<<
>>

  [РАЗЛИЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ АТМАНА]  

«Кто атман?» — «Пуруша среди пран, состоящий из познания, свет в сердце. Оставаясь тем же, он движется вдоль обоих миров, как бы размышляя, как бы находясь в движении. Став сном, он переступает этот мир, [переходит через] облики смерти.
  • Поистине этот пуруша, будучи рожденным, обретя тело, соединяется со злом.
    Покинув [тело], умерев, оставляет он это зло.
  • Поистине у этого пуруши два места пребывания: в этом и в том мире. Имеется третье, соединяющее, место: во сне. Пребывая в этом соединяющем месте, видит он оба других места: в этом и в том мире. Далее, так как есть путь в тот мир, он восходит по этому пути и видит то и другое — зло и блаженство. Когда он засыпает, берет он частицу этого всеобъемлющего мира, сам [ее] разрывает, сам ее измеряет и видит сны благодаря своему блеску, своему свету. Тогда этот пуруша становится самоозаренным.
  • Нет там ни повозок, ни упряжки, ни дорог. Но он делает повозки, упряжку, дороги. Нет там ни блаженства, ни радости, ни наслаждения. Но он создает блаженство, радость, наслаждение. Нет там ни озер, ни прудов, покрытых лотосом, ни рек. Но он создает озера, пруды, покрытые лотосом, реки. Ибо он — создатель.
  • Об этом говорят двустишия: Сразив сном телесное, но [сам] без сна, Взирает он на спящих.

  • Взяв свет, возвращается он к месту своему, Золотой пуруша, одинокий лебедь.
                  1. Охраняя дыханием гнездо, Бессмертный, поднимается он из гнезда, Бессмертный, движется он по [своему] желанию, Золотой пуруша, одинокий лебедь.
                  2. Передвигаясь во сне, Создает себе бог много обликов, Развлекаясь с женщинами, пируя, Находясь перед лицом опасности.
                  3. Каждый видит его увеселения, Никто не видит его самого.

    [Поэтому] говорят: не должно будить его[185] нежданно, ибо трудно будет лечить его, если он не возвратится [надлежащим образом в тело]. Далее говорят: «Это — место его бодрствования, ибо то, что он видит, бодрствуя, то [видит он] во сне. Тогда этот пуруша становится самоозаренным». — «Я даю тебе, господин, тысячу [коров]. Продолжай говорить ради [моего] избавления [от незнания]».
                  1. «Этот [пуруша], насладившись в глубоком сне, окончив странствия, посмотрев добро и зло, по обыкновению возвращается к первоначальному состоянию, ко сну. Все, что бы он ни видел там [186], на него не действует, ибо этот пуруша [ни с чем] не связан». — «Это поистине так, Яджнявалкья! Я даю тебе, господин, тысячу [коров]. Продолжай говорить ради [моего] избавления [от незнания]».
                  2. «Этот [пуруша], насладившись во сне, окончив странствия, посмотрев добро и зло, возвращается к первоначальному состоянию, к бодрствованию. Все, что бы он ни видел там, на него не действует, ибо этот пуруша [ни с чем] не связан». — «Это поистине так, Яджнявалкья! Я даю тебе, господин, тысячу [коров]. Продолжай говорить ради [моего] избавления [от незнания]».
                  3. «Этот [пуруша], насладившись во время бодрствования, окончив странствия, посмотрев добро и зло, возвращается к первоначальному состоянию, ко сну.
    Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
    << | >>
    Источник: В. В. БРОДОВ. Древнеиндийская философия. Начальный период. «Мысль» Москва-1963. 1963

    Еще по теме   [РАЗЛИЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ АТМАНА]  :

    1.   У ИСТОКОВ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ 
    2.   [РАЗЛИЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ АТМАНА]  
    3. 0.2. Мышление и наблюдение. Лекция первая
    4. 0.4. Мышление и наблюдение. Лекция третья
    5. НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ В КИТАЕ
    6. 1.В НАЧАЛЕ…
    7. Классические ортодоксальные системы
    8. ВЕДАНТА
    9. 1.ЭТО – ТЫ
    10. 5. ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ
    11. 13.СПАСЕНИЕ, УХОД, ПРОСВЕТЛЕНИЕ
    12. 2. Древняя Индия: от Упанишад к буддизму
    13. Философские традиции Индии
    14. §1. Упанишады: Брахман как высшая реальность
    15. § 3.2. ТЕМПЕРАТУРА. ТЕПЛОВОЕ РАВНОВЕСИЕ
    16. Числа и внутренняя алхимия
    17. Круглый стол СРАВНИТЕЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
    18. Методы и технические средства контроля источников загрязнения атмосферы