<<
>>

10.7. Золотая середина


Золотая середина — середина между крайностями, единство противоположностей, исключающее крайности. Находиться между Сциллой и Харибдой, между молотом и наковальней.
Крайность — это противоположность, исключающая, вытесняющая, не допускающая другую противоположность.

Крайность нежелательна или даже опасна. Опасная крайность — это либо Сцилла, либо Харибда.
«Бросаться в крайность» — нарушать меру.
ЛК
лп



пп
ПК
Рис. 16
ПК — правая крайность
ЛК — левая крайность

пп — правая противоположность
лп — левая противоположность

— область золотой середины (нормы-меры)


Ниже приводится таблица противоположностей и крайностей (табл. 4), поясняющая схему взаимоотношения золотой середины, противоположностей и крайностей.

ПК пп лп ЛК трусость осторожность смелость, отвага,
храбрость безрассудство,
отчаянность застенчивость,
самоуничижение,
забитость
скромность
гордость гордыня,
высокомерие,
надменность
кичливость альтруизм,
самоотвержение любовь к другим любовь к себе эгоизм,
себялюбие расточительность щедрость бережливость скупость
жадность доверчивость доверие бдительность подозрительность легковерие вера сомнение,
скепсис скептицизм,
неверие, безверие прекраснодушие,
мечтательность оптимизм реализм,
трезвость пессимизм растворение в
общении общение уединение одиночество национализм,
шовинизм патриотизм интернационализм космополитизм сибаритство,
распутство ? умеренность аскетизм бесстыдство,
цинизм раскованность стыдливость робость,
стеснительность В педагогике: диктат, деспотизм,
тирания требовательность чуткость попустительство
В Древней Греции идея меры или золотой середины была одной из самых важных в системе жизненных принципов. Девиз «ничего слишком» («всё в меру») был начертан на стене главного греческого храма — храма Аполлона в Дельфах. Величайший философ Древней Греции, Аристотель, разработал целую теорию золотой середины. И впоследствии философы не раз возвращались к этой теории. А. Шопенгауэр, например, в подтверждение теории золотой середины приводил следующие соображения: «Всякое человеческое совершенство родственно какому-нибудь недостатку, в который оно может перейти; но точно так же и, наоборот, каждому недостатку соответствует известное совершенство. Поэтому заблуждение, в которое мы впадаем иногда относительно какого-либо человека, часто основывается на том, что мы в начале знакомства смешиваем его недостатки с родственными им совершенствами или же наоборот. Оттого нам тогда осторожный кажется трусом, бережливый — скупым или же расточитель — щедрым, грубость — прямотою и откровенностью, наглость — благородною самоуверенностью и т. д.» («Parerga und Paralipomena» — А. Шопенгауэр. Афоризмы и истины. М., Харьков, 2000. С. 657).

<< | >>
Источник: Балашов Л. Е.. Философия. 2005
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме 10.7. Золотая середина:

  1. ) получило более широкое и глубокое развитие.
  2. 85. Функции государства и государственная политика.
  3. Не следует преувеличивать значение характеристики, хотя бы и самой верной.
  4. ТЕМА 1. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ЭТИКИ
  5. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ
  6. 5.3. Процедура применения мер безопасности
  7. Глава 11ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ДУХОВНОСТИ РУССКОГО НАРОДА
  8. 3.1 Государственное регулирование процессов санации экономики
  9. Глава 14. Начинаем зарабатывать деньги
  10. 2. О ПРИНЦИПЕ «НЕ ЗАПРЕЩЕННОЕ ЗАКОНОМ ДОЗВОЛЕНО» (Н.И. Матузов)
  11. 1. ИДЕЯ ПРАВОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В ИСТОРИИ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ
  12. 2. ПРАВО КАК МЕРА СВОБОДЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ (Н.И. Матузов)
  13. ПАКЕТ ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ.
  14. Стратегии разрешения конфликта
  15. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВЫПУСКИ ОБЩЕФЕДЕРАЛЬНЫХ ТЕЛЕКАНАЛОВ: ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА, СПЕЦИФИКА ВЕРСТКИ, ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
  16. Носитель коммерческого секрета
  17.   Золотая середина  
  18. 10.7. Золотая середина
  19. 10.7. Золотая середина
  20. О том, что римляне, верша суд над подданными, когда этого требовали обстоятельства, избегали «золотой середины»