Миф и осевое время
В книге «Истоки истории и ее цель» немецкий философ К.Яс- перс определил время около 2500 лет тому назад как осевое и определяющее в дальнейшей судьбе человечества. В этот период человек начал осознавать бытие как целое, себя как личность, свои возможности.
Он ощутил безграничность мира, собственное бессилие и самоценность. Сознание стало самосознанием, мыш&ление обратилось к самому себе. Усилились внутренние духовные конфликты.«В осевое время произошло открытие того, что позже стало называться разумом и личностью»[66]. Однако духовный порыв не был подхвачен большинством населения, и, когда осевой период потерял свою творческую силу, начался процесс догматизации достигнутых результатов. Вскоре во всех трех регионах — Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции — образовались создан&ные завоевателями империи, правители которых, впрочем, под&держивали сформировавшиеся в осевой период буддизм, конфу&цианство, греческую философию, способствуя их вхождению в сокровищницу мировой культуры. «Тем, что свершилось тогда, что было создано и продумано в то время, человечество живет вплоть до сего дня. В каждом своем порыве люди, вспоминая, об&ращаются к осевому времени, воспламеняются идеями той эпо&хи»[67].
Несколько очагов загорелось почти одновременно и, по-види&мому, независимо друг от друга, но только в одном из них — Древней Греции — пламя разума и творческого горения достигло того, что заслужило названия философии. Почему произошло именно так? Дело в том, что помимо общих причин, имевших место во всех трех регионах, — развития мифологии и культуры в целом и благоприятной политической ситуации — в Древней Гре&ции существовали еще и специфические причины, которых не было у других народов. Философия не только обязана древним грекам своим именем, она близка именно греческому духу.
Философия зародилась за 500 лет до Рождества Христова и на&чала нашей эры в Древней Греции — богатой рабовладельческой стране с разнообразной культурой.
В многочисленных мифах о воз&никновении и управлении Вселенной действовал целый сонм бо&гов во главе с Зевсом. Примерно за 700 лет до появления филосо&фии были созданы Гомером выдающиеся произведения литерату&ры — «Илиада» и «Одиссея».Рабы выполняли в Древней Греции все тяжелые работы, у сво&бодных людей было много досуга и денег, нажитых ремеслами и торговлей. Процветало театральное искусство, особенно в жанре трагедии. Произведения Эсхила, Софокла и Еврипида с интере&сом смотрят и сейчас. Посещение спектаклей считалось обязатель&ным для свободных людей. Амфитеатры, в которых показывали трагедии, могли вместить несколько тысяч жителей города. Ши&рокое распространение получили скульптура, музыка и физкуль&тура. Древняя Греция — родина Олимпийских игр. Слово «гимна- етика» имеет тот же корень, что и «гимназия» (так назывались до 1917 г. школы в России, и это слово снова входит в оборот), потому что в древнегреческих гимнасиях не только изучали на&уки, но занимались атлетическими и физическими упражнения&ми на различных снарядах, уделяя им по нескольку часов в день. Поговорка «В здоровом теле — здоровый дух» пришла из Древней Греции. Образование было направлено на то, чтобы воспитать це&лостного, гармонически развитого человека, о чем мечтают и поныне.
Гармонически развитый человек должен быть умным. Но мож&но ли научить уму-разуму? Чувство собственного достоинства, свойственное грекам, не переходило в самомнение и сознание собственной непогрешимости, и они оставались достаточно критичными в области мышления.
Подлинно мудрые называли себя в отличие от софистов фило&софами, т.е. не мудрецами, а лишь любящими мудрость. Многие удивятся: при чем здесь любовь, если речь идет о знании? На самом же деле, именно любовь побуждает человека трудиться с желанием, без которого он не добьется успеха в выбранной им деятельности.
Философия начинается с критического анализа достижений культуры, прежде всего различных мифов, чтобы путем рассуж&дений удостовериться в их истинности.
Но возникновению фило&софии способствовали еще и обстоятельства, специфичные для Древней Греции. Прежде всего, там существовала прочная тради&ция свободных дискуссий, развившаяся в эпоху демократии — вла&сти народа (от «демос» — народ, «кратос» — власть), когда все свободные граждане собирались на главной площади города и со&вместно обсуждали общие дела, выслушивая всех желающих и при&нимая решения большинством голосов. Древние греки владели ис&кусством выражать свои мысли, что было необходимо для убеж&дения других в собственной правоте. Тот же, кого не хотели слу&шать, мог переехать в другой город (Древняя Греция состояла из независимых городов-государств) и проповедовать свои взгляды там. Вот этой возможностью и способностью рассуждать, особым, рациональным складом ума, необходимым для философствова&ния, греческий народ и отличался от других.Особо следует подчеркнуть, что философы в Древней Греции были свободными людьми, отдававшими себя полностью фило&софии. Они не были жрецами, как в Древней Индии, что привя&зывало бы их к традиционной религии, и не обязаны были нахо&диться на государственной службе, как в Древнем Китае, что свя&зывало бы их с существующими социальными традициями. Гре&ческие философы были полностью свободны в своих действиях и не подчинялись никому, кроме собственной совести, а это как раз то, что необходимо для развития философии.
Конечно, люди мыслили со времен своего появления на Земле. В широком понимании мудрого, целостного постижения бытия философия существовала во всех культурах. Она зародилась имен&но в Древней Греции. Мудрые изречения мы находим и в произве&дениях, созданных на Ближнем Востоке, в Древней Индии, Древ&нем Китае, но философия как дисциплина с определенной сис&темой понятий начинается там, где человек теоретически выде&ляет себя из окружающего мира и начинает рассуждать об отвле&ченных понятиях, формирующихся в мозгу и выступающих в ка&честве предмета мышления (т.е. того, о чем мыслят).
Еще одна причина появления философии именно в Древней Греции, тесно связанная с другими, — высокий престиж «любя&щих мудрость». Когда, завоевав очередной город, Александр Ма&кедонский подошел к сидящему на земле философу, чтобы обла&годетельствовать его, и, нагнувшись над ним, спросил: «Что я могу для тебя сделать?», Диоген Синопский гордо ответил: «Отой&ди, не загораживай мне солнца». И Александр Македонский не наказал дерзнувшего отказаться в довольно грубой форме от по&мощи «властителя Вселенной», а сказал, обратившись к прибли&женным: «Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Дио&геном». Да ведь и учителем его был знаменитый философ Ари&стотель.