<<
>>

Первобытная пара

«Энумаэлиш» — втом виде, в каком она дошла до нас,—написана на аккадском языке и относится примерно к середине второго тысячелетия до н. э., когда цари Вавилона осуществляли власть над всей страной.

Она основана, однако, на более древней версии, где героем был не вавилонский Мардук, а шумерийский бог ветра, Энлиль, принадлежавший Ниппуру[127]. Если именно бог ветра разделил Тиамту надвое и поднял половину ее тела, чтобы сотворить небо, то содержание этого эпизода становится понятным, так как по всему свету распространено поверье, что небо и земля, представлявшие собой первоначально единое целое, были насильственно разделены ветром или светом[128]. В Китае Шан Ди, бог сотворения, был разлучен одним из своих детей с их матерью-богиней, с которой он был соединен, а затем он поднялся на небо, чтобы пролить оплодотворяющий дождь[129]. В Полинезии Ранги (небо) и Папа (земля) были соединены в объятии, пока их дети, которые никогда не видали света, не оторвали их друг от друга «так, что появился и свет»[130]. В Египте два пола поменялись местами, очевидно потому, что при отсутствии дождя земля считается оплодотворяющей силой. Богиня неба Нут изображалась склоняющейся над откинувшимся богом земли Гебом, с которым она была разлучена их ребенком Шу, богом ветра[131].

Восстановив Энлиля на место Мардука, мы объяснили поражение Тиамту, но дальнейшая аномалия все же остается. История разделения неба и земли уже рассказана в другой форме в начале поэмы. Такие повторения можно найти и в других теогониях. Поэмы такого рода складывались в течение долгого времени путем собирания и комбинирования древних мифов, первоначальное значение которых во многих случаях люди перестали уже понимать.

История, рассказанная в начале поэмы, такова: прежде был хаос, в котором мужчина Апсу (пресная вода) соединился с женщиной Тиамту (соленая вода).

От них родились Лахму и Лахаму, пред* ставляющие ил; от них произошли Аншар и Кишар, представляющие край неба и край земли, а от последних — Ану и Нудиммут. Ану —это бог неба, Нудиммут — еще одно имя для Эа, первоначально Энки, бога земли. По-видимому, в этом пункте было внесено какое-то изменение, и полагают, что первоначально третью пару составляли Ан-Ки, небо и земля, которые были насильственно разлучены ветром[132]. От них произошли те боги, которые внесли порядок в хаос. Подобно этому, в египетском тексте мы читаем, что в начале были две пары змей, женского и мужского пола, и две пары жаб, также женского и мужского пола, представляющие первобытные воды и мрак, окутывавший их, и от них произошел бог-солнце[133].

Все космогонии этого типа, очевидно весьма примитивные, могут быть отнесены к «генеалогическим», потому что они основываются на том представлении, что физический мир был создан благодаря процессу полового воспроизводства. Эту характеристику можно принять с одной оговоркой. Для нас, знакомых с институтом моногамии и фактами рождения потомства, первобытная пара является просто прообразом супружеской пары. Это недоразумение. Она не могла в таком свете рассматриваться первобытными людьми, среди которых впервые появилась, по той простой причине, что в их обществе брак был коллективным и идея физического родства по отцу была им неизвестна. Для них первобытная пара была не парой индивидов, а парой половин племени, представленной в лице особей мужского и женского пола, потому что мужчины одной половины вступали в половые сношения с женщинами другой. Другими словами, все эти генеалогические космогонии были вариациями, более или менее утонченными, той темы, которая содержится в австралийском мифе о вороне и орле (см. стр. 48). Идея полового воспроиз- * водства является по своему происхождению социальным отражением. Эволюция и организация вселенной представлены в форме, определяемой эволюцией и организацией племени.

<< | >>
Источник: Джордж Томсон. ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА. Том II ПЕРВЫЕ ФИЛОСОФЫ ИЗДАТЕЛЬСТВО ИНОСТРАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Москва, 1959. 1959

Еще по теме Первобытная пара:

  1. 10. Признаки государства, отличающие его от родоплеменной организации первобытного общества.
  2. Очерк 1. Особенности первобытной психологии и институт гостеприимства у древних славян
  3. Первобытная пара
  4. Парадоксы медицинского образования
  5. §6.1. Типологическая парадигма исторического развития государства
  6. 2.3. Отличие государства от первобытного общества
  7. 1. Первобытное общество = добытчики + перераспределители
  8. ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
  9. § 2. Первобытно-коммунистический и первобытно-престижный способы производства
  10. Первобытный человек