Три мыслителя
Знакомство со взглядами этих мыслителей облегчается тем, что имеются три текста, прямо связанные с их именами.
Правда, ав- торство Jlao-цзы и время написания «Дао дэ цзина» нельзя счи&тать точно установленными; основной канон конфуцианства на&писан не самим Конфуцием, а представляет собой записи уче&ников; трактат «Мо-цзы» тоже, скорее всего, написан его по&следователями, хотя это единственный из трех связный текст с внутренней логикой в пределах глав, а не просто сборник афо&ризмов.Лао-цзы
Jlao-цзы — прозвище, означающее «старый учитель». Сведений о его жизни очень мало, но известно, что он был хранителем императорского архива Чжоуского двора — величайшего книго&хранилища Древнего Китая.
Жившего ранее двух других великих китайских мыслителей Лао- цзы (VI—V вв. до н.э.) нелегко понять не только потому, что основное его понятие «дао» очень неоднозначно: это и «главное над множеством вещей», и «матерь земли и неба», «первооснова мира», и «корень», и «путь»; но и потому, что в постижении это&го понятия мы не имеем возможности (как, например, в древне&индийской и других культурах) опереться на какие-либо мифо&логические образы, которые облегчили бы усвоение. Дао столь же неопределенно у Лао-цзы, как понятие Неба во всей китайской культуре.
Дао — источник всех вещей и основа функционирования бы&тия. Одно из определений дао — «корень». Корень находится под землей, его не видно, но он существует до растения, которое из него появляется. Так же первично и невидимое дао, из которого продуцируется весь мир.
Дао понимается и как естественный закон развития природы. Основное значение иероглифа «дао» — «дорога, по которой ходят люди».
Дао — путь, по которому идут люди в этой жизни, а не только нечто вне ее. Человек, не знающий пути, обречен на за&блуждение, он заблудший.Дао можно трактовать и как единство с природой через подчи&ненность одинаковым законам. В этом значении дао созвучно по&нятию «риты» в индийской философии. «Путь благородного мужа начинается среди [обычных] мужчин и женщин, но его глубин&ные [принципы] существуют в природе»[42]. Коль скоро существует этот всеобщий закон, нет необходимости в каком-либо мораль&ном законе — как в естественном законе кармы, так в искусст&венном законе человеческого общежития.
Дао ищется в себе. «Кто знает самого себя, тот сможет выяс&нить [сущность вещей], а кто знает людей, тот способен вершить дела»[43]. (Сравни с античным «познай самого себя».) Чтобы по&знать дао, надо освободиться от собственных страстей. Познав&ший дао достигает «естественного равновесия», потому что все противоположности приводит в гармонию и достигает самоудов&летворения.
Дао ничего не желает и ни к чему не стремится. Так же должны поступать и люди. Все естественное происходит как бы само со&бой, без особых усилий личности. Естественному ходу противопо&ставляется искусственная деятельность человека, преследующего свои эгоистические, корыстные цели. Такая деятельность предо&судительна, поэтому основным принципом Jlao-цзы выступает недеяние (увэй). «Дао постоянно осуществляет недеяние, однако нет ничего такого, что бы оно ни делало»[44]. Здесь опять диалектика. Увэй не есть пассивность, а, скорее, непротивление естественно&му ходу событий и деятельность в соответствии с ним.