<<
>>

Материализм и объективный идеализм

Понятия: материализм, и объективный идеализм – пожалуй, всем известны. Теория познания (гносеология), для этих философских терминов – «как мать родная». Рассмотрим их содержание:

Объективный идеализм – это вера в то, что реальность нашего Мира – не обычна, а является объективной виртуальной реальностью.

Основателем объективного идеализма, как философского направления, можно считать древнегреческого мыслителя Платона, о котором мы уже говорили ранее. В учении Платона – было понятие потусторонних «идей» (информации), на основе которых – построены все вещи нашего, посюстороннего Мира. От слова «идея» – и происходит понятие: идеализм.

Мир, по Платону, в общем, не зависит от нашего сознания, т.е. является объективным. Отсюда – и объективность (Платоновского) идеализма. После Платона, объективный идеализм прошёл долгую дорогу дальнейшего развития, в трудах многих философов (т.н. неоплатонизм…), и к современности – в основном сводится к идее потустороннего суперкомпьютера, и всего, что с этим связано.

Материализм же – противоположен объективному идеализму: материализм – это вера в то, что реальность нашего Мира – обычна, и следовательно, что окружающая нас материя (или что то вроде материи) – является подлинной, и является сутью нашего Мира.

Материализм – это вовсе не то же самое, что атеизм! Атеизм – это вера в отсутствие Бога у нашего Мира. Материализм же – вера всего лишь в обычную объективную реальность окружающего Мира, которая вовсе не является помехой для возможности существования Бога (но Бог, в таком случае, представляется, например, инопланетянином). Т.е. можно, будучи материалистом, в то же время быть и религиозным человеком (т.е. верить в Бога).

То же самое – касается и объективного идеализма: он тоже может быть религиозным, а может – и атеистическим. Т.е. можно быть атеистом и одновременно верить в объективную виртуальность окружающего Мира, т.е.

быть объективным идеалистом. Появление атеистической (= безБожной) версии объективного идеализма – было связано с идеей того, что Бог – умер, и идея эта, под влиянием двух страшных мировых войн, широко распространилась, и была, в своё время, очень популярной.

Но вообще, для атеистического объективного идеализма – Богу не нужно обязательно умирать: достаточно, чтобы Он всего лишь удалился из нашего объективно виртуального Мира в какие нибудь другие виртуальные миры, и забыл о нашем Мире…

Даже в Библии, для такой возможности, можно найти определённые основания, однако, по крайней мере, в Библии – Бог обещал однажды вернуться (в т.н. Судный день), – чтобы судить всех людей за их грехи… На время же своего отсутствия (?) в нашем Мире, Бог мог поручить свою волю и наблюдение за человечеством – ангелам, «программам», в т.ч. мог разрешить им давать людям откровения и озарения… (поэтому даже в отсутствие Бога, действенность специфических методов познания, как уже говорилось, может сохраняться).

Подведём некоторые итоги: итак, понятия материализм и атеизм – совершенно разные понятия; как и понятия вера в Бога (религиозность) и идеализм – тоже совсем о разном. При этом все эти понятия – происходят из гносеологии (т.е. это – гносеологические термины).

Рассмотрим и ещё один (следующий) подобный термин:

<< | >>
Источник: Этэрнус. Теория Познания. 2012

Еще по теме Материализм и объективный идеализм: