<<
>>

Гуманная экология

относительно молодая науч ая дисциплина. Этот термин начинают использовать с 1921 года. Впервые его упоминают американские ученые Берджесс и Парк. Вначале под гуманной экологией понимали медици скую дисциплину, изучающую влияние среды на человека.
Од ако это влияние рассматривалось не только в рамках едици ских исследований, но фрагментарно и в рамках социологии, тех и- ки, архитектуры, экономики и права. Возникновение гу а ой экологии непосредственно связано с понимание того, что экология как наука должна исследовать природу структуры сообществ, появляющихся в различных хабитусах (где есть условия для жизни — еда, климат и др.), а также отдельные пере е- ны в их рамках. Экосистема человека — самодостаточ ое живое сообщество и его физическое окружение, обладающее рав ове- сием и взаимозависимостями, обусловленны и из е е ие энергии и материи.

Гуманная экология изучает формы развития сообществ «человеческой популяции», так как есть существен ые различия между поведением человека и других живых орга из ов в окружающей среде. Таким образом, развитие экологии вызвало рост научного интереса к исследованию фено ена среды и феномена хабитуса (природное окружение человека, по убеждению А. Гликсона, это любое естественное и искусстве о созданное пространство, обеспечивающее человека соответствующими внешними условиями, необходимыми для его постоянной экзистенции, т. е. едой, защитой, здоровье , кли ато , различными удобствами и т. д.).

Очень многоаспектно понимание социальной экологии. С точки зрения Н.Ф. Реймерса, разделение этих дисципли проще всего произвести по дуалистическим качества са ого человека. Когда речь идет об индивиде, репродуктивной группе — это экология человека; когда же рассматривается социаль ый ряд — личность, семья и т. д. — это социальная экология; объе-

ди е ие ауч ых отраслей, изучающих связь лич ости, се ьи и других социаль ых групп с природой и социаль ой средой, есть синэкология человека.

Н.Ф. Рей ерс считает, что для объе-динения экологии человека и социальной экологии ожет служить термин «социально-экономическая экология человека», пли «антропоэкология». Глобальная экология человека исследует взаимосвязь «природа—человеческое общество» в планетар о масштабе. К социальной экологии тесно примыкает экология культуры. Она исследует влияние на человека культур ой среды обитания, в которую включают материально-духовную среду жизни (от культурных ландшафтов и архитектуры до литературы). В последнее время возникло понятие «экология духа», включающее сферу морали, воззрений, духовности человека. Здесь смыкается цикл естественно-научных и гу анитар ых знаний на философском уровне.

Причисление к экологическому циклу наук об охра е природы и окружающей человека среде сделало экологическое з а- ние еще более обширной совокупностью дисциплин. Политизация экологических проблем выдвинула понятия экоразвития, экополитики, экологической безопасности. Связь их с эко о- микой определила появление эколого-экономических дисцип-лин.

Специфика современной экологии в том, что она из биологической науки превратилась в «большую» экологию — мега- экологию, вобрав в себя естественные и гуманитарные ауки, разделы географии, геологии, химии, физики, социологии, теории культуры, экономики и даже теологии. Мегаэкология — это уже не биология и никакая другая ранее известная аука, это новый раздел знаний.

<< | >>
Источник: Быстряков И.К., Меерсон Е.А., Карякина Т.Н.. Социальная экология: Курс лекций / Под общ. ред.Е.А. Меерсон. — Волгоград: Изд-во Волгоградского госу-дарственного университета,1999. — 256 с.. 1999

Еще по теме Гуманная экология: