства обя-

зан слагать с себя полномочия и т.д.?

Так, в рамках виталогическаго метода уместно привести выводы профессора Е.П.

Гуськова, утверждающего, что «взлет и разрушение цивилизаций – это система перерас-

пределения генов в популяциях. Завоеватели-кочевники исчезали, растворяя свои гены в

завоеванных, но генетически обособленных народах. Александр Македонский распылил

генофонд великой Греции от Египта до Индии. Гунны расплескали свои гены по всей

Европе и растворились в ней, как и татарские орды, оставившие исторический след в за-

воеваниях от Урала до Италии, но калабрийцы и венгры сохранили свой генофонд, не-

смотря на присутствие дружин Чингисхана и Батыя. Исчезли аланы, скифы и сарматы,

растворившие свои гены в популяциях менее воинственных народов.

Завоеватели теряют гены, порабощенные их накапливают»1.

Вместе с тем использование исключительно всеобщих методов познания для ис-

следования теории государства и права совершенно недостаточно, так как зачастую

формированию юридических доктрин предшествует определение гипотез, требующих

эмпирических проверок. Поэтому в качестве промежуточной методологии между фило-

софией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных

наук применяются общенаучные методы дедукции, индукции, анализа, синтеза, систем-

ного подхода и т.д.2

Дедукция для отыскания истины использует пошаговое движение от общего к ча-

стному и единичному. Индукция, напротив, представляет «вид рациональной оценки

(интерпретации) фактов, позволяющий предвидеть или предсказывать явления… обще-

ственной жизни»3 путем рассуждения от частного к общему, от единичного к целому.

«Метод систематизации исследует объект не изолированно, а как целостную систему с

выполнением ее многообразных типов связей»4. Методологические приемы анализа и

синтеза базируются на фактическом разложении целого на составные части и воссоеди-

нения его из отдельных элементов, путем идеального моделирования.

Стоит сказать, что методологическая наука наряду с всеобщими и общенаучными

методами познания выделяет частнонаучные, дисциплинарные и междисциплинарные

методы теоретического получения новых выводов и заключений.

1 Гуськов Е.П. К 100-летию генетики: от истока до устья – впереди океана // Научная мысль Кавка-

за. – 2000. – № 4. – С. 29.

2 См.: Иванников И.А. Теория государства и права. – С. 13.

3 См.: там же.

4 Там же.

Глава 1. Концептуальные основы

исследования теории государства и права

15

Частнонаучные методы познания применяются только в определенных областях

знания, например, в естественных или общественных науках. Так, при изучении истории

используется хронологический метод, в психологии – метод тестирования и анкетирова-

ния. Существуют методы механики, физики, химии и других наук. Наиболее рацио-

нальными являются математические приемы добывания нового знания. К сожалению,

современная юриспруденция использует их крайне редко. Хотя, с помощью алгебраиче-

ских формул можно доказать невозможность организации абсолютной власти в общест-

ве, ибо таковой нет в природе. Так, если предположить, что некая совокупность индиви-

дов конкретного государства (множество) борется за обладание безграничными полно-

мочиями социального управления, то оно будет стремиться к единице, а единица,

стремящаяся к бесконечности (абсолюту), всегда равна нулю. Следовательно, безмерная

власть – это фикция, а не реальность.

Частнонаучным методом юриспруденции считается сравнительно-правовой ме-

тод. Его используют при сопоставлении и противопоставлении двух и более правовых

или государственных систем с целью выявления общих, особенных и единичных свойств.

«В процессе применения сравнительно-правового метода, – пишет И.А. Иванников, – вы-

являются: типы правовых систем, связь правовых норм и институтов с отраслями права,

цели всего народа или политически господствующего класса (нации, расы и т.д.), полу-

чившие отражение в праве, конкретно-исторические условия подготовки и принятия

нормативных актов и т.д. Сравнительно-правовой метод расчленяют на синхронический

(синхронный) и диахронический (сравнительно-исторический)»1.

Синхронический срав-

нительно-правовой метод изучает государство и право двух или нескольких государств

одной эпохи, а диахронический – разных исторических промежутков времени.

Теория государства и права имеет собственные дисциплинарные методы позна-

ния, применяемые только этой дисциплиной. Такими методами считаются формально-

юридический (догматический) и нормативно-юридический. С помощью формально-

юридического метода изучается дух правовой нормы, ее смысл. По мнению сербского

ученого Радомира Лукича, «предмет, для исследования которого применяется догмати-

ческий метод, – это знаки, выражающие соответствующее идейно-понятийное содержа-

ние правовой нормы. Стоящая перед ним задача – «извлечь» из знаков их «содержимое»,

выявить обозначаемые ими идеи–понятия»2.

Нормативно-юридический метод опирается на анализ структурных элементов

нормы права, понимает их как логическое суждение особого рода, содержащее началь-

ные компоненты правового предписания3. В начале XX столетия И.А. Ильин отмечал, что

«нормативное рассмотрение интересуется правом как юридической нормой, т.е. юриди-

ческим характером и содержанием ее предписаний»4.

Дисциплинарные методы помогают выявлять отличительные признаки форм

правления и государственного (политико-территориального) устройства, государствен-

ного режима, политической системы и т.д. при анализе письменных источников консти-

туционного права любой державы в разные исторические периоды ее развития.

Нередко исследователям публичной власти приходится применять и междисцип-

линарные методы познания, используемые при анализе комплексных или родственных

дисциплин. Например, императивный метод применяется как в государственном, так и в

административном праве.

1 Иванников И.А. Теория государства и права. – С. 14–15.

2 Лукич Р. Методология права. – М., 1981. – С. 143.

3 См.: там же. С. 177.

4 Ильин И.А. Понятие права и силы // Собр. соч. – М., 1994. Т. 4. – С. 21.

Элементарная материя юридического

познания теории государства и права

16

В целом, говоря словами И.А. Ильина, можно констатировать, что «способов изу-

чения права много. Каждый из них в отдельности ценен и незаменим. Вера в спасатель-

ный идеологический монизм падает и уступает место принципиальному признанию ме-

тодологического плюрализма»1.

Однако современная методологическая наука теории государства и права далека

от совершенства, она нуждается в новой модернизации, учитывающей биологические

принципы человеческого развития, математические приемы, позволяющие обрабатывать

данные публично-правовых процессов, протекающих в обществе, и предсказывать (моде-

лировать) будущие изменения государственных механизмов.

Разрешить данные проблемы способно мировоззрение витальной философии, ба-

зирующейся на основополагающих законах развития жизни на Земле, сохранение кото-

рой следует признать главной целью политической эволюции человечества.

Кроме того, в методологическом плане мы стоим на той позиции, в соответствии

с которой познание «природы», т.е. содержания совокупности суммы непосредствен-

ной деятельности всех вещей и событий в их всеобщей связи, характеризующих любое

явление бытия2, следует проводить с помощью интегрированного анализа объектив-

ного, (эмпирического) материала и доктринального (субъективно-идеалистического)

осмысления его сущности. Связано это с тем, что изучение окружающего мира, прежде

всего, осуществляется в рамках социальных стереотипов человеческого мышления,

доминирующих на той или иной стадии развития мирового сообщества в целом или

отдельно взятой цивилизации3.

<< | >>
Источник: Чепурнова Н.М., Серёгин А.В.. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА: Учебное пособие. – М.: ЕАОИ, 2007. – 465 с.. 2007

Еще по теме §1.3. Методология теории государства и права:

  1. Тема 1предмет и методология теории государства и права
  2. 1. Предмет и строение теории государства и права
  3. МЕТОДОЛОГИЯ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  4. 14.Методология теории государства и права(система подходов и методов научного познания Г и П)
  5. Тема 3. МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  6. § 2. Методология теории государства и права
  7. §1.3. Методология теории государства и права
  8. §1.5. Функции теории государства и права
  9. Глава 1. Объект, предмет, структура и методология теории государства и права
  10. 1.6. Понятие методологи теории государства и права
  11. ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Структура классического университетского учебника МГУ по теории государства и права под редакцией проф. М.Н. Марченко
- Административное право зарубежных стран - Гражданское право зарубежных стран - Европейское право - Жилищное право Р. Казахстан - Зарубежное конституционное право - Исламское право - История государства и права Германии - История государства и права зарубежных стран - История государства и права Р. Беларусь - История государства и права США - История политических и правовых учений - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминалистическая тактика - Криминалистическая техника - Криминальная сексология - Криминология - Международное право - Римское право - Сравнительное право - Сравнительное правоведение - Судебная медицина - Теория государства и права - Трудовое право зарубежных стран - Уголовное право зарубежных стран - Уголовный процесс зарубежных стран - Философия права - Юридическая конфликтология - Юридическая логика - Юридическая психология - Юридическая техника - Юридическая этика -