<<
>>

  6. ЦЗЫ ЧАНЬ О РИТУАЛЕ  

Цзы Тай-шу увиделся с Чжао Цзяиь-цзыЗб, и Цзянь- цзы спросил [его] о ритуале взаимного приветствия и обращения [людей друг с другом]. [Тот] ответил: «Это формальный обряд, а не ритуал». Цзяиь-цзы спросил: «Осмелюсь задать вопрос, что же такое ритуал?» «Я слышал, — ответил тот, — как покойный дафу Цзы Чань говорил: «Ритуал [основан на] постоянстве [движения] неба, порядке [явлений] на земле и поведении народа.
Раз небесные и земные [явления происходят] регулярно, то и народ берет их за образец, подражает ясности небесных [явлении] и согласовывается с характером земных [явлений]. [Небо и земля] порождают шесть состоянии ци и используют пять материальных элементов. [Шесть состояний ци и пять первоэлементов] воплощаются в пяти запахах, производят пять цветов и различаются в пяти звуках. По если этим злоупотреблять, то все перепутается, и народ утеряет свои природные качества. Поэтому для поддержки этих [природных качеств] и создап ритуал. Шесть пород домашних животных, пять видов диких животных37 и три вида жертвоприношений созданы для поддержки пяти вкусовых ощущений; девять видов украшений [на одежде], шесть узоров и пять [их] сочетаний созданы для поддержки пяти цветов; девять напевов, песни всех земель38, семь мелодий и шесть тонов созданы для поддержки пяти звуков. [Отношения] государя и подданных, верхов и низов подражают порядку [явлений] на земле; [отношения] мужа п жены, внешнего и внутреннего строятся на основе обязанностей каждого; [отношения] отца и сына, старшего и младшего братьев, тетки и старшей сестры, дяди и племянника, тестя и затя 39 подобны ясности неба; управление, использование сил [народа] и выполнение служебных обязанностей определяются временами года; наказания и взыскания, разбор судебных тяжб, что внушает пароду страх, подобны смертельным ударам грома и молнии; мягкость и ласковость, милосердие и гармония подобны даруемой небом [способности] размножаться и расти. В народе из шести состояний ци возникают хорошее, плохое, добродушие, злобность, грусть, радость. Поэтому [правителю] следует тщательно подражать этим состояниям, регулируя шесть типов проявления чувств. Когда грустно, следует плакать и лить слезы; когда радостно — петь и плясать; в добром настроении — оказывать благодеяния; в злом — воевать и драться. Добродушие рождается из любви, гнев рождается из ненависти. Поэтому [правителю] следует тщательно следить за [своим] поведением п быть искренним в [своих] распоряжениях, обрекающих на страдания и дарующих счастье, награждающих и карающих, регулирующих смерть и жизнь [людей]. Жизнь — это хорошо, а смерть — это плохо; хорошему радуются, о плохом скорбят. Когда скорбь и радость своевременны, то можно достичь состояния гармонии с природой неба и земли. Поэтому [такая гармония] может длиться долго». «О, как глубок ритуал!» — воскликнул Цзянь-цзы. [Цзы Тай-шу] ответил: «Ритуал — это устои [в отношениях] верхов и низов, оспова и уток неба и земли. Он дает жизнь народу. Поэтому прежние правители и превозпоснлн его...»
25-й год Чжао-гуна
 
<< | >>
Источник: ЯН ХИН-ШУНА. Древнекитайская философия. Собрание текстов в. двух томах. Т. 2. М., «Мысль»,1973.. 1973

Еще по теме   6. ЦЗЫ ЧАНЬ О РИТУАЛЕ  :

  1. Глава VI. СИЛА И СУДЬБА
  2. Глава VII. ЯН ЧЖУ
  3. НЕБО И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВСЕГО СУЩЕГО  
  4. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК  
  5.   «ЛУНЬ ЮЙ» *  
  6. «ЧЖУАН-ЦЗЫ» [111]  
  7.   УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН
  8.   ГЛАВА ПЕРВАЯ Осторожность в действиях / Шэнь син 
  9.   4. ЛЕКАРЬ ХЭ  
  10.   6. ЦЗЫ ЧАНЬ О РИТУАЛЕ  
  11.   «ДЕЙСТВЕННОСТЬ РИТУАЛА»