<<
>>

ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛИ

  ПРИМЕЧАНИЯ

Из помещенных в настоящем издании произведений впервые на русском языке публикуются «Сизиф», «Демодок», «О добродетели», «Алкиона», «Определения», а также в приложении — «Учебник платоновской философии» Альбина и «Анонимные пролегомены к платоновской философии».

О переводах на русский язык других произведений, включенных в настоящее издание, см.: Платон. Соч.: В 3 т. Под общей редакцией А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. М., 1968—1972, т. 3 (2), с. 651.

ФЕАГ

«Феаг» принадлежит к так называемым сократическим диалогам и всей античностью приписывался раннему Платону. Он был включен в число его подлинных сочинепий ритором Фрасиллом (I в. н. э.), знатоком творчества Платона. Тем не менее критика XIX в. решительно взяла под сомнение подлинность «Феага». Однако внолне вероятно, что перед нами диалог еще молодого Платона. Возможно также, что автор «Феага» принадлежал к платоновской школе или к стоическим платоникам эпохи эллинизма, интересовавшимся гаданиями, предсказаниями, мантикой (ср., напр., сочинения философа и писателя I в. н. э. Плутарха на эту тему), что находит отражение в диалоге. Но все-таки в первую очередь «Феаг» интересен как наибная попытка разобраться в «даймоническом» феномене Сократа как основе его философии идей и философии жизни (см. ниже прим. 24 [14]). Примечательно то, что здесь сократовский «даймоний» оказывается активной силой, обращенной на внешний мир, избирающей для своего воздействия единомышленников Сократа и наделяющей их особенной силой философствования.

В диалоге участвуют Сократ, Демодок (см. также: Демодок) и сын последнего Феаг. Демодок, богатый землевладелец, в «Апологии Сократа» упоминается как отец двух братьев, Парала и Феага, близких к Сократу. Демодок присутствовал на суде во время заключительной речи Сократа. Занимавший некогда важные должности, теперь он стар (он старше Сократа) и живет на покое под Афинами.

Заботясь о воспитании своего сына Феага, Демодок прибыл с ним в Афины в поисках ученого софиста. Он встречает на дороге Сократа и заводит с ним беседу в надежде на добрый совет. Они уединяются в портике Зевса

Освободителя (см. ниже прим. 2). Феаг оказывается так увлечен Сократом и сведениями о его гении («даймоне»), помогающем преуспеть его слушателям, что готов идти в обучение только к этому удивительному человеку. Однако, по словам Сократа, гений, способствуя одним, обделяет своим вниманием других, и сила гения, умножая мудрость подлинных учеников, лишает своей помощи неспособных к философии. Феаг готов подвергнуть испытанию свою судьбу.

Действие диалога происходит, видимо, между 410 и 406 гг.[15] (см. ниже прим. 29).

Феаг упоминается среди слушателей и друзей Сократа в «Апологии Сократа» (33 е) наряду со своим братом ІІаралом, а также Крито- булом, Эсхином, Платоном, Аноллодором. В «Государстве» (VI 496 с) Сократ, беседуя с Адимаптом, братом Платона, о тех, кто достойным образом занимается философией, вспоминает, в частности, Феага, у которого, однако, «все решительно уклонилось к тому, чтобы отпасть от философии» из-за его увлечения делами государства. Правда, слабое здоровье помешало Феагу проявить себя в политике. Умер Феаг, по-видимому, как раз в дни процесса над Сократом.

Сократ (469 — 399), знаменитый древнегреческий мудрец и философ, учитель Платона, казненный в Афинах за свое свободомыслие, является главным действующим лицом всех диалогов Платона (за исключением «Законов») и ряда сочинений другого ученика Сократа — Ксенофонта. О Сократе см.: Лосев А. Ф. Жизненный и творческий путь Платона, гл. 3. Сократ.— Платон. Соч.: В 3 т. Т. 1, с. 15— 26 [16] а также: Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Жизнеописание. М., 1977; Кессиди Ф. X. Сократ. М„ 1976.

1 Поговорить с тобой — в оригинале idiologesasthai, глагол, не употреблявшийся в аттической прозе, но относящийся к более позднему времени. — 66.

Портик Зевса Освободителя (Элевтерия) находился в северозападном предместье Афин, Керамике.

Демодок, видимо, прибыл в Афины через Дипилонские ворота (может быть, из Пирея), отделявшие внешний (за пределами городских стен) Керамик (где была расположена Академия Платона) от внутреннего (всамом городе), где рядом с портиком Зевса как раз и состоялась встреча Демодока и Сократа. — 66.
  1. Сравнивая человека с растением, Демодок аргументирует свою мысль в сократическом духе: с помощью простейшего примера, знакомого ему как земледельцу. Ср. сопоставление неправильно воспитываемого ребенка с кривым деревом в «Протагоре» 325 d(см. также ниже прим. 9).— 66.
  2. Философы-содбмсгы обучали молодежь за большие деньги. Особенно славились этим Горгий из Сицилии (см. ниже нрим. 23), Гиппий из Элиды (см. прим. 3 к с. 159), Протагор из Абдеры (см. прим. 32 к с. 131). Гиппий, например, «в короткое время заработал гораздо больше ста пятидесяти мин» (Гиппий больший 282 е), т. е. около 5 тыс. руб. золотом. См. также: Протагор, Горгий, Апология Сократа и прим. к этим диалогам. Поскольку название «софист» происходит в древне- греч. от sophos, т. е. «мудрый», вполне понятно, почему Феаг, желая стать мудрым, хочет обратиться к софистам. Об имени «софист» см.: Протагор, прим. 13. Фрагменты софистов см.: DieFragmentederVor- sokratiker. Griechischunddeutsch, v. H. Dieb, 9 Aufl., herausgeg. v. W. Kranz, Bd I — III Berlin, 1959-1960 (далее - Diels); в русск. пер.: Маковельский А. О. Софисты, вып. 1—2. Баку, 1940—1941).— 67.
  3. Схолиаст (древний комментатор) называет это выражение «поговоркой» и ссылается на то, что комедиограф Аристофан приводит ее в «Амфиарае» (Plato.Dialogi, ed. С. Hermann (далее — Hermann), VI, p. 287). - 67.
  4. Феаг(Theages) — букв, почитающий божество (греч. theos— бог, hadzomai, hadzo— почитаю, благоговею).— 67.
  5. О воспитании детей и юношества не раз говорится в диалогах Платона, который сам прошел школу у лучших учителей музыки, грамматики и гимнастики. Так, в «Протагоре» (325 de) участники диалога рассуждают о воспитании и образовании детей богатых родителей.
    См. также ниже прим. 21. — 68.
  6. Теперь Сократ начинает беседовать с Феагом, пользуясь своим постоянным методом вопросов и ответов, т. е. тем, что Платон называет диалектикой. Как обычно, Сократ хочет установить общее, родовое понятие — в данном случае общее понятие мудрости — в его отличии от частных проявлений. Ср. рассуждение в «Пире» о понятии любви и творчества (205 b— d). — 68.
  7. В своих беседах Сократ у Платона всегда оперирует самыми обыденными примерами. В «Пире» Алкивиад даже говорит, что у Сократа на языке «вечно какие-то вьючные ослы, кузнецы, сапожники и дубильщики...» (221 е). Эта манера часто раздражала неблагожелателей Сократа, как об этом можно судить по реплике Калликла: «Клянусь богами, без умолку, без передышки ты толкуешь о поварах и лекарях, о башмачниках и сукновалах — как будто про них идет у нас беседа» (Горгий 491 а). См. также выше прим. 3. — 70.
  8. Эгисф, сын Фиеста из царского рода Танталидов вступил в связь с супругой своего двоюродного брата Агамемнона и, убив его с ее помощью, захватил власть в Микенах, где и правил семь лет, пока не был убит Орестом, сыном Агамемнона. — 70.
  9. Лелей у сын Эака и Эндеиды, внук Зевса и отец Ахилла,— герой, участвовавший в походе аргонавтов. Обычно изображается престарелым супругом морской богини Фетиды. Владения его находятся во Фтии — в Фессалии на севере Греции. — 70.
  10. Периандр из Коринфа (ок. 660 — ок. 585) считался в Греции одним из семи мудрецов (другие — Питтак, Биант, Фал ее, Хилон, Клеобул, Солон). Однако, по некоторым свидетельствам, вместо него значится Мисон. Периандру приписывали изречение «забота — всё» или «прежде всего — забота». Изречения семи мудрецов см.: Diels, BdІ. Кар. 10. См. также прим. 51 к с. 110 и прим. 16 к с. 418. — 70.

Архелай, сын македонского царя Пердикки II и рабыни, был деспотом и вместе с тем покровителем искусств. При его дворе жили поэты и художники. Там находился, в частности, в последние годы жизни знаменитый греческий трагик Бврипид (480—406), который был вынужден в 408 г.

уехать из Афин. В Македонии он написал трагедии «Ифигения в Авлиде» и «Вакханки». Приглашал Архелай и Сократа, но тот отказался. О жестокости Архелая см.: Горгий 470 d - 471 d и прим. 20. - 70.
    1. Гиппий, сын афинского тирана Писистрата, после смерти отца унаследовал власть в Афинах вместе с братом Гиппархом. Вынужден был покинуть Аттику, когда туда вторглись спартанцы во главе с царем Клеоменом. — 70.
    2. Бакид — популярный прорицатель из Беотии (имя его Bacisсвязано, видимо, с глаголом badzein — вещать, ср. также лат. vates — прорицатель, поэт, наделенный особым вдохновением). В VI в. во времена Писистрата и его преемников был известен также Бакидов сборник прорицаний. Геродот с большим доверием относился к прорицаниям Бакида (VIII 20, 77, 96). Сибилла, или Сивилла, легендарная прорицательница, дочь Зевса, по преданию, обитала в Дельфах. Имя ее стало нарицательным для женщин, якобы наделенных божественным даром пророчества. До Платона дошли сведения о Сибилле Эритрей- ской — Герофиле, жене или сестре Аполлона. Наиболее знаменитые оракулы Аполлона были в Трое, Кларосе, Колофоне, Дельфах и на Делосе. Вергилию известна Сивилла Кумекая в Италии, которую отождествляли с Эритрейской. В «Энеиде» Вергилия (песня VI) она пророчествует Энею великое будущее. Всего древние знали десять Сивилл. Существуют так называемые Сивиллины книги — 14 книг (IX и X не дошли) прорицаний и изречений эллинистического времени (Die Oracula Sibyllina, bearbeitet von J. Geffcken. Leipzig, 1902). Амфилиту предсказатель из Акарнании, долго жил в Афинах. О его предсказании Писистрату см.: Геродот I 62. См. также прим. 10 к с. 179.- 70.
    3. Определение разных типов власти (всего пять) и их видов дает Аристотель (Политика IV 4, 1291 b15 — 8, 1295 а 24). В тирании он выделяет три вида. Первые два основаны на законе и добровольном признании власти, которая по существу своему деспотична, третий противоречит желанию граждан и соответствует неограниченной абсолютной монархии. Платон в «Государстве» рассматривает четыре главных типа власти и промежуточные ее формы (VIII 544 а — е).
      См.: Государство VIII, прим. 3 — 12. — 71.
    4. Пер. С. Я. Шейнман-Тонштейн. Стихи, приписываемые Платоном Еврипиду (см. выше прим. 13) не только здесь, но и в «Государстве» (VIII 568 Ь), есть и у Софокла (ок. 496—406): Tragicorumgraecorumfragmenta, гес. A. Nauck. Suppl. add. В. Snell. Hildesheim, 1964, fr. 13 (далее — N.— Sn.). О том, что подобные стихи имелись у Еврииида, свидетельствуют античные комментаторы (VI, р. 357 Hermann). Однако среди дошедших до нас фрагментов Еврипида их нет. — 71.
    5. Анакреонт (VI в.), древнегреческий поэт из Ионии (Малая Азия, г. Теос), воспевал легкую, вечно новую любовь, которая пребывает с поэтом вплоть до старости. О собрании фрагментов Анакреонта и их переводах на русский язык см.: Федр, прим. 15. См. также прим. 1 к с. 347. О Калликрите, дочери Кианы, в дошедших фрагментах Анакреонта не говорится. — 72.

Фемистокл (ок. 525 — ок. 460), сын Неокла, афинский государственный деятель и полководец, был главой партии радикалов в греко- персидской войне. Он создал сильный морской флот, укрепил Афины, основал гавань Пирей (493), разбил при Саламине мощный флот персов (см. прим. 26 к с. 103). Умер в изгнании. См.: Горгий 516 d; Плутарх. Фемистокл.— Сравнительные жизнеописания, т. I. М., 1961. Перикл (ок. 469—429), сын Ксантиппа, знаменитый афинский государственный деятель и полководец, глава партии демократов, способствовал военному и культурному возвышению Афин. При нем Акрополь принял свой классический вид, а время его правления в Афинах, славящееся своим искусством и театром, называется «веком Перикла». Умер от чумы в самом начале Пелопоннесской войны. См.: Плутарх. Перикл.— Сравнительные жизнеописания, т. I.Кимон (ок. 504 —449), сын Мильтиада, видный афинский государственный деятель и полководец времени греко-персидской войны, был одним из основателей морского союза греческих полисов во главе с Афинами. См.: Плутарх. Кимон.— Сравнительные жизнеописания, т. II, 1963. — 73.

      1. Греки называли всех неэллинов, говорящих на чуждом грекам языке, варварами. Последним, как считалось, был свойствен низкий культурный уровень, на чем и основывалось представление о естественном господстве греков над варварами (ср. «Ифигениюв Авлиде» Бврипида, где героиня произносит монолог, прославляющий греков перед лицом варваров — троянцев: «Грек — цари, а варвар — гнисяі Неприлично гнуться грекам перед варваром на троне», 1400 сл., пер. И. Ф. Анненского). Заметим, что и для египтян, считавших себя «древнейшим народом на свете» (Геродот II 2), другие народы, говорящие на своем языке, тоже были варварами (там же II 158). Такую же позицию занимали потом и римляне по отношению к народам, с которыми воевали. Но в дальнейшем, ассимилировав завоеванных варваров, римляне называли так главным образом диких, не покорившихся их силе германцев. — 73.
      2. Ср. Менон 93 Ь — 94 е, где говорится, что доблестные люди (Перикл и Фукидид) могут дать своим сыновьям прекрасное образование, но добродетели научить их не могут; а также Протагор (328 с), где говорится, что сыновья благородных отцов зачастую отнюдь не похожи на своих родителей. — 73.
      3. Из этих слов видно, что Демодок происходит из Анагиры, которую схолиаст относит к дему («округу») Эантида (VI, р. 288 Hermann). — 75.
      4. Продик Кеосский (род. ок. 470 г.), софист с о-ва Кеоса, в отличие от других софистов проповедовал необходимость морального совершенствования. Для него характерен также интерес к синонимии и толкованию многозначности слова, которая, по его мнению, отражает смысловую глубину жизни. Горгий из Леонтин в Сицилии (483—475), один из основателей софистики, был учеником Эмпедокла. Учениками Горгия в свою очередь были Пол-акрагантец (из Акраганта, или Агри- гента), Перикл, Исократ. Горгий возглавлял леонтинское посольство в Афины в 427 г. во время Пелопоннесской войны (см. прим. 31 к с. 104) и добился от афинян военной помощи (см. также прим. 2 к с. 223). В Дельфах ему была поставлена золотая статуя (см.: Цицерон. Об ораторе III 32, 129). Горгий является также одним из основателей античной риторики с ее сложной системой тропов и фигур, часть которых так и называется — «горгиевыми». Стиль его речей отличался пышностью, вычурностью, особой возвышенностью и в античности именовался горгианским. Горгию посвящен у Платона специальный диалог, одним из действующих лиц которого является и Пол из Акраганта. Фрагменты Горгия и Продика см.: Diels, BdII, 82, 84; в русск. пер.: Маковельский А. О. Софисты, вып. I, гл. IV и вып. 2, гл. VI.— 75.
      5. О своем гении (дапмоиии), или внутреннем голосе, свойственном ему с детства и удерживавшем его от того или другого поступка, Сократ в диалогах Платона говорит неоднократно. Этот мотив находим в «Апологии Сократа» (31 de), «Федре» (242 Ь), «Ев- тидеме» (272 е), «Теэтете» (151 а), «Алкивиаде I» (103 а). Именно гений возбранял Сократу заниматься государственными делами. Замечание об этом внутреннем голосе приводят также Ксенофонт в «Воспоминаниях о Сократе» (I1, 2—5.— См.: Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения, пер. С. И. Соболевского. М., 1935; далее — Ксенофонт. Воспоминания...) и Аристотель в «Риторике» (II 23, 8). Поздние античные писатели не раз обращались к толкованию этого удивительного, по их мнению, явления (см.: Цицерон. Огадании 1, 54 (122).— Ciceronis M. Tulli scripta quae manserunt omnia, гес. Atzert, Marx, Pohlenz. Plasberg. Leipzig, 1923, fasc. 48; Плутарх. О гении Сократа 11.— Plutarchi Moralia, rec. et emend. W. Paton, M. Pohlenz, W. Sieveking. Leipzig, 1972, vol. Ill; Апулей. О боге Сократа.— Apulei Madaurensis scripta quae sunt de philosophia, rec. P. Thomas. Lip- siae, 1908). О воздействии гения не только на самого Сократа, но и на его друзей говорится только в «Феаге».— 76.
      6. Хармид, сын Главкона, дядя Платона, был братом его матери Периктионы. Ему посвящен диалог «Хармид». Немея — долина в области Арголида на юге Греции (и-ов Пелопоннес), где находилось святилище Немейского Зевса и где Геракл, по преданию, убил немей- ского льва. Здесь устраивались общегреческие Немейские игры, участники которых состязались в мусическом мастерстве, пении гимнов, ристании, гимнастике. Наградой служил, по одним сведениям, оливковый венок из священной рощи Зевса, по другим — венок из листьев сельдерея. Греки любили аромат и зелень сельдерея, укропа, петрушки. Народные песни (Poetaemelicigraeci, ed. D. Page. Oxford, 1962, Carmina852, 1; 2) и греческая лирика (Сафо) воспевали их наряду с фиалкой и розой (Poetarumlesbiorumfragmenta, ed. E. LobeletD. Page. Oxford, 1955, 191; далее — L.— P.). О сельдерее упоминает Пиндар (Pindaricarminacumfragments, postB. Snelled. H. Maehler,
        1. —II. Leipzig, 1975-1984, Nem.-IV88; далее - Snell- Maehl.), который посвятил последнюю из четырех книг своих «Од» победителям на Немейских играх. См. также: Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. Издание подготовил М. JI. Гаспаров. М., 1980.— 76.
      7. О Клитомахе, Тимархе и Еватле других сведений нет.—

76.

      1. О Филемонеу сыне Филемонида, и Никии, сыне Героскамандра, других сведений нет. — 76.
      2. Сицилийское дело, или экспедиция (415—413),—один из драматических эпизодов Пелопоннесской войны. Афинский флот из 134 кораблей был отправлен для захвата Сицилии и Южной Италии, чтобы нанести урон Спарте. Несмотря на победу у стен Сиракуз, афинский флот был осажден в гавани спартанскими кораблями (которыми командовал Гилипп) и их союзниками, объединившимися с Сиракузами и другими городами Сицилии. Афинским войскам, а их было около 40 тыс., пришлось отступать сушей, где они, отбиваясь от врагов, умирали от голода и жажды. Почти все воины были перебиты или захвачены в плен и проданы в рабство. Стратеги Никий (см. прим.
  1. к с. 223) и Демосфен, проявившие большую самоотверженность и храбрость, были приговорены к смерти и лишили себя жизни накануне казни (см.: Плутарх. Никий.— Сравнительные жизнеописания, т. II. Подробнее об этих событиях см.: Фукидид. История, кн. VI —VII). См. также прим. 30 к с. 244 и прим. 33 к с. 246. — 77.
    1. О Саннионе других сведений нет. Фрасилл, афинский полководец, выдвинулся в 411 г. как защитник демократии. В 410—409 гг. отбил наступление спартанцев на Афины, но в Ионии (Малая Азия) потерпел поражение. Он один из десяти стратегов — участников морского сражения при Аргинузских островах (406); в числе других шести стратегов, вернувшихся после победы в Афины (остальные, не подчинившись приказу, бежали), был казнен по обвинению в нарушении отечественных религиозных традиций: из-за бури они не успели похоронить павших (подробнее см.: Апология Сократа, прим. 35). Так как Сократу еще не известна печальная судьба Фрасилла, можно предполагать, что действие диалога происходит между 410 и 406 гг. См. также прим. 21 и 22 к с. 418.— 77.

30 Аристид, сын Лисимаха (см. прим. Ікс. 223), был внуком Аристида, видного полководца и государственного деятеля эпохи греко-персидских войн. Фукидид, сын Мелесия (см. прим. 3 к с. 223), — внуком Фукидида, известного полководца и оратора (см. прим. 7 к с. 224). Внуки, однако, вполне заурядные люди, ничем не походили на своих знаменитых дедов. Аристид и Фукидид вместе с сыновьями Перикла и Фемистокла — действующие лица диалога «Менон». На их примере Платон показывает, что хорошее образование, полученное от родителей, не делает человека доблестным (см.: Менон 93 b — 94 е, а также прим. 34—39). Характерно, что никчемность Аристида и Фу- кидида служила препятствием воздействию на них даже Сократа и его вещего голоса. Следовательно, действенность гения Сократа заьисит от способностей и моральных качеств обучающегося. См. также выше прим. 7. — 77.

<< | >>
Источник: А. Ф. ЛОСЕВ. ПЛАТОН. Диалоги. «Мысль » Москва —1986. 1986

Еще по теме ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛИ: