Юридическая
консультация:
+7 499 9384202 - МСК
+7 812 4674402 - СПб
+8 800 3508413 - доб.560
 <<
>>

АЛКИВИАД И

  Подлинность диалога, хотя он и был внесен Фрасилом в перечень произведений Платона, еще в древности подвергалась сомнению. Он даже приписывался Ксенофонту, как свидетельствует писатель III в. н. э. Атеней (XI 506 с).
Принято, однако, ставить этот диалог рядом с «Алкивиадом I» — несомненным произведением Платона, поскольку и в том и в другом диалоге главный нерсонаж — одно и то же лицо. Во всяком случае в «Алкивиаде II» с очевидностью представлен круг сократических идей в платонической интерпретации. У Ксенофонта в «Воспоминаниях о Сократе» (I 3, 2) есть мысль о том, что Сократ учил быть осмотрительным в молитвах к богам и не злоупотреблять чисто житейскими просьбами. Как известно, Сократ вообще не любил всуе клясться именем божества (см. прим. 18 к с. 279). Идея о том, что обращаться к богам с просьбой следует осторожно и благоговейно, была широко распространена в античности, особенно у философов платоников и стоических платоников. Наиболее выразительно об этом рассуждает Плутарх (I в. н. э.) в ряде работ о дельфийском оракуле. Видимо, вследствие того что данная тема была широко распространена в античной литературе, древние, сомневаясь в авторстве Платона, не называли определенно и никакого другого автора.
1 Алкивиад (ок. 450—403), афинский государственный деятель и полководец, часто менял политическую ориентацию и прибегал к прямым авантюристическим действиям в сложных взаимоотношениях конца V в. между греками и персами, афинянами и спартанцами. Отец Алкивиада Клиний погиб в 447 г., и опекуном мальчика (а также его брата Клиния — см. прим. 27 к с. 197) стал его родственник Пе- рикл. Впоследствии Алкивиад женился на сестре известного афинского богача Каллия (см. также прим. 8 к с. 177) — сына жены Перикла от первого брака. Алкивиад славился своей красотой (Ксенофонт. Воспоминания... I, 2, 24) и честолюбием. Ксенофонт отмечал также его «невоздержанность, заносчивость, склонность к насилию» (там же I, 2, 12). Алкивиад принадлежал к аристократической молодежи (так же как и Хармид, дядюшка Платона, брат его матери (см. прим. 5 к с.297), и Критий, будущий глава «Тридцати тиранов»), которая посещала и Сократа и софистов, изучая практику жизненных отношений, ораторское искусство, диалектику и эристику (мастерство спора). Алкивиад питал далеко идущие замыслы вплоть до государственного переворота. Однако политические обстоятельства сложились таким образом, что в конце концов он был вынужден уйти в изгнание, где и погиб. Алкивиад является действующим лицом диалога «Пир», где
он произносит знаменитое похвальное слово Сократу (215 а — 222 Ь). См. также: Плутарх. Алкивиад.— Сравнительные жизнеописания, т. 1 (см. также прим. 3 к с. 175). — 79.
      1. Эдип, мифологический герой, сын фиванских царей Лаия и Иокасты, происходил из рода, проклятого богами за нечестие. По воле дельфийского оракула Эдип убивает отца и женится на своей матери. Став владыкой Фив, благополучно правит долгие годы, пока его преступления не раскрываются, так что Иокаста кончает жизнь самоубийством, а Эдип ослепляет себя и уходит из города. У Эдипа и Иокасты было две дочери — Антигона и Йемена и два сына — Этеокл и Полиник.
        У Еврипида (Финикиянки 66 — 68) Иокаста вспоминает, как разгневанный на сыновей Эдип просил богов сделать так, чтобы сыновья мечом стали делить отцовское наследие.— 79.
      2. Борьба за власть в Фивах между сыновьями Эдипа показана в трагедии Эсхила «Семеро против Фив». Оба сына погибают. Последовавшие далее события — воцарение брата Иокасты Креонта, смерть Антигоны, ее жениха Гемона (сына Креонта) и жены Креонта Еври- дики — представлены в «Антигоне» Софокла. — 79.
      3. Об Архелае см. прим. 13 к с. 70. Здесь в диалоге явная несообразность. Архелай умер в 399 г., т. е. в год смерти Сократа, когда Алкивиада уже не было в живых и недавние события, о которых здесь говорит Сократ, никем не могли быть рассказаны юному Алкивиаду. — 83.

6 Т. е. доносчиков. — 84.
        1. Сократ здесь несколько перефразирует стихи Гомера. Зевс, обращаясь к богам, говорит:

Странно, как люди охотно во всем обвиняют бессмертных!
Зло происходит от нас, утверждают они, но не сами ль
Гибель, судьбе вопреки, на себя навлекают безумством?
(Одиссея I 32—34, пер. В. В. Вересаева) Сократу важно, что Гомер осуждает дерзость человека, идущего против судьбы. — 85.
        1. Стихи неизвестного автора, пер. С. Я. Шейнман-Топштейн. (См.: Anthologia graeca, griechisch und deutsch, ed. H. Beckby, Bd I —IV. Munchen, 1957-1958, X 108; далее - Beckby).- 85.
        2. Орест, сын Агамемнона и Клитемнестры, убил свою мать, мстя за убийство своего отца (см.: Эсхил. Орестея). Алкмеон, сын Амфиа- рая и Эрифилы, убил свою мать, мстя за смерть отца, которого она против его воли заставила участвовать в сражении (Аполлодор. Мифологическая библиотека. JI., 1972, III 6, 2; 7, 5). — 85.
        3. О Перикле см. прим. 19 к с. 73 и прим. 8 к с. 97. О его опекунстве см. также выше прим. 1. — 86.
        4. Стих из трагедии Еврипида «Антиопа» (fr. 183 N.— Sn.). В более полном виде он встречается в «Горгии» (484 е). Сыновья Антиопы, Зет и Амфион, защищают: один — жизнь практическую, другой — созерцательную. Амфион, несмотря на свою «непрактичность», воздвиг город Фивы: камни под его музыку сами складывались в стены. — 89.
        5. Здесь цитируется строка из пародийного эпоса «Маргит», однако Сократ вкладывает свой смысл в этот стих, что видно из дальнейшего текста. — 90.
        6. Рассуждения Сократа близки известной мысли Гераклита, что «многознание не научает уму» (В 40 Diels), а также Демокрита — что надо воспитывать в себе «многоумность», а не «многознание» (В 65 Diels). - 91.

    513

17 Платон
        1. Здесь вспоминаются стихи, приведенные выше (143 а). — 92.
        2. Аммон, верховное божество Египта, почитался и греками. В дальнейшем идентифицировался у них с Зевсом. Храмы и прорица- лища Зевса Аммона имелись в Олимпии, Спарте, Фивах и других местах. Подробнее см.: Законы, кн. V, прим. 15. — 92.
        3. Гомер. Илиада VIII 548-552, пер. Н. И. Гнедича. - 93.
        4. Там же V 127. - 94.
        5. О Креонте см. выше прим. 3. Тиресий — слепой прорицатель в Фивах, сын нимфы Харикло. Юношей он случайно увидел Афину во время купания, был ослеплен ею и в то же время получил от богини дар духовного зрения. Тиресий играет важную роль в истории царя Эдипа. См.: Софокл. Царь Эдип; Антигона; Еврипид. Финикиянки.— 95.
        6. Еврипид. Финикиянки 858 сл., пер. С. Я. Шейнман-Топ- штейн. — 95.
        7. Креонт за один день потерял сына, убившего себя после гибели невесты, и жену, с горя покончившую с собой (см. выше прим. 3)95.
<< | >>
Источник: А. Ф. ЛОСЕВ. ПЛАТОН. Диалоги. «Мысль » Москва —1986. 1986

Еще по теме АЛКИВИАД И:

  1. § 1. Введение
  2. АЛКИВИАД II Сократ, Алкивиад
  3. АЛКИВИАД I
  4. Сократ, Алкивиад
  5. АЛКИВИАД И
  6. АЛКИВИАД I
  7. Сократ, Критон
  8. Сократ и его друг
  9. АЛКИВИАД II
  10. ЕВТИДЕМ
  11. АЛКИВИАД I