<<
>>

«мо-цзы»  

В книге «Мо-цзы» изложены взгляды школы мопстов, основателем которой является Мо-цзы (Мо Ди) (479—400 гг. до и. э.) — китайский философ и политический деятель. Школа моистов, в деятельности которой было два этапа (ранний и поздний), просуществовала до конца III в.
до н. э. Мо-цзы и его последователи принадлежали к прослойке «служилых» (ши), близких к свободным трудовым низам китайского общества — земледельцам, ремесленникам, торговцам. Отражая интересы этих слоев, монеты воли решительную идейно-теоретическую борьбу против взглядов конфуцианцев, отстаивавших незыблемость господства наследственной аристократии.
Книга «Мо-цзы» представляет собой плод коллективного творчества моистов на протяжении более чем двух столетий существования школы. В цельном виде книга «Мо-цзы» сложилась лишь в III—II вв. до н. э. В «Истории династии Хань», в главе «И вэньчжи», сообщается, что она включает 71 главу. Когда конфуцианство стало официальной государственной идеологией, взгляды моистов подвергались преследованиям. Книга «Мо-цзы» переписывалась очень редко. В результате 18 глав книги были утеряны, а в сохранившихся главах некоторые места с трудом поддаются прочтению и пониманию, поскольку при переписке целые куски текста пропускались, допускались ошибки в иероглифах.
В XVIII—XIX вв. и начале XX в. китайские ученые провели большую текстологическую работу, которая сделала текст книги «Мо-цзы» доступным для чтения. Особенно велики в этом заслуги таких ученых, как Би Юань, Ю Юй, Сунь И-жан, Лян Ци-чао.
Приводимые ниже отдельные главы и отрывки из книги «Мо- цзы», характеризующие взгляды Мо Ди и его последователей раннего периода, т. е. V—IV вв. до н. э., приводятся по тексту книга «Мо-цзы», восстановленному Сунь И-жаном, «Мо-цзы сяньгу» («Доступное объяснение «Мо-цзы»»). Пекин, 1956.
Перевод для настоящего издания выполнен М. JI. Титаренко.
М. Л. Титаренко

 
<< | >>
Источник: ЯН ХИН-ШУНА. ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. СОБРАНИЕ ТЕКСТОВ В ДВУХ ТОМАХ. том 1. Издательство социально - экономической литературы «Мысль» Москва-1972. 1972

Еще по теме «мо-цзы»  :

  1.   Мо-цзы  
  2.   «ЛЕ-ЦЗЫ» ГЛАВА СЕДЬМАЯ. «ЯН ЧЖУ»4  
  3. ГЛАВА ШЕСТАЯ. «ГАО-ЦЗЫ». ЧАСТЬ ПЕРВАЯ  
  4.   «ЧЖУАН-ЦЗЫ»
  5. «МО-ЦЗЫ» [108]  
  6.   «СУНЬ- ЦЗЫ» [109]
  7. «ЧЖУАН-ЦЗЫ» [111]  
  8.   «ДАО ДЭ ЦЗИН» ЛАОЦЗЫ. НАЧАЛО ДАОСИЗМА. ФИЛОСОФСКАЯ АВТОБИОГРАФИЯ ЛАОЦЗЫ
  9.   «ЛУНЬЮЙ» КУНЦЗЫ. НАЧАЛО КОНФУЦИАНСТВА
  10.   СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФИЛОСОФСКИХ ИДЕИ КУНЦЗЫ
  11.   «Чжуан-цзы»
  12.   Лао-цзы
  13. «ГУАНЬ-ЦЗЫ»
  14. сюпь-цзы
  15.   «ГУАНЬ-ЦЗЫ» [§]
  16.   «МО-ЦЗЫ» [††]
  17.   «СЮНЬ-ЦЗЫ» *  
  18.   «ХАНЬ ФЭЙ-ЦЗЫ» [***]  
  19. БИБЛИОГРАФИЯ ОСНОВНЫЕ ИЗДАНИЯ ТЕКСТА «ХУАЙНАНЬЦЗЫ» На 
  20. Лао-Цзы