Концепция единой реальности
На неклассическом этапе развития теории познания, стало ясно, что различные виды реальности – не разделены пропастью, а представляют как бы разные стороны одного явления: любая реальность – является неопределённой или смешанной, и лишь относительно – можно выделить какую то её сторону, которая преобладает.
Концепция единой реальности (постнеклассическая) – идёт ещё дальше в разрушении пропастей между реальностями, и делает ряд новых, революционных выводов, которые рассмотрим по порядку:
Первый вывод концепции единой реальности (1 й постулат КЕР) звучит следующим образом:
Всё, что является возможным в одном виде реальности, возможно и в другом.
Если этот постулат верен, то разница между реальностями – уже не имеет значения, т.е., практически – отсутствует.
Кое о чём из этого – мы уже говорили ранее (забегая вперёд): например, о том, что Бог возможен как в случае виртуальной реальности окружающего Мира (объективной или субъективной), так и в случае обычной реальности.
Воскрешение людей – тоже, как мы видели – возможно при любом варианте реальности. В обычной реальности возможно и волшебство (но в иллюзорном виде (технологические фокусы)). И т.д. и т.п. Т.е. всё, что является возможным в одном виде реальности, возможно и в другом (1 й постулат КЕР).Итак, используя 1 й постулат КЕР, можно сказать, что всё, что есть в виртуальной реальности (играх, фильмах, воображении, и т.п.), теоретически, может быть осуществлено и в обычной реальности (сейчас или в будущем). Нет ничего такого, что было бы возможно в виртуальной реальности (в воображении, например), и не могло бы быть когда нибудь реализовано в обычной реальности.
Это должно быть и понятно, ибо если бы существовало явление, возможное лишь в каком то одном виде реальности, то обнаружение такого явления позволило бы, с достоверностью, определить вид реальности.
Но таких явлений, естественно, нет (согласно КЕР), и вид реальности окружающего Мира – доказать невозможно.Постнеклассически, вопрос о видах реальности – вообще теряет (практическое) значение, т.к. от того, к какому виду реальности принадлежит окружающая действительность, перечень возможностей – не зависит (в соответствии с 1 м постулатом КЕР).
Даже неделимость элементарных частиц – можно объяснить, не прибегая к виртуальной реальности Мира (например, неделимость можно объяснить с помощью солитонных моделей элементарных частиц). Так – и телепортация, легко осуществимая в виртуальной реальности, в обычной – тоже возможна, но механизм её совсем другой (например, нужно остановить течение времени у наблюдателя, тогда все вещи вокруг станут двигаться с бесконечными скоростями). Создать Мир за 6 дней возможно не только в виртуальной, но и в обычной реальности (нужна только развитая технология и много энергии). В любой реальности, сущность души – остаётся одинаковой (т.е. информационной), хотя информационные носители могут различаться. И т.д. Т.о. разницы в возможностях из за вида реальности – не наблюдается.
Можно даже сделать, что в виртуальной реальности, виртуальному человеку, чтобы поднять виртуальный камень – потребуется больше энергии, чем обычному человеку в обычной реальности (для этого, в виртуальном мире, нужно задать силу гравитации больше, чем на Земле). Функционирование виртуального Мира может потреблять больше энергии, чем функционирование Мира обычного (многие вещи в нашем Мире – вообще не требуют энергии (например, лежащий камень), в то время как существование любого объекта на экране – требует постоянной затраты энергии).
Итак, все границы и различия между реальностями – условны.
С помощью технологий – можно создать сказочный, удивительный Мир – и в обычной реальности, и заполнить его всем тем, чем может быть заполнен виртуальный сказочный мир, в т.ч. волшебством (но в иллюзорном виде), сказочными существами, в т.ч.
драконами (при помощи генной инженерии), и т.д.Идём далее:
Второй постулат КЕР:
Механизм одинаковых явлений, в разных видах реальности – может различаться.
Рассмотрим это на ряде наглядных примеров:
Например, чудо превращения воды в вино, в виртуальной реальности – можно осуществить с помощью программы, а в обычной реальности – с помощью красителя / нанотехнологии / простого фокуса / и т.д. и т.п. В сновидении, превратить воду в вино – можно усилием мысли. Результат (т.е. явление – превращение воды в вино) – будет одинаковым, а механизм достижения результата (явления) – разный. Тем не менее, одно и то же явление осуществимо в любой реальности.
Итак, мы рассмотрели, с большего, два постулата КЕР, и наметили контуры единой гносеологической концепции.
Итак, какие варианты видов реальности можно выделить на постнеклассическом этапе? Благодаря первому постулату КЕР, отпала сама необходимость выделения видов реальности, и хотя они – никуда не исчезают и не отрицаются, но содержатся в снятом виде, – в чём то, что можно назвать:
1. единой реальностью (в которой возможно всё, что вообще возможно).
Выбор уже не между вариантами реальности, а между «вещами», которые кажутся конкретному человеку – имеющими место в окружающем Мире, или не имеющими места.
Вот, например: в субъективной виртуальной реальности (Мире как сновидении), ты – Бог, забывший о своей божественности. Но и в обычной реальности такое тоже возможно: например, ты был представителем развитой инопланетной цивилизации, и владел собственным Миром (в обычной реальности), но у тебя отобрали этот Мир, в результате чего ты сбежал на Землю, изменил форму, и лишился почти всей своей памяти (от стресса), (такая идея, например, легла в основу приключенческой книги «Пирамидальный мир»). В виртуальной объективной реальности, ты тоже можешь оказаться Богом (например, главной программой), забывшей (намеренно или нет) о своей божественности и главенстве. Итак, вариант реальности – не является помехой для твоей божественности. Как не является помехой и для возможного отсутствия таковой, и наличия ничтожности. Вариант реальности – не является помехой и для наличия (или отсутствия) Бога, возможности (или невозможности) волшебства (обычного или иллюзорного), возможности (или невозможности) вечной жизни, наличия или отсутствия судьбы, и т.д. Выбор т.о. ставится уже не между видами реальности, – а между различными явлениями, кажущимися имеющими либо не имеющими места в окружающем Мире.
Т.к. в любой реальности всё возможно, что возможно в другой реальности, то отпадает необходимость выбора между верой в тот или иной вид реальности окружающего Мира, а значит, выбора между идеализмом и материализмом, и между объективным и субъективным идеализмом. Реальность становится т.о. единой (а не неопределённой, или смешанной, и относительной, и т.д., как было на неклассическом этапе)…