<<
>>

  Золотая середина  

Стремление к реалистичности привело Конфуция к следова&нию правилу «золотой середины» — избегания крайностей в де&ятельности и поведении. «Такой принцип, как «золотая середи&на», представляет собой наивысший принцип.
Люди [уже давно не обладают] им»[50].

Понятие середины тесно связано с понятием гармонии. Благо&родный муж «...[строго придерживается] середины и не склоняет&ся ни в одну сторону. Именно в этом и состоит подлинная сила! Когда в государстве царит порядок, [он] не отказывается от того поведения, [какое у него было раньше]... Когда в государстве от&сутствует порядок, [он] не изменяет своим принципам до самой смерти»[51]. Так же отвечали и греческие философы. Но благородный муж не безрассуден. «Когда в государстве царит порядок, его сло&ва способствуют процветанию; когда в государстве нет порядка, его молчание помогает ему сохранить себя»[52].

Большое значение как в истории Китая, так и в учении Кон&фуция приобретает следование определенным, раз и навсегда за&веденным правилам и церемониям. Будда отказался от жертво&приношений, следуя принципу ахимсы. А Конфуций возразил же&лавшему положить конец обычаю принесения в жертву живот&ных: «Ты заботишься о баране, а я забочусь о ритуале»[53]. На воп&рос, что значит не нарушить принципов, Конфуций ответил: «При жизни родителей служить им, следуя ритуалу. Когда они умрут, похоронить их в соответствии с ритуалом и приносить им жерт&вы, руководствуясь ритуалом»[54]. «Использование ритуала ценно потому, что оно приводит людей к согласию»[55]. Ритуал признает только те поступки, которые освящены и проверены традицией. «Почтительность без ритуала приводит к суетливости; осторож&ность без ритуала приводит к боязливости; смелость без ритуала приводит к смутам; прямота без ритуала приводит к грубости»[56].

Цель ритуала — добиться не только внутрисоциальной гармо&нии, но и гармонии с природой.

«Ритуал [основан на] постоян- стве [движения] неба, порядке [явлений] на земле и поведении народа. Раз небесные и земные явления [происходят] регулярно, то и народ берет их за образец, подражая ясности небесных [явле&ний], и согласовывается с характером земных [явлений]... Но если этим злоупотреблять, то все перепутается и народ утеряет свои природные качества. Поэтому для поддержки этих [природных качеств] и создан ритуал»[57].

Ритуал, по живописному выражению, «это красочность долга». «Что называется долгом человека? Отец должен проявлять роди&тельские чувства, а сын — почтительность; старший брат — добро&ту, а младший — дружелюбие, муж — справедливость, а жена — послушание, старшие — милосердие, младшие — покорность, государь — человеколюбие, а подданные — преданность. Эти де&сять качеств и именуются человеческим долгом»[58].

Конфуций провозгласил принцип, который красной нитью проходит через всю историю этики: «Не делай людям того, чего не желаешь себе». Конфуций не был первым, кто сформулировал эту нравственную максиму, названную впоследствии «золотым правилом этики». Она встречается еще во многих древних культу&рах, а затем у философов Нового времени. Но в этом изречении выражена суть основных понятий Конфуция — человеколюбия, гуманности.

Встречаем мы у Конфуция и много других мыслей относитель&но правил общежития. «Не печалься о том, что люди тебя не зна&ют, а печалься о том, что ты не знаешь людей»[59]. «В дела другого не входи, когда не на его ты месте»[60]. «Слушаю слова людей и смотрю на их действия»[61].

Понимая значение знаний, Конфуций предостерегал от пре&увеличенного представления о собственных знаниях: «Зная что- либо, считай, что знаешь; не зная, считай, что не знаешь, — это и есть [правильное отношение] к знанию»[62]. Он подчеркивал важ&ность соединения обучения с размышлением: «Напрасно обуче&ние без мысли, опасна мысль без обучения»[63].

Лао-цзы, по преданию, уехал из Китая на запад (в Индию), и эта легенда отражает его близость к индийской мысли. Но и наи&более точно выразивший дух китайского народа Конфуций тоже потерпел неудачу в распространении своих взглядов. Сходство между Лао-цзы и Конфуцием в том, что оба они в соответствии с архетипом китайской мысли искали постоянства, но Лао-цзы на- шел его в недеянии, а Конфуций — в постоянстве деятельности — ритуале. Общим был и призыв к ограничению потребностей. Раз&личие же между ними в том, что они считали более важным. Но и Лао-цзы писал о человеколюбии, и Конфуций сказал: «Если ут&ром познаешь правильный путь, вечером можно умереть»[64].

<< | >>
Источник: Горелов А. А.. Основы философии : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. А.Горелов. — 9-е изд., стер. — М. : Издатель&ский центр «Академия»,2010. — 256 с.. 2010

Еще по теме   Золотая середина  :