<<
>>

  «шан цзюнь шу» [§§]  

  Сяо-гун — посмертное имя циньского правителя Цюй Ляна, правившего в 361—338 гг. до н. э. — 211.
  • Гунсунь Ян} он же Вэй Ян. В истории известен как Шан Ян, но названию области Шан, пожалованной ему за службу Сяо-гуном.
    Шан Ян является одним из основателей учения легистов. Ган Лун п Ду Чжи — цпньскис аристократы, сторонники Конфуция. — 211.
  • Го Янь — сановник при дворе цзиньского правителя Сянь- гуна (676—650 гг. до н. э.). — 212.
  • Три династии — полумифическая династия Ся, династия Ннь, династия Чжоу. — 213.
  • Пять гегемонов — пять могущественных правителей (см. т. 1, стр. 320, прим. 2): циньскпй Хуань-гун, цзиньский Вэнь-гун, цинь- скпй Му-гун, сунский Сян-гун, чуский Чжуан-ван. — 213.

  • 0 Фу-си — в китайской мифологии выступает как владыка Востока, давший людям огонь н научивший их ловить сетями рыбу и жарить мясо. Шэнь-нун — см. т. 1, стр. 332, прим. 61. — 213.
          1. Хуан-ди — см. т. 1, стр. 323, прим. 29. Яо и Шунь — см. т. 1, стр. 322, прим. 25. — 213.
          2. Тан-ван — основатель династии Инь, правил в 1766—1754 гг. до н. э. У-ван — см. т. 1, стр. 306, прим. 27. — 213.
          3. Имеются в виду источники пороков. — 214.
          4. Под богатыми здесь и далее следует иметь в виду представителей аристократии. Шан Ян стремился лишить их права передачи «наград», т. е. должностей и рангов знатности по наследству. Шан Ян в трактате неоднократно советует правителю отменить старую систему наследования административных должностей и рангов знатности и ввести новый принцип назначений за личные заслуги. — 216.
          5. Шесть видов распущенности — стремление беспечно жить на склоне лет, безумная трата зерна, пристрастие к красивой одежде и вкусной еде, стремление к роскоши, пренебреженне своими обязанностями, стяжательство. Четыре трудности — суровые наказания, жестокие законы, усердие в земледелии, активное участие в войпе. — 217.
          6. Шан Ян связывал усиление государства с умением правителя сосредоточить усилия народа на земледелии и войне, называя это единым. — 217.
          7. Имеется в виду занятие земледелием п войной. — 217.
          8. По мнению Шан Яна, недостаточно накопить силы, сделать людей сильными п богатыми, необходимо уметь «использовать их», т. е. направить усилия людей на обработку земли и участие в войне, дабы таким путем они могли осуществить свои желания: получить ранги знатности и должности. В противном случае люди вновь начнут изыскивать обходные пути для осуществления своих жела- ний — вернутся к торговле, ремеслу, ораторскому искусству, и тогда вновь наступит слабость. — 217.

    15 Юй — см. т. 1, стр. 316, прим. 63; стр. 327, прим. 18, прнм. 9 к «Мо-цзы». — 221.
    << | >>
    Источник: ЯН ХИН-ШУНА. Древнекитайская философия. Собрание текстов в. двух томах. Т. 2. М., «Мысль»,1973.. 1973

    Еще по теме   «шан цзюнь шу» [§§]  :

    1. Глава VII. ЯН ЧЖУ
    2. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК  
    3.   «ЛЕ-ЦЗЫ» ГЛАВА СЕДЬМАЯ. «ЯН ЧЖУ»4  
    4.   «ЛУНЬ ЮЙ» *  
    5.   УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН
    6.   ГЛАВА ТРЕТЬЯ Высшая доблесть I Шан дэ  
    7.   ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Стремиться к должному / Дан шан  
    8.   ПРИМЕЧАНИЯ [207] 
    9.   «О ЗЛОЙ ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА» 
    10.   «ли цзи» *