<<
>>

  Даосизм  

Какое значение имеет эта далекая от нашего миропонимания концепция для современности?

Лао-цзы считается основателем даосизма — направления ки&тайской мысли, дошедшего до наших дней.

На близость даосизма к нарождающемуся новому пониманию природы указывают эко&логи. Лао-цзы советует приспособляться к естественным циклам, указывает на самодвижение в природе и на важность равновесия, и, возможно, понятие «дао» является прообразом современных представлений о космических информационных поясах.

В трактате «Чжуан-цзы» сообщается о беседе Лао-цзы с Кон&фуцием, которая могла состояться между 518 и 511 г. Была она на самом деле или нет — неизвестно, но сообщение о ней ценно в том смысле, что показывает различия между двумя крупнейшими мыслителями Древнего Китая. Лао-цзы в этой беседе сказал Кон&фуцию: «Гуманность и справедливость, о которых ты говоришь, совершенно излишни. Небо и земля естественно соблюдают по&стоянство, солнце и луна естественно светят, звезды имеют свой естественный порядок, дикие птицы и звери живут естественным стадом, деревья естественно растут. Тебе также следовало бы со&блюдать [естественное] дао и его дэ [проявление]. Нет необходи&мости с усердием распространять учение о гуманности и справед&ливости... Этим ты только смущаешь народ»[45].

Вместе с тем признание человеколюбия основой отношений между людьми принесло славу Конфуцию.

Конфуций

Младший современник JIao-цзы Конфуций (ок. 551 — ок. 479 до н.э.) отдает традиционную для китайской культуры дань Небу как творцу всех вещей и призывает беспрекословно следовать судь&бе, но главное внимание уделяет сознательному конструирова&нию необходимых для нормального функционирования общества социальных связей.

Родился «учитель Кун» в бедной семье, рано остался сиротой и познал нужду, хотя, по преданию, происходил из царского рода.

Он занимал невысокие должности в царстве Jly, путеше&ствовал, а вернувшись на родину, жил в окружении многочис&ленных учеников. Основное произведение Конфуция «Лунь юй» («Беседы и высказывания») было записано его учениками и пользовалось на протяжении всей последующей истории Китая такой популярностью, что его заставляли даже заучивать наи&зусть в школах. Оно начинается фразой, почти дословно совпада&ющей с хорошо нам известной: «Учиться и время от времени повторять выученное».

Деятельность Конфуция, как и Лао-цзы, приходится на труд&ный для китайского общества период перехода от одной форма&ции — рабовладельческой, к другой — феодальной, и в это время было особенно важно не допустить крушения социальных устоев. К этой цели Конфуций и Лао-цзы шли разными путями.

Примат нравственности, проповедуемый Конфуцием, опреде&лялся стремлением китайского духа к устойчивости, спокойствию и миру. Учение Конфуция посвящено тому, как сделать счастли&вым государство через рост нравственности прежде всего высших слоев общества, а затем и низших. «Если руководить народом по&средством законов и поддерживать порядок при помощи наказа&ний, народ будет стремиться уклониться [от наказаний] и не бу&дет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуалов, на&род будет знать стыд, и он исправится»[46].

Нравственный образец для Конфуция — благородный муж: преданный, искренний, верный, справедливый. «Благородный муж ко всему подходит в соответствии с долгом; совершает поступки, основываясь на ритуале, в словах скромен, в по&ступках правдив»[47]. Противоположность благородного мужа — низкий человек. «Благородный муж ко всем относится одина&ково, он не проявляет пристрастия; низкий человек проявляет пристрастие и не относится ко всем одинаково»[48]. «Благородные живут в согласии [с другими людьми], но не следуют за ними, низкие следуют [за другими людьми], но не живут с ними в со&гласии»[49].

<< | >>
Источник: Горелов А. А.. Основы философии : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. А.Горелов. — 9-е изд., стер. — М. : Издатель&ский центр «Академия»,2010. — 256 с.. 2010

Еще по теме   Даосизм  :