<<
>>

  Мо-цзы  

Современник Сократа Мо-цзы (ок. 479 —ок. 400 до н.э.) (слу&жилый человек, а затем учитель), подобно Сократу, отождеств&лял мудрость и добродетель, а своей проповедью любви был бли&зок Христу.
Принцип всеобщей любви Мо-цзы сформулировал в четкой форме, противопоставив любовь, «не знающую различий по степени родства», любви отдельной, эгоистической. Отметим, что любовь (в понимании Мо-цзы) касается отношений между людьми, а не к Богу, как в христианстве.

Лао-цзы и Конфуций подчеркивали значение воли Неба как высшей силы. По Мо-цзы, события нашей жизни зависят не от воли Неба, а от прилагаемых человеком усилий. Однако Небо имеет мысли и желания. «Следовать мыслям Неба — значит следовать всеобщей взаимной любви, взаимной выгоде людей, и это непре&менно будет вознаграждено. Выступления против мыслей Неба сеют взаимную ненависть, побуждают причинять друг другу зло, и это непременно повлечет наказание»[65]. Авторы «Истории китайской философии» правильно пишут, что Мо-цзы использовал автори&тет Неба как идеологическое оружие для обоснования истинно&сти своих взглядов. Так же впоследствии Маркс использовал пред&ставление об объективных законах общественного развития.

Подобно всем великим утопистам Мо-цзы создал свою кон&цепцию идеального государства и даже представление о трех по&следовательных фазах общественного развития: от эры «неустрой&ства и беспорядков» через эру «великого благоденствия» к обще&ству «великого единения». Чем не привлекательная перспектива! Ведь все люди хотят перехода от неустройства и беспорядков к благоденствию и единению. В отличие от Конфуция Мо-цзы отри&цал судьбу, необходимость ритуалов, преклонение перед древни&ми обычаями, например обязательность изучения музыки, стрель&бы из лука и пр.

Взгляды Мо-цзы были очень популярны в IV—III вв. до н.э., но потом реализм Конфуция все же победил в практичной душе китайца. Учение Конфуция также устремлено к идеалу, но идеалу нравственного самосовершенствования.

Мо-цзы был социальным утопистом и хотел принудительного внедрения всеобщего равен- ства. Конфуций занял место между Лао-цзы, с его недеянием, и Мо-цзы, с его насилием; и его концепция оказалась «золотой серединой» между пассивностью и экстремизмом.

Двумя великими народами — индийским и китайским — зало&жена содержательная база философии как дисциплины. Но для того, чтобы сформировалась философия, нужны формальные предпосылки: метод получения результатов и их общезначимость. Эти предпосылки обеспечила древне греческая мысль, начиная с Сократа, который не только, по справедливому заключению Дио&гена Лаэртского, «ввел этику», но и создал философию, став ее олицетворением.

Контрольные вопросы

  1. Каково значение понятий «ян» и «инь» в китайской культуре?
  2. В чем основные отличия китайской культуры от индийской?
  3. Каковы натурфилософские представления Древнего Китая?
  4. Каково значение ритуала в китайской культуре?
  5. Что такое «дао»?
  6. Каковы представления об общественном устройстве в Древнем Китае?
  7. Какое значение имеет китайская культура для становления филосо&фии?

Рекомендуемая литература

Антология мировой философии: В 4 т. / Ред.-сост. В.В.Соколов. — М., 1969. — X. 1. — Ч. 1.

Быков Ф. С. Зарождение политической и философской мысли в Китае. — М., 1966.

Древнекитайская философия: В 2 т. / Сост. Ян Хин Шун. — М., 1972, 1973.

История китайской философии / Под ред. М.Л.Титаренко. — М., 1989.

Шицзин. - М., 1987.

Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». — М., 1960.

 

<< | >>
Источник: Горелов А. А.. Основы философии : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. А.Горелов. — 9-е изд., стер. — М. : Издатель&ский центр «Академия»,2010. — 256 с.. 2010

Еще по теме   Мо-цзы  :