<<
>>

«ГУАНЬ-ЦЗЫ»

  Гуань Чжун — видный политический деятель Древнего Китая VII в. до н. э., под руководством которого в царстве Ци был осуществлен ряд реформ, направленных на прогрессивное развитие экономики и усовершенствование государственного управления.
Впоследствии Ци стало одним из могущественных царств, борющихся за гегемонию. Вместе с экономическим развитием и укреплением военно-политической мощи развивались в царстве и научные знания. В начале IV в. до н. э. правителем был основан «Цзися сюэгун» — Дворец наук у западных ворот, существовавший около ста лет. В «Исторических записках» Сыма Цяня говорится, что цпнский правитель Сюань-ван благоволил ученым мужам разных направлений, «число которых во Дворце наук достигло нескольких тысяч». Надо полагать, что как во Дворце наук, так и в царстве вообще Гуань-цзы, как выдающийся политический деятель и мыслитель прошлого, пользовался весьма большим авторитетом. Именно поэтому написанные учеными из Дворца паук 564 трактата, как сообщает Лю Сян (I в. до н. э.), были объединены под одним общим названием — «Гуань-цзы», из которых ко времени Лю Сян а осталось лишь 86 глав. Из этих глав и был составлен Лю Сяном ныне существующий вариант «Гуань-цзы». Причем из них 10 глав не дошло до нас.
В отличие от других древнекитайских литературных памятников, в которых излагаются, как правило, взгляды лишь одной школы, книга «Гуань-цзы» представляет собой весьма важный для исследования древнекитайской научной мысли сводный памятник, где были собраны суждения представителей самых различных идейных течений по философским, социально-этическим, политическим и экономическим проблемам в Древнем Китае.
Следует отметить, что «Гуань-цзы» является трудным для расшифровки древнекитайским памятником, в нем много пропусков, ошибок переписчиков, взаимоисключающих толкований многочисленных комментаторов.
Избранные нами главы — «Искусство сердца» («Синь шу») в двух частях, «Чистое сердце» («Бай синь») и «Внутренняя деятельность» («Нэй е») — были написаны Сун Цзянем и Инь Вэнем из школы даосистов; «Вода и земля» — вероятно, учеными-медиками из той же школы даосистов; «Ясные законы» («Мин фа») — легистами; «Правитель и подданные» («Цзюнь чэнь») — конфуцианцами; «Четыре времени года» («Сы ши») — «натуралистами» (инь* ян цзя).
Переводы этих глав осуществлены С. Кучерой (гл. 30, 31, 40, 46) "и Яы Хин-шуном (гл. 36—39, 49) ио китайскому оригиналу, вошедшему в 5-й том «Чжуцзы цзичэн» («Собрание классических текстов». Пекин, 1956).
Ян Хин-шун
 
<< | >>
Источник: ЯН ХИН-ШУНА. Древнекитайская философия. Собрание текстов в. двух томах. Т. 2. М., «Мысль»,1973.. 1973

Еще по теме «ГУАНЬ-ЦЗЫ»:

  1.   «ЛЕ-ЦЗЫ» ГЛАВА СЕДЬМАЯ. «ЯН ЧЖУ»4  
  2.   «ЛУНЬ ЮЙ» *  
  3. «МО-ЦЗЫ» [108]  
  4.   «СУНЬ- ЦЗЫ» [109]
  5. «ЧЖУАН-ЦЗЫ» [111]  
  6.   УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН
  7.   ГЛАВА ТРЕТЬЯ Тончайшая речь / Цзин юй  
  8. УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН
  9. «ГУАНЬ-ЦЗЫ»
  10.   «ЦЗО ЧЖУАНЬ» [‡]  
  11.   «ГУАНЬ-ЦЗЫ» [§]
  12.   «СЮНЬ-ЦЗЫ» *  
  13.   «ХАНЬ ФЭЙ-ЦЗЫ» [***]  
  14. «ЛЮЙ-ШН ЧУНЬ цю» [†††]  
  15. УКАЗАТЕЛЬ ИМЕЛ [‡‡‡]